В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Очень важно, чтобы социальный сектор функционировал на рыночных принципах Назад
Александр Шохин: Очень важно, чтобы социальный сектор функционировал на рыночных принципах
Александр Николаевич, по сценарным условиям развития экономики России на 2005-2007 гг., которые правительство в целом одобрило на прошлой неделе, получается, что в этом году рост ВВП составит 6,4%, а в следующем 6,2%. При этом МЭРТ увеличило прогноз за день до заседания правительства. Доходы населения в реальном выражении к 2007 году увеличатся на 40%. Показатель инфляции на следующий год колеблется от 6,5% до 8,5%, - окончательно правительство еще не определилось. К 2007 году инфляция должна составить уже 4%. Уровень укрепления рубля в этом году составит 7,9%, а в следующем 7%. Кроме того, Герман Греф говорил, что влияние внешних факторов на экономику России к 2007 году существенно сократился. Насколько реалистично выглядит этот прогноз?

Все наши прогнозы связаны с оценкой зависимости и чувствительности российской экономики к внешним факторам. Более скромный и достаточно консервативный прогноз (о котором Герман Греф говорил 10 дней назад на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития, до последнего дня отстаивая его) базировался на оценках мировых цен на нефть. Он позволял сделать вывод о том, что темпов роста ВВП в этом году выше 5,8% ждать не приходится. Что касается поправок, то увеличение на 0,6% прогноза в последней версии не является просто уступкой Президенту, который требовал быть амбициозным и ориентироваться на темп не ниже 7%. Хотя это и было шагом навстречу требованию Президента, Минэкономразвития нашло оправдание в уточненном прогнозе мировых аналитиков, которые прогнозировали мировые цены на нефть на уровне не ниже $24 за баррель в расчете на Urals и $27 за Brent и легкие смеси. Понятно, что прогноз аналитиков не может менять всю структуру прогноза, но это обстоятельство, сама идеология корректировки цифр прогноза, означает, что зависимость российской экономики от мировой конъюнктуры очень высока. Более надежные прогнозы, ориентированные на учет факторов внутреннего развития и на оценку инвестиционной, предпринимательской активности российских компаний, ориентирующихся на внутренний спрос, пока еще не дают оснований полагать, что экономика может выйти на 7%-ный рост, отсюда и разрывы в оценках.
Самой принципиальной является оценка снижения зависимости российской экономики от мировой конъюнктуры и то, что через 3 года эта зависимость снизится. Это безусловно, так. Другое дело, в какой мере она снизится? Если внешнеэкономические факторы дают 2/3 ВВП, если нет такого прироста ВВП, чтобы было можно считать, что зависимость снизилась, надо поменять местами внутренние и внешние факторы, надо добиться того, чтобы вклад внешних факторов был не более 1/3 ВВП, в то время как внутренние факторы должны давать более 2/3. Я думаю, что эта задача осознается и формулируется властями. Другое дело, что дело не только в прогнозе, но и в механизмах достижения этой цели. Здесь блок структурных институциональных реформ оказывается ключевым, во-первых. Во-вторых, оценка возможности перелива инвестиционных стимулов из экспортно-ориентированных отраслей в отрасли, ориентирующиеся на внутренний спрос, тоже является ключевой. Здесь очень важно не пойти по упрощенным схемам типа изъятия природной ренты из сырьевых отраслей, направления высвободившихся ресурсов через механизмы различных государственных фондов, "бюджетов развития" в перерабатывающую отрасль. Очень важно остаться в рамках рыночной и экономической парадигмы: если и изымать дополнительную ренту из сырьевых экспортно-ориентированных отраслей, то для того, чтобы снизить налоги, в первую очередь те, которые имеют принципиальное значение для перерабатывающих отраслей. Важно закончить те реформы, которые начаты, будь то налоговая, пенсионная, реформа банковской системы, институтов рынков капитала. Не менее важным является и блок социально ориентированных реформ. К тому же 2007 году очень важно, чтобы социальный сектор функционировал на рыночных принципах, не съедая без бесплатной отдачи возрастающий объем публичных ресурсов. Я думаю, что дискуссия вокруг прогноза должна все-таки переместиться по поводу темпов преобразования и содержания преобразования. Если дискуссия будет только по поводу цифр, правительство вынуждено будет заложить амбициозные планы, но речь идет не о том, чтобы правительство, просидев 3 или 4 года, просто разводило бы руками, либо молило Бога, чтобы получить хороший результат за счет сохранения цен на нефть. Важно сделать следующий шаг и выработать достаточно амбициозную программу действия, а не просто выставить амбициозные цифры на ближайшие 3-4 года.

С Вашей точки зрения, до 2007 года реально вывести экономику России на качественно иной уровень?

Получить качественно новый тип экономического роста за 3 года довольно сложно. Речь идет о том, чтобы сформировать механизмы, которые не гарантируют качественно новый тип роста, а выводят экономику на эту цифру. Пока есть подушка безопасности, высокие цены не только на нефть, но и на другие сырьевые товары российского экспорта, надо максимально использовать это окно возможностей. 2004 год - благоприятный год для довольно серьезных, радикальных преобразований, в том числе, и в налоговой сфере.

    

29 марта 2004
http://www.shohin.ru/index.htm





Док. 326487
Перв. публик.: 29.03.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 354

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``