В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Недостижение тех или иных результатов должно быть основанием для выдачи чиновнику `волчьего билета` Назад
Александр Шохин: Недостижение тех или иных результатов должно быть основанием для выдачи чиновнику `волчьего билета`
Александр Николаевич, Президент Путин вчера подписал указ о значительном повышении зарплат чиновникам Белого дома. Например, Дмитрий Козак будет получать 90 тыс. рублей в месяц. Понятно, что это делается ради борьбы с коррупцией, но тогда столь же существенно надо повышать зарплаты по всей чиновничьей лестнице - вплоть до работников паспортных столов и военкоматов. Хватит ли на такое повышение зарплат бюджетных денег, учитывая, что правительству не хватает 1,5 трлн. рублей на выплату социальных обязательств? И не вызовут ли такие высокие зарплаты правительственных чиновников социального протеста?

Во-первых, это достаточно тяжелое решение - повышение зарплаты чиновникам в условиях, когда уровень бедности в стране высокий, а задачи по снижению бедности хотя и поставлены, но требуют времени и успешного развития экономики в целом. Опережающее повышение зарплаты чиновникам в этом смысле является социально тяжелым мероприятием, но без него трудно обойтись, поскольку дешевый чиновник дорого обходится государству и обществу. В условиях, когда труд не обеспечивает чиновнику достойного уровня жизни, трудно рассчитывать на то, что он самостоятельно не добирает на этот уровень жизни через схемы заимствования, коррупционные технологии и т.д. Во-вторых, трудно обеспечить чиновничьи структуры квалифицированной рабочей силой из того же бизнеса. Какая-то минимальная сопоставимость должна быть. Минимальный социальный уровень для высококвалифицированного менеджера в исполнительной власти должен быть на уровне аналогичной оплаты менеджеров такого же класса в коммерческом секторе - иначе трудно подпитывать госвласть, госслужбу квалифицированными людьми из частного сектора. Естественно, это повышение зарплаты будет восприниматься просто как "кормление" чиновников, дополнением ко всем существующим методам оплаты. Если четко не будет выстроена система оценки деятельности труда чиновников, не будут утверждены административные регламенты, которые будут описывать процедуры принятия решений, процедуры согласования тех или иных решений, четко будут прописывать права, ответственность тех или иных структур, а также чиновников, их возглавляющих. Следует в максимальной степени использовать контрактную систему, когда недостижение тех или иных результатов или конфликты интересов чиновников могут быть основанием для расторжения контракта и для выдачи своего рода "волчьего билета", не дающего ему основания занимать посты не только на госслужбе, но и в частном секторе - к такого рода чиновникам должны относиться осторожно. Я думаю, что если сейчас как-то обозначить другие направления административной реформы, среди которых повышение зарплаты чиновникам будет только элементом, то восприятие этой акции будет намного более спокойным. Более того, в течение ближайшего года понадобится четкое разъяснение того, как оценивается работа чиновников, по каким показателям решается вопрос отстранения чиновников, которые получали высокую зарплату (в принципе, надбавку за результаты), но не добились этих результатов.

Повышение пройдет только на высшем чиновничьем уровне?

Понятно, что речь сейчас идет только о лицах, принимающих решения, - о менеджериальной части госаппарата, а не об исполнительской части. Учитывая, что исполнители часто готовят то или иное решение и тоже часто вынуждены "добирать" с клиентов, трудно выстроить новую схему отношений на одном уровне, на высшем уровне управления, оставив без изменения исполнительский уровень. Здесь проблема, во-первых, в ограниченности ресурсов; во-вторых, проблема в оптимизации численности структуры. Тут важно выстроить общую линию, когда при сокращении числа министерств и ведомств, общей численности аппарата управления, зарплата повышается за счет пресловутой экономии фонда оплаты труда. В этой связи надо внимательно посмотреть на структуру органов власти, в частности, посмотреть, как те или иные агентства и службы ориентированы на достижение конкретных результатов. Сейчас просматривается определенное дублирование в деятельности определенных агентств и министерств, под крышей которых они работают: в частности, министерство культуры и агентство по культуре и кинематографии, министерство науки и образования - соответствующее агентство по науке и образованию. В ряде случаев просматривается чисто отраслевой механизм создания агентств. Может получиться, что и министерство, и агентство будут заниматься схожими функциями. Очень важно осуществить это разделение - создавать и оставлять агентства только в тех случаях, когда реально есть объект управления в виде сохранившейся в руках государства собственности, либо в форме реальных финансовых потоков, которыми государство должно управлять применительно к этим объектам. Там, где этого нет, можно соответствующие функции оставлять у министерств или передавать федеральному казначейству. Такая работе по оптимизации должна вестись шаг за шагом, начиная с майской корректировки структуры правительства и заканчивая каким-то периодом, достаточным для демонстрации успехов новыми структурами (это как минимум около года). И только тогда можно будет показать, что чиновник не просто оказался в "теплом месте" и получал зарплату за это самое "теплое место", а что он вынужден на своего рода рынке демонстрировать свои конкурентные преимущества. Если эти элементы реформы не будут отодвинуты на второй и третий план, легче будет доказывать (в том числе и избирателям), что это решение было правильным. И тогда это тоже позволит переносить новую систему оплаты труда не на уровень, выходящий за рамки топ-менеджеров исполнительной власти, а выходящий на уровень исполнителя, потому что квалифицированные исполнители, владеющие компьютерными технологиями, языками и т.д., тоже достаточно дорого стоят. Минимальная сопоставимость с коммерческим сектором на уровне социально приемлемых зарплат, безусловно, должна быть.



27 апреля 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326458
Перв. публик.: 27.04.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 386

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``