В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О корректировке федеральной целевой программы `Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока. Назад
О корректировке федеральной целевой программы `Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока.
ГАЛИЧАНИН Евгений Николаевич:
"Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное раз-вития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" за время своего существования претерпела две корректировки в 2002 и 2003 годах. Следует отметить, что результатом корректировок становилось уменьшение финансирования из федерального бюджета. После коррек-тировки 2003 года общая потребность в финансировании Программы в сопоставимых ценах по сравнению с Программой принятой в 1996 году снизилась в 5 раз, лимиты федеральных ассигнований уменьшились в 13 раз. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации и на основании решения Межрегиональной ассоциации экономического взаимо-действия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья с участием субъектов Дальневосточного региона ведется третья корректировка федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" (далее Про-грамма).
Корректировку Программы ведет ЗАО "Международный центр развития регионов" структурное подразделения ООО "Центра реструктуризации и развития предприятий" возглавляемый А.Г. Шаповальянцем.
На Координационном Совете по экономике 14 апреля 2005 г. представители субъектов Федерации Дальнего Востока и Забайкалья одобрили разработанный проект Программы. По результатам обсуждения на Координационном Совете и принятых решениях экономические службы регионов вне-сли свои предложения и замечания для завершения корректировки.
18 апреля т.г. разработчик Программы (Меламед И.И.) внес откорректированный вариант проекта ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье" в Минрегион России. Следует подчеркнуть, что расчетный лимит Программы по федеральным инвестициям (30 млрд. руб.) во внесенном в Минрегион РФ вари-анте превышен на 7 млрд. руб. Это может стать камнем преткновения при со-гласовании Программы с Минфином и Минэкономразвития РФ. Очевидно для успешного согласования проекта программы необходимо оперативно устранить перебор по лимитам. В первую очередь исключить объекты, кото-рые финансируются по другим федеральным целевым программам.

На Координационном Совете остро стоял вопрос о том, что Программа состоит из набора мероприятий, не отвечающих стратегическому развитию регионов. Да в программе нет масштабных объектов, которые глобально по-влияли бы на социально-экономическое развитие регионов, но в Программу включены жизненно важные объекты, влияющие на условия жизни населе-ния в регионе.
Серьезной проблемой Дальнего Востока, в том числе и Хабаровского края, стало сокращение численности населения.
С 1992 по 2005 год Дальний Восток потерял около 1,5 млн. человек (17%) (на 01.01.2004 население ДВ составило 6,6 млн. человек). Регион поки-дают люди трудоспособного возраста и высокой квалификации. Их доля, в общей численности выехавших за пределы края с 1992 года по 2004 год уве-личилась с 52% до 75%. К основным причинам оттока населения таким, как сложные климатические условия и отдаленность от центральных районов страны, в последнее десятилетие добавилась утрата сравнительных преиму-ществ региона в области доходов, стабильности, общественного статуса, ухудшение экологической ситуации. Дальневосточники в основном моло-дежь по большей части не видят для себя перспектив в регионе.
На сокращение численности в регионе большое влияние также оказы-вает естественная убыль населения. Уровень смертности превышает уровень рождаемости, в 2004 г. в 1,3 раза.
Прогрессирующее старение населения вместе с сокращением доли численности населения моложе трудоспособного возраста могут создать серьезные проблемы в плане социального обеспечения населения, при такой динамике в ближайшие годы некому будет пополнять трудоспособное насе-ление.
Мероприятия Программы Дальний Восток и Забайкалье направлены на закрепление населения на Дальнем Востоке и поднятие его жизненного уров-ня. Это: строительство автодорог с твердым покрытием местного значения, обеспечение централизованной дешевой электроэнергией небольшие посел-ки, обеспечение газом районы через которые проходит газопровод "Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск", реконструкция и строительство во-дозаборов и канализаций в крупных городах, строительство сооружений за-щищающих населенные пункты от наводнений, строительство больниц, школ, детских садов, спортивных комплексов, психоневрологических интер-натов взамен аварийных. В Программу включены все, без чего невозможна нормальная жизнь человека.


В разделе "Организационная структура управления Программой" пре-дусмотрено, что текущее управление Программой осуществляет Дирекция. Существующий опыт работы с Дирекцией федеральных целевых программ при Минэкономразвития РФ показал, что это еще один административный орган наряду с Минэкономразвития РФ и Минфином РФ, собирающий отче-ты о реализации Программы. Она существовала не для регионов, а для себя. В соответствии с задачами Дирекции субъектам придется посылать отчеты: в Минэкономразвития РФ, Минрегион РФ, в министерства-госзаказчики и в Дирекцию и еще за счет Программы финансировать ее. Можно принять Ди-рекцию если она будет работать с заказчиками застройщиками и субъектами федерации и отстаивать их интересы в министерствах-госзаказчиках. Наше предложение если создавать Дирекцию, то здесь на Дальнем Востоке, а в Москве только ее представительство.

Для реализации Программы в полном объеме требуется более сущест-венные объемы финансирование из федерального бюджета, чем предложен-ные нам 30 млрд. руб. на всю Программу начиная с 2002 года. Мы согласны с Министерством регионального развития РФ, что необходимо увеличение ли-митов финансирования из федерального бюджета до 12 млрд. руб. в год, на-чиная с 2006 (в размерах финансируемых Республики Татарстан). Для про-движения данного предложения субъектам вместе с разработчиками необхо-димо разработать второй максимальный вариант Программы. Однако этот вариант надо создавать уже после принятия на федеральном уровне Концеп-ции регионального развития России.

Наряду с финансированием откорректированной Программы открытым остается вопрос о схеме финансирования объектов Программы в 2006 году.
Есть два пути решения этого вопроса:
- Минэкономразвития РФ выделяет лимиты на финансирование про-граммы напрямую министерствам-госзаказчикам, а министерства-госзаказчики распределяют их по субъектам и делят по объектам.
- Минэкономразвития РФ выделяет лимиты Минрегиону РФ, Минреги-он распределяет выделенные лимиты по субъектам и совместно с субъектами распределяет их по объектам, а затем доводит до министерств-госзаказчиков.
Поскольку решение данного вопроса носит принципиальный характер, его в кратчайшие сроки должны решать совместно Минрегион РФ, Минэко-номразвития РФ и Минфин РФ.

В настоящее время остро стоит вопрос, кто будет исполнять функции государственного заказчика-координатора федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года"? За Министерством регионального развития в со-ответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. No40 "Об утверждении положения о Министерстве регионального развития РФ" закреплена организация разработки федеральных целевых программ регио-нального и территориального развития, функции государственного заказчи-ка-координатора таких программ. В тоже время функции государственного заказчика-координатора до сих пор остаются за министерством экономиче-ского развития и торговли Российской Федерации. Пока Минэкономразвития РФ и Минрегион РФ на Правительственном уровне не решат вопрос о госу-дарственном заказчике-координаторе Программы, утверждение откорректи-рованной программы Правительством РФ будет под вопросом. Примером может служить то, что Минэкономразвития РФ просит субъекты представ-лять бюджетные заявки на 2006 год по старой не откорректированной Про-грамме. Поэтому Минрегиону РФ необходимо как можно быстрей решить данный вопрос.

Необходимо поставить вопрос перед Правительством РФ об единых и неизменных правилах финансирования федеральных целевых программ из федерального бюджета.
Начиная с 2002 года ежегодно меняются условия финансирования из федерального бюджета объектов федеральных целевых программ. Особенно это наглядно видно по программе "Дальний Восток и Забайкалье". Вначале по Программе финансировались объекты федеральной, краевой, муници-пальной и акционерной собственности. Также объекты могли финансиро-ваться по нескольким федеральным целевым программам. Затем все это было отменено и в 2004 году финансировать по Программе стали только объекты муниципальной собственности и собственности субъекта. В 2005 году фи-нансирование объектов Программу производится не из фонда регионального развития, а по федеральной адресной инвестиционной программе, соответст-венно объекты федеральной и акционерной собственности программы "Дальний Восток и Забайкалье" можно было финансировать из федерального бюджета. Чтобы не было неясностей Правительству РФ надо разработать единые правила финансирования для всех федеральных целевых программ или Минэкономразвития РФ в рамках программы "Дальний Восток и Забай-калье" выделять лимиты на финансирование объектов федеральной собст-венности и акционерной для финансирования по федеральной адресной ин-вестиционной программе. При этом также продолжить выделение лимитов на финансирование собственности субъекта и муниципальной собственности из фонда регионального развития.

Задачи, стоящие перед Министерствами РФ, разработчиками, ассоциа-цией и субъектами:
- решить вопрос о государственного заказчика-координатора федераль-ной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Даль-него Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года";
- поставить перед Правительством РФ вопрос об единых и неизменных правилах финансирования федеральных целевых программ из феде-рального бюджета;
- до 20 мая 2005 года согласовать откорректированную программу с Ми-нистерствами РФ и представить на рассмотрение в Правительство РФ;
- перечислить средств на корректировку Программы "Дальний Восток и Забайкалье".

2. Об итогах прохождения отопительного сезона 2004-2005 гг. и задачах по подготовке объектов ТЭК и ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2005-2006 гг. в Хабаровском крае.

Задачи по подготовке топливно-энергетического комплекса и жилищ-но-коммунального хозяйства Хабаровского края к осенне-зимнему периоду 2004/2005 года были выполнены.
Основными направлениями являлись своевременное и качественное выполнение ремонтных работ, завоз и накопление топлива, снижение издер-жек, экономия топливно-энергетических ресурсов.
Предприятиями топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства выполнены установленные задания по производст-ву продукции и оказанию услуг.
За 2004 год всеми энергоисточниками края выработано около 8,0 млрд. квт.ч электроэнергии, отпуск тепла составил 17,9 млн. Гкал. Угледобываю-щими предприятиями края добыто 2,5 млн. тонн угля (100 процентов к уровню 2003 года). Нефтеперерабатывающими заводами переработано 8,7 млн. тонн нефти, что составило 104,2 процентов к уровню прошлого года.
На выполнение плана предзимних мероприятий на предприятиях энер-гетики и жилищно-коммунального хозяйства края за счет всех источников финансирования направлено около 15,0 млрд. рублей.
На капитальном строительстве объектов топливно-энергетического комплекса края в 2004 году освоено свыше 5,0 млрд. рублей, что на 19 про-центов превышает показатели 2003 года.
Это позволило подготовить оборудование теплоэлектроцентралей, ди-зельных электростанций, отопительных котельных, тепло- и электросетевое хозяйство к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок, завезти и на-копить необходимый запас топлива на теплоэлектроисточниках, своевремен-но осуществить северный завоз, обеспечить устойчивое снабжение потреби-телей углем и нефтепродуктами. В результате проведенных мероприятий отопительный сезон во всех городах и районах проходит стабильно, без сры-вов.
Для обеспечения устойчивой работы энергетической системы края бы-ло завезено в 2004 году 4,6 млн. тонн угля, 295 тыс. тонн мазута и поставлено 811 млн. куб метров природного газа. Поставка топлива в северные районы края с ограниченными сроками завоза грузов обеспечена своевременно и в полном объеме.
На начало 2005 года на ТЭЦ края были созданы запасы угля в размере 638,4 тыс. тонн, мазута 123,8 тыс. тонн, что явилось гарантией устойчивого прохождения зимнего максимума нагрузок.
Для обеспечения устойчивой работы коммунальной энергетики и жиз-необеспечения населения северных районов края в навигацию 2004 года на социальные нужды завезено 334 тыс. тонн грузов (101,5 процентов от плано-вого задания), в том числе:
- угля - 133,5 тыс. тонн;
- нефтепродуктов - 197,8 тыс. тонн;
- материально-технической продукции - 2,3 тыс. тонн.
ОАО "Хабаровсккрайгаз" потребности населения и предприятий в сжиженном газе обеспечивались в полном объеме и без перебоев. Фактиче-ски поставлено 32 тыс. тонн, из них 67 процентов обеспечены местными ре-сурсами с Хабаровского и Комсомольского нефтеперерабатывающих заво-дов.
ОАО "Хабаровскэнерго" выполнена основная задача по устойчивому и бесперебойному обеспечению городов и районов тепловой и электрической энергией.
Несмотря на снижение по сравнению с предыдущим годом выработки электрической энергии на 6 процентов, а тепловой энергии - на 0,4 процен-тов, потребление электрической энергии в крае увеличилось на 4,0 процента (на 219 млн. кВт.ч.), тепловой энергии на 2,3 процентов (на 216 тыс. Гкал).
Снижение производства электроэнергии ОАО "Хабаровскэнерго" вы-звано изменением структуры баланса электрической энергии. Продажа элек-троэнергии на ФОРЭМ в 2004 году не производилась. При этом покупка энергии с федерального оптового рынка энергии (мощности) увеличилась на 78 процентов по сравнению с 2003 годом и составила 994 млн. кВт.ч. Цена ее приобретения на ФОРЭМ в 3,3 раза ниже себестоимости производства энер-гоисточниками ОАО "Хабаровскэнерго" (0,354 руб./кВт.ч против 1,14 руб./кВт.ч), что позволило снизить затраты энергосистемы и не допустить значительного роста тарифов.
Производство тепловой энергии снизилось по сравнению с 2003г. из-за сокращения ее расхода на производственно-технологические нужды про-мышленных предприятий на 2 процента.
Правительством края принимались меры по обеспечению стабильной работы ОАО "Хабаровскэнерго". Предоставлена гарантия под коммерческие кредиты на сумму 570,0 млн. рублей, что составило 15% всего объема при-влеченных кредитных ресурсов предприятием. Средства использовались в основном на закупку топлива (74,8 %), выплату заработной платы (13,6 %).
Целевые субвенции, выделенные краю на компенсацию тарифов на электроэнергию в сумме 460 млн. рублей были направлены на снижение уровня тарифов и поддержку ряда конкретных промышленных и сельскохо-зяйственных предприятий, продукция которых имеет приоритетное значение для экономики края.
Возмещены из краевого бюджета выпадающие доходы ОАО "Хабаров-скэнерго" в размере 838 млн. рублей от реализации тепловой энергии населе-нию с учетом уровня платежей 85 процентов и предоставления субсидий на оплату энергии.
С целью снижения затрат краевого и местного бюджетов в крае про-должала реализовываться программа замены локальных дизельных электро-станций централизованным электроснабжением. В Комсомольском районе за счет бюджетных средств федерального, краевого и местного уровня велось строительство подстанций 220/35/10 кВ "Уктур" и 35/10 кВ "Гурская", ВЛ 10 кВ "Пивань - Бельго".
Продолжены работы по переводу населенных пунктов края с сжижен-ного на природный газ. В 2004 году в г. Комсомольск-на-Амуре и п. Эльбан Амурского района переведено на природный газ более 3 тыс. квартир.
В 2004 году капитальные вложения на энергосберегающие мероприя-тия в отраслях экономики края превысили 400 млн. рублей, в том числе на предприятиях ТЭК около 100 млн. рублей, в т.ч. по ОАО "Хабаровскэнерго" - 90 млн. рублей, по предприятиям нефтеперерабатывающей промышленности - 9 млн. рублей.
Экономический эффект от внедрения энергосберегающих мероприятий и технологий на предприятиях ТЭК превысил 185 млн. рублей, в т.ч. по ОАО "Хабаровскэнерго" - 176 млн. рублей, по предприятиям нефтеперерабаты-вающей промышленности - 7 млн. рублей;
Общий экономический эффект от энергосбережения в промышленном производстве в 2004 году составил более 250 млн. рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство Хабаровского края к работе в осенне-зимний период 2004/2005 года подготовлено своевременно. Заплани-рованные работы по ремонту и реконструкции котельных, дизельных элек-тростанций, водопроводного хозяйства, инженерных сетей и жилищного фонда были завершены в установленные сроки.
Правительство края осуществляет постоянный контроль прохождения отопительного периода на территории через единую сеть диспетчерских служб жилищно-коммунального хозяйства.
В области жилищно-коммунального хозяйства в крае продолжался по-этапный переход на новые условия оплаты услуг населением.
Объем жилищно-коммунальных услуг за 2004 год, оказанных муници-пальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства края населе-нию края составил 7,07 млрд. рублей (рост к 2003г. на 30,7%), из них оплаче-но населением 4,95 млрд. рублей (70% от необходимого).
За прошедший год сохранялся опережающий рост тарифов на услуги ЖКХ по отношению к остальным платным услугам населению. Из жилищно-коммунальных услуг - на 42,77% подорожали жилищные услуги, на 17,71% - коммунальные услуги.
За 2004 год жилищный фонд края изменился незначительно и к началу 2005г. (по предварительным данным) составил 27,9 млн. кв. метров общей площади.
На территории края организациями всех форм собственности введено в действие 2402 благоустроенные квартиры (включая квартиры в общежитиях) общей площадью 180,8 тыс. кв. метров, что составило 129,1% к предыдуще-му году. В том числе индивидуальными застройщиками введено 31,3 тыс. кв. метров (134,8% по отношению к 2003г.).
В жилищно-коммунальной сфере осуществляют деятельность 137 крупных и средних предприятия, в том числе жилищных - 60, коммунальных - 77. В 2004г. отрицательный сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям (по сопоставимому кругу) составил 261,7 млн. рублей (в 2003г. - убыток в размере 411,0 млн. рублей). Удельный вес убыточных организаций составил 55,9% и уменьшился на 3,6 процента по сравнению с 2003г.
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оп-лату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которая в 2004г., как и в предыдущем, определена в размере 22% на уровне федераль-ного стандарта.
В 2004 году по краю продолжался рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем стоимость жилищно-коммунальных услуг возросла на 1 кв.м. общей площади на 32,4%.
В результате, объем предоставленных льгот и субсидий по оплате жи-лищно-коммунальных услуг, подлежащий компенсации из бюджетов возрос почти в 1,2 раза и на конец года составил 1,73 млрд. рублей.
Сложное финансовое состояние жилищно-коммунального хозяйства края не позволяет своевременно восстанавливать основные фонды, в резуль-тате снижается устойчивость функционирования систем жизнеобеспечения населения.
Протяженность муниципальных канализационных сетей в крае состав-ляет 1,6 тыс. км, из которых 342 км (21%) нуждаются в замене.
Высокий износ имеют сооружения по очистке питьевой воды: в горо-дах Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск износ сооружений более 50%.
В рамках намеченных на 2004 год технических мероприятий на объек-тах коммунального хозяйства велись работы на 81 объекте. На 45 объектах работы полностью завершены, в том числе на объектах теплового хозяйства в п.Токи, с.Уська-Орочская Ванинского района, на котельных в п.Чегдомын Верхнебуреинского района, в п.Охотск гСоветская Гавань. Проведена модер-низация 23 дизельных электростанций в населенных пунктах Ульчского, Ни-колаевского, Тугуро-Чумиканского, Охотского, Комсомольского, Нанайского и т.д. районах.
Подрядными организациями за счет средств краевого бюджета выпол-нен капитальный ремонт тепловых, электрических, водопроводных сетей и котельных на сумму свыше 286 млн. рублей, для нужд коммунального хозяй-ства закуплено и установлено котельное и энергетическое оборудование на сумму около 100 млн. рублей.
Реализация соответствующих технических, экономических и организа-ционных мероприятий в текущем году позволяет стабилизировать работу жилищно-коммунальных комплекса края.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в крае соз-дан резерв материальных ресурсов (по состоянию на 01.04.2005 г. объемом 13,851 млн. рублей), на 2005 год предполагается приобретение материальных ресурсов на 13,512 млн. рублей. Отработан механизм привлечения подряд-ных организаций для оперативного устранения возможных аварий.
В соответствии с планом работы Правительства края на 21 апреля 2005 года назначено расширенное заседание Правительства края с повесткой "Об итогах работы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края в 2004 г., о задачах по подготовке к отопи-тельному сезону 2005/2006 годов"
В текущем году энергоснабжающими предприятиями края запланиро-вано выработать 7981,0 млн. кВт.ч электроэнергии (100,3 % к факту 2004 го-да), отпустить 18006,0 тыс. Гкал тепловой энергии (100,6 % к факту 2004 го-да).
Полезный отпуск электрической энергии предусматривается увеличить по сравнению с 2004 годом на 2 процента (или 110,7 млн. кВт.ч), тепловой энергии на 1,4 процента (или 131,0 тыс. Гкал).
В целях снижения перекрестного субсидирования между группами по-требителей тариф на тепловую энергию для промышленных предприятий Хабаровского края остался без изменения и составил 798 руб./Гкал. При этом тариф для жилищных организаций установлен в размере 422 руб/Гкал, рост составил 19,9 %.
Для обеспечения потребности всех структур экономики края, социаль-ной сферы и населения в тепловой и электрической энергии в акционерном обществе "Хабаровскэнерго" в период подготовки к осенне-зимнему периоду 2005/2006 года намечено:
- обеспечить своевременное и качественное выполнение ремонтных ра-бот, в том числе одного энергоблока, 7 котлоагрегатов, 5 турбоагрегатов, 5 водогрейных котлов и более 20 км теплотрасс.
- продолжить строительство энергоблока No 4 Хабаровской ТЭЦ-3 за счет привлечения заемных средств;
- завершить разработку проектно-сметной документации на строитель-стве в г. Хабаровске распределительных газопроводов до ТЭЦ No 1,2 и пере-вода котлоагрегатов на природный газ;
- обеспечить заключение договоров на поставку необходимого обору-дования и приступить к работам, связанным с переводом Хабаровских ТЭЦ на природный газ;
-принять меры по снижению удельных расходов топлива на выработку тепловой и электрической энергии;
-обеспечить повышение эффективности производства энергии, сниже-ние себестоимости, издержек и потерь при производстве энергии.
Одной из основных задач на 2005 год является начало основного этапа реформирования - выделение из состава ОАО "Хабаровскэнерго" компаний по видам деятельности:
- производство энергии;
- транспорт энергии;
- сбыт энергии;
- единое управление энергосистемой края.
Завоз и накопление топлива на нужды коммунальной энергетики будут проводиться по принятой схеме поставки и финансирования централизован-ной закупки угля и нефтепродуктов в соответствии с Федеральным законом No 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации".
Согласно расчетам на отопительный период 2005/2006 года, необходи-мо централизовано поставить топлива на сумму более 2 млрд. рублей:
В соответствии с заданием Правительства Хабаровского края нефтепе-рерабатывающим предприятиям необходимо переработать более 9,0 млн. тонн нефти в 2005 году.
Акционерным обществом "Ургалуголь" в 2005 году намечено добыть 2540 тыс. тонн угля, что превышает уровень прошлого года и позволит обес-печить потребности Хабаровского края в ургальском угле.
Будет продолжено финансирование основных важнейших технических мероприятий, связанных с обеспечением подготовки жилищно-коммунального хозяйства к очередному отопительному сезону 2005/2006гг, в том числе:
- замена устаревшего основного теплоэнергетического оборудования ко-тельных на современные, экономичные котлоагрегаты в количестве 15 еди-ниц;
- реконструкция и капитальный ремонт 70 км тепловых сетей, в том числе с использованием передовых технологий и современных изоляцион-ных материалов, 280 км воздушных и кабельных линий электропередач, 8 дизельных электростанций с заменой устаревшего парка дизель-генераторов на современные экономичные, 52 км водопроводных и канализационных се-тей.
- проведение энергосберегающих мероприятий с заменой энергоемкого оборудования и установкой на муниципальных котельных 15 приборов ком-мерческого учета энергоресурсов.
По-прежнему будет осуществляться меры по социальной поддержке ма-лоимущих и льготных категорий граждан в части оплаты жилья и комму-нальных услуг.
Продолжится работа по приему в муниципальную собственность от ве-домств и предприятий-банкротов объектов жилищно-коммунального назна-чения.
Объем предоставляемых услуг потребителям предприятиями и органи-зациями жилищно-коммунального хозяйства края планируется увеличить до 19 млрд. рублей.
В соответствии с установленным порядком утвержден перечень объек-тов капитального ремонта, финансируемых за счет средств краевого бюджета по муниципальным образованиям, для подготовки к отопительному сезону 2005/2006 г. и запланировано выделение финансовых средств в размере 462 млн. рублей.
Выполнение намеченных мероприятий по подготовке к зиме позволит надежно обеспечить население, объекты социальной сферы, всю экономику края топливом, тепловой и электрической энергией в следующем отопитель-ном сезоне.

Постановочные вопросы, требующие решения на уровне Правительст-ва Российской Федерации и федеральных ведомств, заключаются в:
1. Отсутствии государственной тарифной политики в вопросах энерго-обеспечения Дальневосточного региона.
Субвенции на компенсацию тарифов на электрическую энергию, выде-ляемые Хабаровскому краю, позволили снизить тариф промышленным пред-приятиям в среднем на 5-7%. Несмотря на это, тарифы в Хабаровском крае для прочих потребителей (в состав которых входят промышленные и при-равненные к ним предприятия) в 2005 году в 2,5 раза выше тарифов для ука-занной категории потребителей по России.
Высокие тарифы вынуждают предприятия обращаться в Правительство края и другие инстанции по вопросу выхода на Федеральный оптовый рынок энергии (мощности).
Выход крупных потребителей на оптовый рынок повлечет за собой увеличение тарифов для других групп потребителей, что приведет к наруше-нию стабильности региональной тарифной политики и росту социальной на-пряженности в крае.
2. Неудовлетворительном обеспечении реализации Федеральных целе-вых программ.
В рамках реализации федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и на перспективу до 2010 года", "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 года" и утвержденной в 1999 году программы "Га-зификация Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев" в Ха-баровском крае с 2002 года ведется строительство магистрального газопро-вода "Сахалин-Комсомольск-на-Амуре-Хабаровск 1 очередь" протяженно-стью более 500 км. С начала строительства построено более 300 км. газопро-вода, освоено около 4,3 млрд. рублей.
В дальнейшем газопровод станет составной частью газотранспортной сети Российской Федерации, обеспечивающей возможность поставки при-родного газа в прилегающие территории региона и на экспорт в страны АТР.
Ежегодная потребность на строительство газопровода, начиная с 2005 года, составляет не менее 4,0 млрд. рублей, в том числе за счет государствен-ной поддержки и заемных средств - 3,7 млрд. рублей.
Государственная поддержка строительства газопровода в таких объе-мах возможна за счет включения финансирования строительства газопровода в Программу внешних заимствований Российской Федерации на 2005-2006 годы в объеме 150,0 млн. долларов США.
Кредитный комитет Европейского Банка Реконструкции и Развития в 2003 году предварительно одобрил выделение кредита в размере 150,0 млн. долларов США.
Однако данный проект не был включен в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2004 - 2005 годы, несмот-ря на то, что Правительством края было получено положительное заключе-ние ФЦПФ (федерального центра проектного финансирования) о финансиро-вание проекта за счет средств ЕБРР.
Для обеспечения ввода объекта в эксплуатацию в 2006 году - к началу добычи и поставки газа с месторождений шельфа острова Сахалин, крайне необходима государственная поддержка в привлечении внешних и внутрен-них займов.
3. В снижении железнодорожного тарифа на перевозку топлива ис-пользуемого для целей энерготеплоснабжения объектов коммунальной энерге-тики и социальной сферы.
Более 60 % годовой потребности Хабаровского края в жидком и твер-дом топливе и 40 % потребности в сжиженном газе обеспечивается ресур-сами, завозимыми из Западных регионов Росси, при этом железнодорожный тариф составляет от 30 до 50 % стоимости мазута, 40 % стоимости угля и более 10 % от стоимости дизельного топлива. Транспортные расходы по доставке в край сжиженного углеводородного газа обходятся в три раза дороже его стоимости.
Высокий железнодорожный тариф на перевозку нефти, нефтепродуктов и угля вызывает рост цен на электрическую и тепловую энергию, при этом топ-ливная составляющая в тарифах - более 40 %.
Учитывая важное значение данных вопросов в развитии экономики Ха-баровского края необходимо на уровне Правительства Российской Федерации решить вопросы:
- перевода топочного мазута и угля каменного, используемого для це-лей энерготеплоснабжения объектов коммунальной энергетики и социальной сферы в первый тарифный класс, что позволит понизить составляющую стоимости провозной платы и уменьшить тариф на электрическую и тепло-вую энергию;
- о включении в перечень продукции производственно технического значения товаров народного потребления и услуг, на которые осуществляет-ся государственное регулирование цен (тарифов), топлива твердого, при-меняемого для производства электрической и тепловой энергии.
4. Снижении максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных в совокупном доходе малообеспеченной семьи.
В прошедшем 2004 году величина прожиточного минимума в Хабаров-ском крае была в 1,5 раза выше среднероссийского. Вследствие чего, доля малоимущих семей в крае, чей доход ниже прожиточного минимума, соста-вила 25 процентов, тогда как в среднем по России этот показатель не превы-шает 17 процентов. Более 60 процентов семей имели доходы ниже среднего уровня по краю. В краевом и местном бюджетах необходимые финансовые средства на компенсацию снижения уровня максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных в совокупном доходе малообес-печенной семьи отсутствуют.
В связи с этим, в целях оказания социальной помощи населению в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, предлагаем обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о снижении на 2006 год максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммуналь-ных в совокупном доходе малообеспеченной семьи до 12 процентов.


3. О проекте федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" представляется важным инструментом непосредственного госу-дарственного регулирования экономического развития регионов. В конечном счете, он направлен на выравнивание уровней экономики регионов путем создания на их территориях новых наукоемких производств и трансферта высоких технологий.
Вместе с тем отдельные положения законопроекта нуждаются в кон-кретизации и уточнении.
В частности неясно, каковы критерии конкурсного отбора территории ОЭЗ? Если следовать Концепции законопроекта, то победителями конкурса станут наиболее депрессивные регионы, не имеющие необходимую научно-техническую базу и квалифицированные кадры. Следовательно, ОЭЗ будут создаваться на пустом месте, что может стать тяжелым бременем для регио-нального и муниципального бюджетов. При этом относительные доли расхо-дов федерального, регионального и муниципального бюджетов на создание инфраструктуры ОЭЗ законодательно не определены.
В статье 9 пункт 2 определена технико-внедренческая деятельность (без реализации ее результатов), т.е. нет завершающего этапа инновационного процесса - превращения научно-технических разработок в товар.
Как распределяется арендная плата за инфраструктуру ОЭЗ, куда она поступает, кто собственник инфраструктуры, созданной за счет бюджетных средств?"

http://www.evgenygalichanin.ru/content/view/14/46/

Док. 326338
Опублик.: 25.06.07
Число обращений: 326

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``