В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ситуацию с аукционом по `Славнефти` комментирует Михаил Емельянов Назад
Ситуацию с аукционом по `Славнефти` комментирует Михаил Емельянов
"Радио России"

Ведущий: Ситуацию с аукционом по "Славнефти" мы сегодня попросили прокомментировать нескольких интересных экспертов. Слово директору Экспертного института Андрею Нещадину.

Здравствуйте, Андрей Афанасьевич. Аукциону по продаже "Славнефти", практически, с момента объявлени было присвоено звание крупнейшей сделки этого года. Так ли это?

Андрей Нещадин: Да, это абсолютно так. Правительство имеет в самом начале года свободных средств сверх бюджета примерно 250 млрд рублей, которые могут и будут направлены на погашение того внешнего долга, который, как вы знаете, у нас в следующем году довольно высок.

Ведущий: После продажи "Славнефти" в собственности государства остается только одна нефтяная компания - это "Роснефть". Этого достаточно для государства?

Андрей Нещадин: Вполне, потому что государство имеет в своем арсенале такие рычаги управления как налоги на недры, платежи, таможенные пошлины и, кроме этого, имеет контрольный пакет...

Ведущий: Поначалу о намерении участвовать в аукционе по "Славнефти" объявляло довольно много российских компаний, да и зарубежных тоже. Но о намерениях, я подчеркну. Постепенно количество участников резко сократилось. Чем это можно объяснить?

Андрей Нещадин: Ну, во-первых, это будет трудно тем, что идет одновременная продажа государственного пакета "Лукойла", во-вторых, совершенно ясно, что, по всей видимости, ну, я хотел бы надеяться, что это будут наиболее открытый и честный аукцион в России, а это означает то, что, в общем-то, минимально объявленная цена будет превышена, я думаю, значительно.

Ведущий: Тем не менее, ряд экспертов, аналитиков высказывало уже сомнения, что аукцион может не состояться, если, например, какая-то из компаний-участников объявит цену на пакет, ну, допустим, 10 млрд долларов, естественно, завышенную, но потом их не заплатит. Таким образом, аукцион придется переносить. Насколько вероятен такой прогноз?

Андрей Нещадин: Ну, такую вероятность исключать нельзя, конечно. Но здесь разговор идет о том, я еще раз повторяю, что даже система отказа многих фирм от участия в конкурсе показывает то, что на бирже, на то, что можно будет по очень заниженной цене взять хороший лакомые куски, как это происходило ранее, видимо, не оправдаются.

Ведущий: Пока объявленная цена пакета 1 млрд 700 млн долларов, но предполагается, что уйдет "Славнефть" за более значительную сумму.

Андрей Нещадин: Я хочу надеяться.

Ведущий: Какую сумму вы считаете реальной?

Андрей Нещадин: О, это, извините, это вопрос аукциона, это рынок, а не государственная оценка приватизации, которая у нас существовала ранее.

Ведущий: Теперь мне бы хотелось остановиться на возможных участниках. Что касается компании "Роснефть", которая заявляла о намерении участвовать в аукционе. В правительстве говорили о том, что это не соответствует законодательству, потому что "Славнефть" приватизируется, значит, они не могут переходить в руки другой государственной компании. А компания "Роснефть" - это компания государственная.

Андрей Нещадин: Но, видимо, да. Там против перекладывания денег из одного кармана в другой.

Ведущий: Но тем не менее, пока заявления об отказе "Роснефти" от участия в аукционе не поступало.

Андрей Нещадин: Давайте подождем завтрашнего дня.

Ведущий: Следующий эксперт, с которым мы смогли связаться сегодня днем это президент Фонда политика Вячеслав Никонов.

Список участников аукциона по продаже компании "Славнефть" менялся неоднократно, но он до конца еще не определен, ждем информации от Российского фонда федерального имущества. Тем не менее, кто-то заявлял о намерении участвовать, кто-то снимал свою кандидатуру, и вот среди тех, кто такую кандидатуру снял, буквально в последний момент - Китайская национальная нефтяная компания. И сам факт ее намерения участвовать в аукционе и отказ от это участия комментариуется экспертами-аналитиками достаточно по-разному. Ваша точка зрения по этому поводу.

Вячеслав Никонов: Я считаю, с самого начала была допущена определенная ошибка. Все-таки Российский фонд государственного имущества дал понять зарубежным компаниям, что не будет против того, чтобы они участвовать в аукционе по "Славнефти". Затем Китайская нефтяная компания, действительно, проявила большой интерес к участию в аукционе. Но это уже забеспокоило российских участников, и в том числе представителей российских официальных органов. Я считаю тоже, что, в общем-то, победа китайской компании на аукционе, которая была бы, конечно, возможна, потому что китайские национальные нефтяные компании вся мощь китайского государства, вряд ли бы отвечала долгосрочным интересам России. Но в этой ситуации, я считаю, то, что произошло - это лучший выход. Китайская сторона, поняв, что с нашей стороны нет желания передавать нефтяную компанию, одну из крупнейших в стране, в руки зарубежной компании, тем более, государственной, предпочла просто выйти из борьбы. В этом случае удалось спасти лицо всех, и российскому руководству, и китайскому.

Ведущий: И последний вопрос. Можно ли говорить о том, что на сегодня аукцион становится наиболее эффективной формой передачи государственной собственности в частные руки?

Вячеслав Никонов: Аукцион всегда был наиболее эффективной формой передачи государственной собственности в частные руки. Они проводятся по всему миру, когда речь заходит о приватизации. Поэтому только в этом случае государство имеет возможность получить максимальную цену за продаваемую собственность. Все другие способы, которые не предусматривают открытой борьбы, приводят к тому, что совершается закулисная сделка по поводу аукционов, и в этом случае государство просто проигрывает, отдавая порой огромные активы за очень небольшие деньги. К сожалению, именно так происходила приватизация в России во второй половине 90-х годов, когда очень многие государственные компании, которые могли быть проданы за очень большие деньги уходили, к сожалению, гораздо ниже своей цены.

Ведущий: Я напомню, что с президентом Фонда политики Вячеславом Никоновым мы беседовали днем, когда по поводу участия китайской компании по аукциону по "Славнефти" была вроде бы однозначная ситуация - не участвует, заявку сняла. Потом, как мы уже говорим сейчас, появились некоторые другие сообщения. И вот сейчас на связи с нашей студией зампред думского Комитета по собственности Михаил Емельянов.

Ваше отношение к аукциону по "Славнефти". Насколько своевременно?

Михаил Емельянов: Ну, аукцион всегда своевременный. Вы, видимо, имеете в виду, благо или не благо - участие китайской компании, возможность обретения контроля над...

Ведущий: Вообще, список участников.

Михаил Емельянов: Список участников понятен, за исключением нового игрока, нового для нас, это китайской нефтяной компании. Так?

Ведущий: Ну, в общем, да.

Михаил Емельянов: И я считаю, что ситуация с китайской нефтяной компанией она поднимает более общую, более серьезную проблему для нас.

17.12.2002
http://www.emelyanov.ru/publictext/public/id/459171.html

Док. 326396
Перв. публик.: 17.12.02
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 382

  • Емельянов Михаил Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``