В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Россия может сыграть решающую роль в стабилизации цен на нефть. С выгодой для себя Назад
Александр Шохин: Россия может сыграть решающую роль в стабилизации цен на нефть. С выгодой для себя
Александр Николаевич, сейчас цены на нефть находятся на беспрецедентно высоких уровнях. При этом президент OPEC заявляет, что картель к этому непричастен и на ситуацию влиять не может. Эксперты в один голос говорят об угрозах для мировой экономики, и о том, что вскоре высокие цены могут стать причиной панических настроений. Насколько, с Вашей точки зрения, велика опасность нового нефтяного кризиса? Или просто наступила эпоха высоких цен на нефть, и нынешний уровень - только начало?

На протяжении последнего времени преобладало мнение, что период высоких цен на нефть вот-вот закончится. Исторические примеры, когда подъемы и скачки цен сменялись их падением, говорили в пользу этой гипотезы, и все ждали, когда упадут эти цены: то ли в конце прошлого года, то ли в этом году. Сейчас стало преобладать мнение, что мы вступаем в период высоких цен на нефть. Лучшее, на что могут надеяться потребители нефти, - удержание цен в новом коридоре: не прежние $22-28 за баррель, а $25-30, что было бы идеальным вариантом. Сейчас цены "зашкаливают" и за этот коридор. Политическая ситуация, поведение ОРЕС и прочие факторы, - в частности, все еще слабая мировая экономика, которая, выходя из кризиса, увеличит спрос на энергетические ресурсы, и тем самым тоже будет способствовать сохранению тенденции к повышению цен на нефть - все эти факты говорят о том, что мы вступаем в период высоких цен, к чему нужно приспособиться.
Россия от этого только выигрывает, при условии, что не грянет кризис мировой экономики, который приведет к сокращению спроса. Она выигрывает не только по причине устойчивого роста экспортных доходов и сохранения высоких поступлений в бюджет, но не исключено, что она может выиграть и с точки зрения долгосрочных вложений прямых инвестиций в российскую нефтяную отрасль. Сейчас крупнейшие мировые компании, несмотря на ситуацию с некоторыми нефтяными компаниями, активно просматривают варианты приобретения бизнеса в России с целью диверсификации поставок нефти на американский и европейский рынки. Здесь явная конкуренция между американскими и европейскими компаниями - в частности, по поводу будущей продажи крупного пакета Сибнефти. Но чем бы ни закончилась ситуация с ЮКОСом, иностранные компании все равно предъявят спрос на крупные, не менее блокирующего, пакеты в этой компании. Не говоря о том, что возможны и совместные (без покупок российского бизнеса) проекты с российскими компаниями. Думаю, что многие "полупохороненные" проекты, такие как строительство трубы на Мурманск, Находку или Дацин, могут быть довольно быстро реанимированы с помощью западных инвестиций. Это единственный способ диверсификации поставок нефти, единственный способ удержать ОРЕС в каких-то приемлемых рамках. Понятно, что за счет инвестиций в российскую нефтяную отрасль произойдет снижение цен. Мы можем потерять от этого снижения цен, во-первых, если это снижение будет умеренным; во-вторых, будет сопровождаться большими вложениями в российскую экономику. Вполне возможно, что Россия может и выиграть, став важным элементом стабилизации мировой экономической энергетической ситуации. Поэтому я бы рассуждал так: во-первых, мы вступаем в период высоких цен на нефть; во-вторых, Россия может сыграть определенную (если не решающую) роль в стабилизации этой ситуации, в стабилизации роли повышения предсказуемости мировой экономики.

А в чем может заключаться кризис мировой экономики, вызванный высокими ценами энергоресурсов?

Кризис может заключаться в низких темпах роста, в стагнации, в еще большем замедлении процесса выхода из кризиса, в котором оказалась американско-европейская экономика. Никаких резких потрясений не будет, но эта ситуация со стагнацией может продлиться, потому что для адаптации к высоким ценам потребуется какое-то время, наверное, несколько лет. Если другие факторы не будут способствовать "встряске" американской экономики, то рассчитывать на темпы роста более 3-4% будет достаточно сложно.

И это может сказаться на России?

На России это скажется с точки зрения производителя нефти, поставщика энергетических ресурсов. Я уже говорил, что Россия выиграет от этой ситуации, но возможны и минусы, связанные с обменными курсами, с возможным сокращением спроса на те или иные товары российского экспорта, уже не связанные напрямую с энергетикой, а связанные с металлами и т.д. Но здесь все равно баланс плюсов и минусов будет скорее в пользу России. Поэтому задача состоит в том, чтобы не просто пассивно потреблять те дополнительные блага, которые связаны с возможным продлением ситуации этой стагнации от высоких цен на нефть, а воспользоваться этой ситуацией и сделать какой-то стратегический прорыв, в том числе, в диверсификации российской экономики, но на основе энергетической отрасли.


    


11 мая 2004
http://www.shohin.ru/index.htm






Док. 326451
Перв. публик.: 11.05.04
Последн. ред.: 26.06.07
Число обращений: 352

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``