В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Власть уже через год может вернуться к старой схеме Назад
Александр Шохин: Власть уже через год может вернуться к старой схеме
Александр Николаевич, на вчерашнем заседании правительства была окончательно определена его структура, принципы работы и задачи. Премьер-министр Фрадков в числе прочих определил, что у каждого министра будет всего по 2 заместителя, а сам министр будет ответственным экспертом, несущим всю полноту ответственности за все принимаемые ведомством решения. Как Вы оцениваете новую конфигурацию исполнительной власти, насколько она будет эффективной и хватит ли двух заместителей для расширенных ведомств?

Надо учитывать, что реально у министра заместителей больше, так как ему дали в подчинение надзоры и агентства. У некоторых министров по несколько агентств и надзоров, их руководители де-факто и даже де-юре могут выступать в качестве заместителей министров. Некоторые министерства имеют до шести федеральных служб. Если рассматривать их руководителей как своего рода заместителей министра, то их количество существенно выше. К примеру, если мы возьмем Минобразования и науки, там есть Агентство на науке, есть Агентство по образованию, есть Надзор в области науки и образования и т.д. В промышленном ведомстве таких структур еще больше. Это, во-первых.

Во-вторых, существует проблема, связанная просто с документооборотом. От имени правительства и министерств могут выступать либо министры, либо заместители министров. На уровне правительства это создает проблему. К примеру, отзывы на законопроект могут подписывать только два человека - премьер-министр и вице-премьер. Понятно, что документооборот несколько возрастет. С учетом того, что раньше документы "гуляли" внутри министерств, а сейчас из министерств выделились самостоятельные федеральные ведомства - агентства и надзоры, - то переписка носит уже межведомственный характер, а подписывать соответствующие бумаги от имени ведомств, министерств могут лица, имеющие статус не ниже заместителей. В итоге по чисто бюрократическим причинам количество замов должно быть достаточным для организации документооборота.

Применительно к новым министерствам проблема количества замов не судьбоносна. Министры нанимают этих людей в ведомства, где штатное расписание изначально чистое. Это означает, что ряд ведомств (Минфин, Минэкономразвития), которые не реорганизовывались, в которых сейчас по 20 заместителей, предстоит "резать по живому". Это серьезная проблема для министров, которые повышали статус тех или иных ключевых работников в основном через титулы. Могут возникнуть проблемы самого разного свойства.

В принципе, действует некий шаблон - у первого лица в любом ведомстве должно быть не более двух замов. Вчера мы увидели эту схему, реализованную на примере федеральных министерств, а также на примере президентской администрации - первое лицо и два зама. В правительстве такая же система: у Фрадкова реально 2 зама - Жуков и Козак. Видимо этой модели будут придерживаться какое-то время все структуры.

Если апеллировать к другим странам, например, к США (образец, по мнению многих, административной реформы), там есть понятия самые разные: заместитель министра называется deputy, есть уровень under secretary, есть assistant to the secretary и т.д. Эта схема может быть возрождена и использована на уровне правительства. В частности, появится институт помощников и советников у министра, у премьер-министра и у заместителя министра, которые будут являться экспертами высокого уровня, когда все представительские функции так или иначе будут узаконены. Условно говоря, помощник министра может обладать статусом не ниже заместителя министра (имеется в виду не право подписи, а право излагать точку зрения министерства на различного рода совещаниях). У нас присутствие на совещаниях человека в ранге не ниже заместителя министра часто является обязательным, если совещание происходит в Белом доме, поскольку нужно, чтобы ответственный товарищ излагал точку зрения. Я думаю, для такого рода экспертных технологий институт помощников и советников министра должен повысить свой статус с тем, чтобы они могли иметь реальные полномочия при согласовании тех или иных документов, тех или иных позиций с другими ведомствами. Хотя бы на таком рабочем уровне их подписи должны признаваться партнерами из других ведомств в качестве точки зрения министра. Такого рода технологии должны будут компенсировать нехватку начальства федеральных органов исполнительной власти, но хуже будет, если внедрится схема управления с ограниченным числом заместителей, в частности, с ликвидацией института первого заместителя. Власть через год может вернуться к старой схеме, когда в каждом ведомстве в порядке исключения начнут появляться третий, четвертый, пятый заместители, а потом один из них будет становиться первым и т.д. Надо пытаться удержать эту систему, компенсируя ее другими технологиями, в частности, электронным документооборотом, созданием регламента, повышением статуса реального руководителя департамента, министерства и ведомства и т.д. Я думаю, хотя эта работа и очень сложная, но она осуществима.



26 марта 2004
http://www.shohin.ru/index.htm








Док. 326488
Перв. публик.: 26.03.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 368

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``