В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Президент не предполагает проводить `непопулярные реформы` Назад
Александр Шохин: Президент не предполагает проводить `непопулярные реформы`
Александр Николаевич, как Вы оцениваете состоявшуюся на прошлой неделе коллегию Минфина и МЭРТ, превратившуюся в полноценное заседание правительства с участием Президента и многочисленных приглашенных лиц. От Путина ожидали программного выступления, но его не последовало, хотя определенные сигналы даны были. Что Вам показалось наиболее значимым?

Сам факт объединенной коллегии. Напомню, что планировали две отдельные коллегии - Минфина и Минэкономразвития, соответственно, на 3 и 5 марта. Но, в связи с отставкой правительства и назначением нового премьера, они были перенесены на более поздний срок, во-первых. Во-вторых, прошла форма объединенного заседания коллегий двух министерств. Я думаю, что этот факт тоже нужно зафиксировать. Дело в том, что одним из значимых (заметных, по крайней мере) недостатков деятельности правительства Касьянова была его неспособность договориться по налоговой реформе. Тот факт, что два ведомства имели разные точки зрения, а бывший премьер не смог взять на себя ответственность за выработку позиций правительства, по мнению некоторых наблюдателей, послужило одной из причин досрочной отставки правительства до вступления в должность вновь избранного Президента. Поэтому совместное заседание двух коллегий должно было продемонстрировать, что два ведомства могут договориться в режиме допубличной стадии, потому что до этого на публику выходили разногласия, правительство решений не принимало, в итоге складывалось ощущение неспособности правительства принимать решения. Эта формула совместного заседания двух коллегий призвана показать, что два министерства могут договариваться. И то, что налоговая тематика на этом заседании была ключевой, подтверждает этот факт.
По сути дела это было публичное заседание правительства, поскольку кроме Президента, премьера и двух министров, в нем принимали участие (сидя в первом ряду) практически все министры кабинета, и наблюдался гораздо более весомый сонм официальных лиц, нежели обычно присутствует на заседаниях правительства: бывшие министры экономики и финансов, первые лица различного рода общественных организаций и ассоциаций, например, Евгения Примакова. Редко на заседания правительства собирается такого рода публика. Это заседание носило характер публичного открытого заседания правительства, которые практиковались и в прошлом (по итогам полугодия и по итогам за год), потом эта практика исчезла, но, видимо, она возобновлена. Именно поэтому ожидали, что Путин сделает развернутое заявление по экономической программе. Он его не сделал, но он нанес несколько крупных мазков. Значение этого заседания состоит в том, что на нем поставлена окончательная точка как минимум на путях завершения налоговой реформы. Тот факт, что три ведомства, включая Министерство здравоохранения и социального развития, подтвердили схему Единого социального налога, график возможных снижений ЕСН и увеличения НДПИ, означает, что поставлена точка в этом затянувшемся споре. Тот факт, что схема снижения ЕСН опирается на некую конструкцию компенсации из бюджета, снижающегося поступления в Пенсионный фонд в рамках базовой пенсии, означает, что нагрузка на этом заседание была еще и социально-политической. Я напомню, что предшествовавшие предложения предполагали компенсацию выпадающих доходов за счет добровольных отчислений населения в Пенсионный фонд до 6%. Все это рассматривали как квази-подоходный налог, который увеличивал базовую ставку с 13% до 17%, а то и до 19%. Тот факт, что приняты решения, что никакой нагрузки для граждан не будет (даже соответствующим компенсационным повышением заработной платы), а все это берет на себя бюджет, является социально-политической установкой. Она показывает, что установка второго президентского срока, которую многие толковали как период непопулярных реформ, иная: Президент не предполагает проводить непопулярные реформы. Не случайна его оговорка во время выступления и дискуссии, в которой он принимал активное участие, что люди должны получить позитивный импульс не в долгосрочной перспективе, после завершения реформ, а "в ходе осуществления этих реформ". Это политическая установка для нового кабинета, потому что до сих пор либералы (в том числе, Греф) рассчитывали на то, что в течение ближайших двух лет будут вводиться меры, которые могут восприниматься как непопулярные, связанные с введением платности: образование, здравоохранение и т.д. Года через 3-4 они дадут положительный результат в виде повышения эффективности функционирования социальной сферы, концентрации помощи только для нуждающихся в ней и т.д. Тогда общая эффективность функционирования социальной сферы будет прочувствована всеми, но на это уйдет года 3-4, то есть, к следующим президентским выборам. Президент дал другую установку, и в ходе осуществления реформ должны ощущаться ее позитивные результаты. Это довольно сложная конструкция для правительства. Но тот факт, что в рамках идеологии снижения ЕСН найдена конструкция, которая позволяет снижать нагрузку без того, чтобы люди воспринимали эту благую меру как дополнительную нагрузку на свой карман, в рамках такого рода формулы правительству придется теперь искать конкретные решения.
Еще одна прозвучавшая установка. Президент, полемизируя с Германом Грефом, не дал тому возможности отнести получение серьезных результатов по снижению бедности на четырехлетний период и жестко потребовал получить уже через 3 года заметный результат: выйти на показатели уровня бедности, характерные для развитых стран - не более 10-12% населения при нынешних 24%. Хотя Герман Греф как объективно и честно мыслящий министр-профессионал пытался использовать более мягкие формулировки: "будем прилагать все силы" и т.д., Президент довольно жестко это сформулировал. В этом смысле его выступление (хотя и в форме реплик, дискуссионных моментов в ходе обсуждения) носило программный характер. Видимо, форма судьбоносных докладов - не та форма, которую Путин будет использовать. Публичная оказия, при которой он может сформулировать подшефному правительству жесткие установки, которые должны быть положены правительством в основу своей деятельности - новая формула, которой будет придерживаться Президент: выступать по тому или иному случаю (расширенное заседание той или иной коллегии, выступление по другим поводам). Но в ближайшее время надо будет выуживать набор установок, которые в течение ближайших двух месяцев лягут в основу программы правительства. И не только в программу, но и в действия, поскольку до лета многие законы, о которых сейчас идет речь, должны быть не только внесены в Госдуму, но и приняты в трех чтениях. Особенно это касается налогового пакета.

С Вашей точки зрения, нынешнее правительство сможет соответствовать заданным Президентом темпам, целям и задачам?

Если не сможет, то у Президента уже задана тональность: он вряд ли будет ждать до следующей легальной возможности смены кабинета после очередных президентских выборов - он будет использовать те возможности, которые у него есть как у Президента.



22 марта 2004
http://www.shohin.ru/index.htm







Док. 326496
Перв. публик.: 22.03.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 372

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``