В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ЯБЛОКО` готово быть властью. Назад
`ЯБЛОКО` готово быть властью.
Интервью С. Григорьева с депутатом Госдумы от Ростова, одним из лидеров фракции "ЯБЛОКО" и участником подготовки альтернативного бюджета Михаилом Емельяновым


Вряд ли требует доказательств, что бюджет страны - документ, от которого зависит жизнь каждого из нас. Бюджет - это зарплаты и пенсии, оборона страны и правопорядок, социальная защита и состояние экономики.

"Финансовая Конституция" страны разрабатывается правительством. Но этой осенью фракция "Яблоко" в Государственной Думе предложила свой вариант закона "О государственном бюджете".

Реакция коллег-парламентариев на инициативу "Яблока" была, мягко говоря, неодобрительной. В основном, думские лидеры морщились и говорили "это несерьезно". А вот в правительстве к предложению "Яблока"отнеслись с большим вниманием. Премьер-министр В.В. Путин специально встретился с Г.А. Явлинским и С.В. Степашиным для обсуждения альтернативного бюджета.

Зачем "Яблоку"понадобилось делать свой вариант бюджета? Что он представляет собой? Что может дать России? На эти вопросы отвечает депутат Госдумы от Ростова, один из лидеров фракции "Яблоко"и участник подготовки альтернативного бюджета Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ.

- Михаил Васильевич, зачем "Яблоко"взяло на себя несвойственные ему функции? Ведь готовить бюджет по закону - обязанность правительства.

- Шесть лет "Яблоко"голосует против правительственных бюджетов. Мало кто оспаривает обоснованность нашей позиции - прошлогодний кризис доказал, что принимавшиеся бюджеты были разрушительны для страны. С нами не спорят по существу, но огульно обвиняют в неконструктивности. Мол, "Яблоко"только критикует. Между тем ни одно правительство - от Черномырдина до Путина - не сумело сделать бюджет, отвечающий потребностям страны. И мы решили, что пора делать свой вариант.

- Почему ваш вариант вызвал такие нападки со стороны коллег по Думе?

- Во всяком случае, не из-за недостатка квалификации разработчиков. Среди тех, кто готовил альтернативный бюджет, авторитетные экономисты из "ЭПИцентра", депутаты, принимавшие участие в работе над всеми проектами бюджета 1994 - 1999 годов, автор бюджета Санкт-Петербурга Игорь Артемьев, экс-министр финансов Михаил Задорнов... Дело в том, что никому из политиков не может нравиться усиление конкурента. А если фракция в состоянии своими силами сделать бюджет - это показатель силы.

- И чем же ваш бюджет отличается от правительственного?

-"Яблоко"точно знает, каковы его приоритеты. Прежде всего, в бюджете должны быть отражены интересы социальной сферы - пенсионеров и бюджетников.

Мы постоянно доказывали, что нельзя верстать бюджет под корпоративные интересы, нельзя руководствоваться тем, у кого крепче связи во властных коридорах. Надо повышать зарплату бюджетников, пенсии, пособия. И это не популизм. Сегодня не вызывает сомнений, что чисто монетаристский подход не продуктивен. Чтобы добиться роста экономики, нужен платежеспособный спрос населения - и в этом нет никакого социализма. Такой путь разработан вполне либеральным лордом Кейнсом!

Исходя из этого, мы в своем проекте бюджета ставим на первое место социальную сферу. В отличие от правительственного проекта, который предусматривает повышение расходов на содержание государственного аппарата. Сэкономить можно и на международном сотрудничестве - зарубежные партнеры нас поймут. Никуда не денутся!

- Получается, что государство должно оплачивать из бюджета только социальные расходы. Других забот у него нет?

- Конечно, есть. Например, оборона. Фактически сегодня на Кавказе Россия ведет войну. И воевать приходится с хорошо вооруженным противником, пользующимся поддержкой из-за границы. Это значит, что в бюджете надо выделят, средства на укрепление обороноспособности страны. И наш проект бюджета предусматривает повышение расходов на вооруженные силы. В бюджете нужно предусматривать и меры по поддержке промышленности. Ведь без подъема промышленности кардинально решить социальные проблемы не получится!

- То есть давать субсидии; промышленным предприятиям? Это же делали пять - шесть лет,

- И ничего хорошего из этого не вышло. Нет, речь не о субсидиях. Промышленным предприятиям надо помогать, создавая благоприятный налоговый режим. Надо упрощать налоговую систему и снижать налоги. Наш бюджет предусматривает снижение налогового давления на 20%, выравнивание налоговых условий для предприятий и граждан, уменьшение ставок налога на прибыль до 20% и подоходного налога до 10%.

Есть довольно простая вещь, которую никак не могут понять правительственные чиновники: повышая налоги, нельзя увеличить бюджетные доходы! Избыточное налоговое бремя разоряет предприятия. И кто будет платить налоги? Вывод отсюда прост. Цель налоговой политики - не собирать деньги с юридических и физических лиц, а стимулировать развитие экономики. Если людям и предприятиям будет выгодно хорошо работать, они принесут больший доход государству.

- А деньги? Они нужны уже сегодня и откуда их брать? Источников-то, кроме налогов, нет...

- Есть. В России на самом деле много денег. Проблема в том, что они в основном сосредоточены в руках ничтожно малой группы людей и не работают для страны. Это положение можно и нужно изменить.

Надо заставить работать на бюджет предприятия, находящиеся - полностью или частично - в государственной собственности. Надо укрепить границы России, особенно со странами бывшего СССР, и ликвидировать таможенные соглашения, дающие возможность уходить от, уплаты таможенных пошлин в полном объеме. Надо добиться использования в интересах страны доходов от природных ресурсов. Надо остановить рост внешнего долга страны и минимизировать расходы по его обслуживанию.

- А это в принципе возможно?

- Мы предлагаем ряд конкретных мер. Например, заключение специальных соглашений с нашими зарубежными кредиторами о поступлении обнаруженных и конфискованных нелегальных капиталов в зачет погашения государственных долгов. Вполне реально добиться замораживания или списания долгов бывшего СССР, провести корректную реструктуризацию долгов Российской Федерации - с их безусловным обслуживанием и равенством условий реструктуризации для всех кредиторов. Такие меры позволят увеличить доходы бюджета. Что же касается расходов, мы должны добиться реалистичности бюджетных обязательств и не накапливать долги. Притом, чтобы быть уверенными в том, что деньги идут по назначению, мы предлагаем использовать на федеральном уровне опыт Санкт-Петербурга: структура бюджета должна быть максимально подробной и прозрачной. Тогда мы сможем увидеть, куда идет каждая копейка из бюджета. Это значит, что воровать деньги из казны будет гораздо труднее.

- Но Государственная Дума "яблочный"бюджет даже не стала рассматривать. Положа руку на сердце, Михаил Васильевич, признайтесь: иначе и быть не могло. Так стоило ли тратить столько времени и сил?

- Несомненно. У нас не было и нет иллюзий относительно судьбы альтернативного бюджета в нынешней Думе. Но, во-первых, мы показали, что сегодня в России возможен бюджет по возможностям и потребностям страны. Во-вторых, доделывая и принимая бюджет, правительство и Дума вынуждены будут считаться с существованием альтернативного варианта. Им придется заимствовать у нас идеи - и это пойдет на пользу стране. В-третьих, мы работаем на перспективу. Ведь "Яблоко"намерено брать власть и должно быть готово делать работу правительства. И мы готовы!

06.03.2001
http://www.emelyanov.ru/publictext/public/id/413909.html

Док. 326393
Перв. публик.: 06.03.01
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 345

  • Емельянов Михаил Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``