В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ИДЁМ НА ВОСТОК. Назад
ИДЁМ НА ВОСТОК.
"Да, именно Восточная Сибирь и Дальний Восток - главная кладовая российских энергетических ресурсов. Они обладают 45% запасов всего российского угля, 30% природного газа, 18% нефти. И, как ни странно, этот сапожник до сих пор без сапог... Для освоения этих богатств как всегда чего-нибудь не хватает. Когда ума, а когда денег...
Восточные районы страны почти полностью зависят от завоза нефти и нефтепро-дуктов. И это при том, что их собственные запасы -2 млрд тонн. Резервы при-родного газа оцениваются в 7 трлн м3, потребление же составляет только 5 млрд м3 в год. Это всего лишь 8% от общего топливно-энергетического ба-ланса этих районов, в то время как в среднем по России - 56 процентов. Картина удручающая...
Ежегодно на Дальний Восток заво-зится около 8 млн тонн нефти по же-лезной дороге. Для поставок в север-ные районы используется речной, морской и автомобильный транспорт. Понятно, что себестоимость произ-водства электрической и тепловой энергии по некоторым регионам превышает средние показатели по стра-не в несколько раз. Трубопроводный транспорт в этих районах развит сла-бо, поэтому за его счет локальные потребности удовлетворяются только частично. В Сахалинской области, на-пример, общая протяженность нефте-и газопроводов достигает 1000 кило-метров, а в Якутии - 1660. Межрегио-нальных трубопроводов только два: нефтепровод "Оха (Сахалинская об-ласть) - Комсомольск-на-Амуре (Хаба-ровский край)" имеет проектную производительность 4,5 млн тонн в год, и газопровод - 4,5 млрд м3 в год, кото-рый осенью прошлого года удалось "дотянуть" до Хабаровска.
Обеспечение восточных районов России углеводородными ресурсами зависит не столько от степени разведанности ресурсной базы, сколько от развития трубопроводного транспор-та. Сложность в том, что огромные расстояния между месторождениями, промышленными центрами и основны-ми городами, а также суровые клима-тические условия делают сооружение трубопроводов очень дорогим. При этом рентабельность отдельных неф-тегазовых проектов может быть обес-печена только при условии их доступак трубопроводам общего пользова-ния, имеющим достаточный запас производительности на перспективу. Очевидно, что строительство таких мощных систем требует огромных за-трат с длительными сроками окупае-мости. Более того, их эффективное использование не может опираться только на внутренний рынок.
Не случайно "Энергетическая страте-гия России на период до 2020 года" предусматривает строительство на востоке страны трубопроводной сис-темы, соединяющей Восточную Си-бирь и тихоокеанское побережье Дальнего Востока, которая более из-вестна под названием "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСЮ). Расчеты показывают, что при одновременном строительстве нефтепроводов и газо-проводов в зонах Транссиба и БАМа можно снизить совокупные затраты почти на 30 процентов. К тому же предусматривается создание новых центров добычи нефти и газа, строительство единой газотранспортной систе-мы как продолжения системы газ проводов на западе от Байкала, а также же инфраструктуры, обеспечиваю-щей экспорт нефти на рынки стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Предполагается, что доля этих стран в экспорте российской нефти возрастет с 3% на данный момент до 30%в 2020 году, в экспорте природного га-за - до 15 процентов. Сегодня россий-ский экспорт энергоносителей ориен-тирован на страны Запада и обеспечивает 25% потребления природного газа и 12% нефти в странах ЕС.
Еще одним документом, определя-ющим перспективы развития энерге-тики Сибири и Дальнего Востока, ста-ла федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года". В ней предусмотрено ос-воение Ковыктинского месторождения в Иркутской области с добычей газа в 2010 году до 20 млрд м3 и новых нефтепроводов от отдельных место-рождений. К 2010 году предполага-ется построить нефтепровод "Рос-сия - Китай", газопровод из Соболев-ского района до Петропавловска-Камчатского, третью нитку газопровода от Средневилюйского газоконденсатного месторождения до Якутска, газо-провод "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск - Владивосток". Кроме того, планируется газифицировать крупные промышленные центры в южной части Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных га-зопроводов должен составить 75-80 тысяч километров, из них более 75% планируется построить в сель-ской местности.
Как известно, правительство Японии выразило готовность поддержать ва-риант строительства нефтепровода ВСТО, разработанного компанией "Транснефть", предложив России не-связанный кредит в размере 5 млрд долларов. Также японцы готовы рас-смотреть вопрос о финансировании геологоразведочных работ для нара-щивания подтвержденных запасов нефти и освоения новых нефтегазо-вых месторождений Сибирской плат-формы. Месторождения Восточной Сибири и Якутии пока могут обеспе-чить добычу только около 15 млн тонн нефти в год. При условии их доразведки и наращивания запасов про-мышленных категорий добычу можно увеличить до 50 млн тонн, но это по-требует многомиллиардных капитало-вложений. Были сформулированы и предложения по утилизации природ-ного газа, включая варианты произ-водства синтетического топлива, диметилэфира и сжиженного газа.
Япония также поддержала предло-жение по строительству газопровода в одном инфраструктурном коридоре с нефтепроводом. Из 17 крупных месторождений Сибирской платформы только 5 не содержат нефти, а содер-жат природный газ и газовый конден-сат, что требует их комплексного ос-воения. Более того, трубопроводная инфраструктура должна быть прибли-жена к районам добычи.
Китай планирует в течение двух-трех десятилетий построить более 20 нефтеперерабатывающих заводов мощностью 12 млн тонн каждый. Поэ-тому важно оценить перспективные возможности размещения хотя бы одного-двух таких предприятий на терри-тории России, в районах, откуда экс-порт нефтепродуктов в Китай и на другие рынки может быть наиболее эффективен. С точки зрения интере-сов России и особенно ее регионов, вовлеченных в проект ВСЮ, принци-пиально важно, чтобы на первом мес-те стояли надежное снабжение топли-вом региона, создание мощностей по переработке сырья и новых рабочих мест, а не просто экспорт нефти.
Промышленные запасы природного газа в Восточной Сибири и Якутии позволяют экспортироватьего в стра-ны северо-восточной Азии. Но дело в том, что во всех этих странах, за исключением Китая, потребности в газе удовлетворяются за счет сжиженного. В таких условиях газопровод, постро-енный в направлении до тихоокеан-ского побережья Дальнего Востока, мог бы снабжать локальные рынки в его приграничных районах, обеспечи-вая экспорт в объемах 10-15 млрд м3 газа в год. Как показывают консульта-ции с представителями японского биз-неса, они готовы участвовать в произ-водстве сжиженного газа на базе про-ектов, которые могут последовать за проектом "Сахалин-2".
Рынок газа в Японии значительный и будет расширяться при поддержке правительства и под воздействием либерализации энергетических рын-ков. К примеру, только такая компа-ния, как "Osaka Gas Co.", импортиру-ет ежегодно 5,75 млн тонн сжиженно-го газа из Австралии, Индонезии и других стран и заключила контракт с "Sachalin Energy" на 2,6 млн тонн. Компания "Tokyo Gas Co." импортиру-ет не меньший объем и уже подписала контракт с "Sachalin Energy" на им-порт 1,1 млн тонн сжиженного газа с началом поставок в 2007 году.
Необходимо сказать еще об одной проблеме, которая требует решения. Это законодательная база, которая может обеспечить условия для соору-жения магистральных трубопроводов.
Сегодня основная часть таких трубо-проводов в России находится в собст-венности государственных компаний. Потенциальные инвесторы, в том чис-ле и иностранные, резонно задают во-прос о доступе к трубе и тарифах на транспортировку. Нельзя забывать и про интересы субъектов Федерации, по территории которых пройдут трубо-проводы. Принятие в России закона о трубопроводном транспорте поз-волило бы сдвинуть с мертвой точки проблему привлечения в сооружение магистральных трубопроводов как отечественных, так и зарубежных ин-вестиций.
Нельзя обойти вниманием и планы сотрудничества в электроэнергетике - одной из наиболее сложных для меж-дународной кооперации отраслей. Это проекты приграничной торговли электроэнергией и крупных электроэнергетических мостов, прежде таких как "Восточная Сибирь Китай", базирующихся на строительстве ЛЭП 600 кВт протяженностью до 2800 километров . Возможный объ-ем экспорта электроэнергии с дейст-вующих ГЭС и ТЭС Восточной Сиби-ри -15-18 млрд кВт/ч.
Существуют планы сооружения энергомоста "Сахалин - Япония" на основе строительства на Сахалине те-пловой электростанции на природном газе суммарной мощностью 4 млн кВт. Электроэнергия может передаваться по воздушной линии и подводному ка-белю 500 кВт с передачей в Японию до 25,5 млрд кВт/ч в год.
Вторая группа проектов отвечает формату проектов совместного осу-ществления в рамках механизмов Киотского протокола. Важнейший из них - "Газификация Дальнего Восто-ка". Он предполагает строительство магистральных газопроводов: "Саха-лин - Хабаровск - Владивосток" (про-изводительностью до 10 млрд м3 газа в год), "Западное побережье Кам-чатки - Петропавловск-Камчатский" (1,5 млрд м3), "Средневилюйс месторождение - Мастах - Берг Якутск" (3-я нитка, 2 млрд м3).
Таким образом, российский Восток уже в ближайшем будущем станет одним из самых насыщенных, с точки зрения активности ТЭК, и привлекательных регионов России. Формирование энергетической инфраструктурной междуна-родной сети в комплексе с развити-ем добывающих и перерабатываю-щих производств открывает перспек-тивы получения положительных эффектов не только на Востоке, но и во всей экономике России".
Евгений Галичанин, член Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, транспорту и связи, доктор экономических наук.
Деловой экологический журнал No1(16)/2007

http://www.evgenygalichanin.ru/content/blogcategory/23/47/

Док. 326342
Опублик.: 25.06.07
Число обращений: 259

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``