В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Восточные энергетические проекты России: возможности и проблемы международного сотрудничества. Назад
Восточные энергетические проекты России: возможности и проблемы международного сотрудничества.
ГАЛИЧАНИН Евгений Николаевич:
"Kак известно, восточные районы России, в которые мы включаем Восточную Сибирь и Дальний Восток, располагают значительными энергетическими ресурсами.
В частности, на восток России приходится более 70 процентов водных запасов страны. Общие геологические ресурсы угля оцениваются здесь в 4,5 трлн. тонн. На сушу региона приходится от 40 до 50 процентов прогнозных ресурсов нефти, или 20 - 25 млрд. тонн. Наряду с этим, в пределах восточно-сибирских и дальневосточных морей перспективными на углеводороды являются около 1,8 млн. кв. км. шельфа, извлекаемые ресурсы нефти которого оцениваются еще в 6,3 млрд. тонн.
Вместе с тем, освоение этих ресурсов крайне низкое. Так, например, восточные районы почти полностью зависят от завоза нефти и нефтепродуктов, а потребление природного газа составляет только 5 млрд. куб. м. в год при запасах природного газа, оцениваемых в 45 трлн. куб. метров. Доля природного газа в топливно-энергетическом балансе составляет лишь 8 процентов, в то время как в центральной России - 56 процентов. ( см. сл. No 1).
На Дальний Восток сибирская нефть в объемах около 8 млн. т. в год завозится по железной дороге. Для поставок нефтепродуктов в северные районы используется речной, морской и автомобильный транспорт. По ряду регионов и тепловых станций, себестоимость производства электрической и тепловой энергии превышает средние показатели по стране в несколько раз.
Трубопроводный транспорт в восточных районах развит слабо. Действующие трубопроводы используются для удовлетворения только части локальных потребностей. В Сахалинской области общая протяженность нефтепроводов и газопроводов достигает 1000 км., а в Якутии 1660 км. Межрегинальных трубопроводов только два. Нефтепровод Оха (Сахалинская область) - Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край) протяженностью 400 км., имеет проектную производительность 4,5 млн.т. в год, а газопровод - 4,5 млрд.куб.метров в год. ( см. сл. NoNo 2 и 2.1).
Обеспечение восточных районов России нефтью и газом зависит не только от степени разведанности ресурсной базы, но и от развития трубопроводного транспорта. Сложность в том, что расстояния между нефтегазовыми месторождениями, промышленными центрами и основными городами восточных районов, а также суровые климатические условия делают трубопроводные проекты по определению дорогими.
При этом рентабельность отдельных нефтегазовых проектов может быть обеспечена только при условии их доступа к трубопроводам общего пользования, имеющим достаточный запас производительности на перспективу. Очевидно, что строительство таких мощных трубопроводных систем требует огромных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Более того, их эффективное использование не может опираться лишь на ограниченный внутренний рынок восточных районов, а потребует выхода на внешние рынки.
Не случайно, "Энергетическая стратегия России на период до 2020 года" предусматривает строительство на востоке страны такой трубопроводной системы, состоящей из нефтепровода по маршруту Тайшет - тихоокеанское побережье, производительностью 80 млн. т. в год, с ответвлением на Дацин (30 млн. т. в год), а также газопровода, построенного в широтном направлении и соединяющего Восточную Сибирь и тихоокеанское побережье Дальнего Востока. Расчеты показывают, что при одновременном строительстве нефтепроводов и газопроводов в зонах Транссиба и БАМа можно снизить совокупные затраты почти на 30 процентов.
Энергетическая стратегия предусматривает создание новых центров добычи нефти и газа в восточных районах, строительство единой газотранспортной системы как продолжения системы газопроводов, построенных к западу от Байкала, а также сооружение инфраструктуры, обеспечивающей экспорт нефти на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). ( см. сл. No 3 ).
Предполагается, что доля стран АТР в экспорте российской нефти возрастет с 3 процентов в настоящее время, до 30 процентов в 2020 году, а природного газа - до 15 процентов. В настоящее время российский экспорт энергоносителей ориентирован практически полностью на страны Запада и обеспечивает 25 процентов потребления природного газа и 12 процентов нефти в странах ЕС. ( см. сл. No 4).
Документом, определяющим перспективы развития энергетики Сибири и Дальнего Востока является федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года", которая предусматривает газификацию регионов, в том числе крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной Сибири, и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных газопроводов должен составить 75-80 тыс. километров, из них более 75 процентов таких газопроводов должно быть построено в сельской местности.
Среди конкретных проектов, такие как:
#61553; освоение Ковыктинского месторождения в Иркутской области с добычей газа в 2010 году до 20 млрд.куб.метров;
#61553; строительство газопровода из Соболевского района до г. Петропавловск-Камчатский;
#61553; строительство 3-ей нитки газопровода от Средневилюйского газоконденсатного месторождения до Якутска;
#61553; строительство газопровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск;
( см. сл. NoNo 2 и 2.1 ).
Все перечисленные выше меры потребуют значительные финансовые затраты, которые могут быть обеспечены на корпоративной основе, в том числе с участием иностранного капитала. ( см. сл. No 5 ).
Не последнюю роль в этом должно сыграть и нормативно-правовое обеспечение, в том числе и за счет совершенствования законодательства.
В этой связи мне хотелось бы остановиться на некоторых, на мой взгляд, принципиальных позициях.
Первое с чего бы хотелось начать, так это с налогообложения, которое не стимулирует нефтяные компании к расширенному воспроизводству. Камнем преткновения при этом является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) который жестко "привязан" к мировым ценам. Отрадно, что в Правительстве РФ наконец-то появилось понимание о необходимости его совершенствования.
В этой связи хотелось бы сообщить, что "лёд" тронулся. Государственной Думой принято решение о изменении системы налогообложения. Правда не в целом по стране, а пока лишь в отношении месторождений Восточной Сибири, что безусловно будет стимулировать ускоренное создание здесь сырьевой базы углеводородов. Краткое изложение нововведений отображено на слайде No 6.
Как видим, это очень важные изменения, хотя и они оставляют много вопросов. Например, если эти изменения приняты специально для стимулирования работ в Восточной Сибири, то почему упущены районы Дальнего Востока и прежде всего Сахалинской области? Есть и другие вопросы. Однако не смотря на это, конечно же это движение позитивное. Ну, а дальнейшее совершенствование законодательства в этом направлении - это уже задача депутатского корпуса, и она впереди.

Следующая позиция относится к газовой отрасли. Основные направления преобразований в ней очевидны:
Это преодоление трудностей становления рынка, дальнейшее развитие и совершенствование форм и методов государственного регулирования, снятие административных ограничений и расширение сферы применения рыночных механизмов.
Нам необходимо развитие рыночной инфраструктуры, в частности, института биржевой торговли для продажи части газа по рыночным ценам. К наиболее важным вопросам, решение которых связано с законодательной деятельностью в области либерализации рынка газа, следует отнести: (см. слайд No7).
По своей форме это могут быть поправки в действующий закон "О газоснабжении в Российской Федерации" или самостоятельные законопроекты.
Для сведения хотел бы сообщить, что в декабре прошлого года, в окончательном, третьем чтении были приняты изменения, внесенные в Закон "О газоснабжении в Российской Федерации" прямо направленные, во-первых, на увеличение капитализации Газпрома и, во-вторых, на либерализацию рынка газа. Суть их заключается в том, что отменяется предельный уровень количества акций Газпрома, которыми могут владеть иностранные фирмы и частные лица (ранее он составлял 20 процентов). Одновременно повышается уровень количества акций, которыми управляет государство до 50 процентов плюс одна (ранее он был на уровне 38 процентов).
Не секрет, что в настоящее время газовая отрасль практически дотирует экономику и социальный сектор России. Цены на газ на внутреннем рынке мягко скажем, не соответствуют требованиям экономики рынка. С другой стороны - они остаются одним из важнейших инструментов проведения внутренней политики. Какой же выход? Мы предлагаем так называемую двух уровневую систему цен. Один из этих уровней - цены, по-прежнему регулируемые государством, в том числе и для населения, и второй уровень - свободные цены, т. е., формируемые на свободном рынке. Такого решения с нетерпением ждут независимые производители газа, объем добычи, у которых уже достиг 15 процентов от всего добываемого газа в стране.
Предложенный подход полностью согласован с Газпромом. Более того, разработаны конкретные предложения по механизму и проектам соответствующих нормативно-правовых актов. Это касается создания биржевой площадки, объемов, поставщиков газа и т.д., так называемого пилотного проекта, попросту эксперимента. К сожалению это предложение пока "зависло" на согласовании в Правительстве РФ.
Необходимо остановится и на транспорте углеводородного сырья и нефтепродуктов. Комитет в настоящее время работает над законопроектом "О магистральном трубопроводном транспорте", который уже прошел стадию первого чтения. Во втором чтении мы намерены принять его в текущую сессию.
Мы убеждены, что без правового регулирования в этом секторе невозможно его дальнейшее поступательное развитие.
При этом мы считаем, что за государством должен остаться контроль над стратегической транспортной инфраструктурой, регулирование тарифов на услуги по транспортировке и регулирование деятельности организаций трубопроводных систем как субъектов естественных монополий. Проект Закона включает в себя широкий круг вопросов деятельности трубопроводного транспорта, в том числе:
- собственности и управления;
- определения порядка доступа к "трубе" и правил установления тарифов;
- сертификации, технических требований и безопасности;
- охраны окружающей среды и землепользования и др.
При этом, в проекте Закона заложены следующие основные принципы деятельности в области магистрального трубопроводного транспорта: (см. слайд 8).
Есть предложения описать в указанном законе порядок работы Банка качества нефти. Правда, и есть предложения о разработке отдельного законодательного акта по этому вопросу или о включении этой проблематики отдельным разделом в другой Закон, например в Бюджетный Кодекс, что, безусловно, заслуживает внимания. Однако необходимо отметить, что введение Банка без перехода к дифференцированному налогообложению добычи нефти создаст дополнительные трудности тем, кто ведет работы в сравнительно худших горно-геологических условиях.
Принятие Федерального закона о трубопроводном транспорте позволит сдвинуть с мертвой точки проблему привлечения в сооружение магистральных трубопроводов как отечественных, так и зарубежных инвестиций.
Наряду с проектами использования углеводородного сырья, по праву являющимися приоритетными, нельзя обойти и проекты сотрудничества в электроэнергетике - одной из наиболее сложных для международной кооперации отраслей. ( см. сл. No 9 ).
Среди них:
Проекты приграничной торговли электроэнергией, и проекты крупных электроэнергетическиx мостов, и прежде всего таких как -- Энергомост "Восточная Сибирь - Китай" который базируется на строительстве ЛЭП 600 кВ протяженностью до 2800 км. Возможный объем экспорта электроэнергии с действующих ГЭС, ТЭС Восточной Сибири - 15-18 млрд. кВтч.
Энергомост "Сахалин-Япония" на основе строительства на Сахалине тепловой электростанции на природном газе суммарной мощностью 4 млн. кВт, электроэнергия может передаваться по линии и подводному кабелю 500 кВ с передачей в Японию до 25,5 млрд. кВтч в год.
Вторая группа проектов, представляет собой проекты, которые отвечают формату совместной реализации в рамках механизмов Киотского Протокола.
Важнейшим из этих проектов является проект "Газификация Дальнего Востока". В рамках этого проекта осуществляется и проектируется строительство магистральных газопроводов: "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" (производительностью до 10 млрд.куб.м. газа в год), "Западное побережье Камчатки - Петропавловск - Камчатский" (l,5 млрд. куб.м.), "Средневилюйское месторождение - Мастах - Берге - Якутск" (З-я нитка, 2 млрд.куб.м.).
Наряду с перечисленными проектами, с целью сокращения эмиссии диоксида углерода, не менее важное значение, как для Дальнего Востока России, так и для всей Северо-восточной Азии имеют проекты модернизации российских тепловых электростанций.
Таким образом, Российский Дальний Восток в ближайшей перспективе становится одним из самых насыщенных, с точки зрения активности в ТЭК, и привлекательных регионов России.
Формирование энергетической инфраструктурной международной сети в комплексе с развитием добывающих и перерабатывающих производств открывает перспективы получения положительных эффектов не только на Востоке, но и в национальной экономике России в целом".

http://www.evgenygalichanin.ru/content/view/11/46/

Док. 326341
Опублик.: 25.06.07
Число обращений: 268

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``