В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Кто-то все равно потеряет Назад
Александр Шохин: Кто-то все равно потеряет
Александр Николаевич, вчера Герман Греф заявил, что правительство и Президент приняли тяжелое решение - заменить все льготы в стране на адресные денежные выплаты. Теперь нагрузка ляжет на федеральный бюджет, а не на регионы, как это было раньше. В результате все, кому положены льготы, получат все в полном объеме. Речь идет о более чем 140 млрд. рублей из федерального бюджета. С Вашей точки зрения, будет ли такое нововведение эффективной мерой в социальной политике?

Речь об отмене льгот и их модификации, то есть, переводе в денежные формы, идет уже давно. В 1997 году правительство в первый раз пыталось вынести на рассмотрение Государственной Думы пакет об отмене льгот и переводе некоторых льгот в денежную форму. В частности, военнослужащим и приравненным к ним категориям были монетизированы некоторые из них для повышения денежного содержания, но большая часть льгот осталась. Проблема состоит в том, что эти льготы частично являются необеспеченными мандатами, например, в сельской местности многие граждане даже не подозревают об их существовании. С другой стороны, наблюдается неравномерность доступа к этим льготам: кто больше пользуется общественным транспортом, тот больше и получает. Принцип здесь не в нуждаемости в той или иной помощи, а, скорее всего, в различии образа жизни. Понятно, что льготы на общественном транспорте - льготы для крупных городов. В малых городах или в сельской местности никто не пользуется ими из-за отсутствия физической возможности. Надо иметь в виду, что все эти льготы ложатся на местный бюджет: они устанавливаются федеральным бюджетом, а исполняются местным бюджетом, поскольку тот же общественный транспорт финансируется из местного бюджета. Это давно пора было бы упорядочить. Другое дело, что упорядочение для одних будет справедливым, поскольку они получат прибавку в несколько сот рублей к месячной пенсии или к другому денежному доходу, на который не рассчитывали, не получая практически ничего. Но для других пенсионеров - жителей крупных городов - эта льгота является существенной, поскольку единый проездной билет сейчас стоит 700 рублей, а вряд ли в самых оптимистических вариантах компенсация дотянет даже до половины этой цифры. Кто-то потеряет, поскольку в любом случае здесь будет принцип усреднения, и надо учитывать, что, во-первых, в среднем такая схема из 140 млрд. номинальных выплат по такого рода льготам использовала хоть и существенную часть, но не весь объем. Во-вторых, доступ к этим льготам был неравномерен. В среднем эта мера должна восприниматься как мера установления социальной справедливости и переходу к адресной социальной помощи. Единовременно это может лечь на бюджет, но потом что называется "рассосется" и позволит тем же местным бюджетам сориентироваться на адресной социальной помощи на основе заявительного характера и предоставления ее действительно нуждающимся. Учитывая, что эту функцию возьмет на себя федеральный бюджет, у местных бюджетов высвобождаются ресурсы, которые могут быть пущены на адресную социальную помощь. В бюджетах крупных муниципальных образований, включая столичный бюджет Москвы, появятся ресурсы, которые можно пустить на предоставление реальных льгот нуждающемуся населению.

А единовременно 140 млрд. - не слишком тяжелая ноша?

Это тяжелая ноша, но было бы правильнее (я эту мысль высказывал с 1997 года) приурочить отмену льгот к очередному или внеочередному повышению зарплат бюджетникам или пенсий, не связанному только с индексацией, с пересмотром тарифных разрядов или какой-то другой акции по единовременному повышению.
В рамках запланированного повышения окладов, пенсий и т.д. в него можно "упрятать" компенсационные выплаты, связанные с монетизацией льгот. В этом смысле их не обязательно плюсовать, повышение должно быть более значительным, чем размер отменяемых льгот. Тогда оно "съедает" эти льготы и психологически воспринимается легче. Но это не специальное повышение под отмену льгот, надо было бы подождать с каким-нибудь очередным повышением зарплаты бюджетникам, пенсий и только тогда проводить это повышение, может, в больших объемах, но так, чтобы натурально "съесть" этим повышением данные льготы.



12 апреля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm








Док. 326472
Перв. публик.: 12.04.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 333

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``