В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Принципиальные положения развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного ФО. Назад
Принципиальные положения развития топливно-энергетического комплекса Дальневосточного ФО.
ГАЛИЧАНИН Евгений Николаевич:
"Потрясающие в зимний период Дальний Восток энергетические кризисы, крайне нерациональный топливный баланс, проблемы обеспечения топливом энергоисточников, повышенные затраты на энергоресурсы, и неотработанность схемы завоза энергоресурсов в северные районы указывают на то, что разработка основных стратегических положений энергетического развития Дальневосточного Федерального Округа (ДФО), является весьма актуальной и в тоже время сложной задачей. На основе имеющихся материалов и выводов, полученных в процессе реформы территориальной составляющей энергетики России, положений Энергетической стратегии России, Энергетическую стратегию ДФО на наш взгляд необходимо разрабатывать, базируясь на следующих принципиальных положениях:
- содействие социально-экономическому развитию Дальнего Востока за счет обеспечения конкурентоспособности собственно энергетики, и экономики региона в целом;
- энергетической безопасности региона;
- государственного регулирования стратегического развития ТЭК ДФО.
Первое принципиальное положение отражает главную цель энергетической стратегии региона, заключающуюся в обеспечении экономического роста Дальнего Востока за счет лидирующего развития топливно-энергетических отраслей на основе использования и совершенствования технологий добычи и переработки сырья с активной ориентацией на внешний спрос, а также содействия общеэкономическому и социальному развитию региона за счет формирования " ядер роста", т.е. комплексного развития района размещения энергетических объектов по типу территориально-производственных комплексов (ТПК) и промышленных узлов (ПУ), строительства инфраструктуры, стимулирования создания ряда сервисных и обрабатывающих отраслей (специализированное машиностроение, строительная индустрия, различные услуги, переработка энергетического сырья и т.д.). Неотъемлемой частью указанного принципиального положения является задача повышения конкурентоспособности как самого ТЭК, так и продукции производимой в регионе. Методологической основой решения этой задачи являются сравнительные преимущества, поэтому необходимо - с одной стороны, выявить и оценить их возможную эффективность, с другой - обосновать и разработать механизм их использования.
При этом следует учитывать, что весьма важно, что сравнительные преимущества могут обеспечить не только чисто коммерческую эффективность, но и эффекты системного значения, к которым можно отнести: эффект от сопряженного развития производств в ареалах размещения больших энергетических объектов, эффект возрастания геополитического, в том числе внешнеэкономического влияния, эффект укрепления международной безопасности. Среди основных сравнительных преимуществ ТЭК Дальнего Востока следует выделить:
наличие значительных и разнообразных первичных энергетических ресурсов;
выгодное географическое положение перспективных энергопроизводящих центров Дальнего Востока, в том числе по отношению к странам АТР которые характеризуются ускоряющимся ростом объемов энергопотребления, импортом первичных энергоресурсов, политикой свободных рыночных отношений и открытостью национальных рынков;
условия для усиления геополитического, в том числе внешнеэкономического веса России, укрепления ее на международной арене за счет вовлечения азиатских районов страны в международную кооперацию по поставкам нефти, природного газа, электроэнергии, обмена на этой основе капиталами, технологиями, знаниями, опытом.
Второе принципиальное положение направлено на разрешение двух важных и взаимосвязанных проблем стратегического развития энергетики Дальнего Востока: проблемы надежного и качественного, в рамках мировых стандартов, энергетического развития. При этом энергетическая безопасность должна рассматриваться с позиций минимизации возможностей нарушения устойчивости и качества энергоснабжения на территориях Дальнего Востока в коммерческом и физическом аспекте. Коммерческий аспект означает наличие резких, шоковых ценовых потрясений на энергетических рынках, физический - нарушение технологических режимов производства и поставок энергии; неблагоприятное экологическое воздействие со стороны энергетики; недостаток ограниченных, не возобновляемых природных энергоресурсов.
Государственное регулирование предполагает, что последовательная и эффективная реализация принципиальных положений устойчивого развития, конкурентоспособности и энергетической безопасности ТЭК ДФО только на условиях частной инициативы и предпринимательских ресурсов невозможна без политики и механизмов государственного управления и регулирования. К указанным мерам в первую очередь необходимо отнести:
формирование благоприятного инвестиционного климата;
поддержку строительства крупных, системообразующих предприятий, которые в силу специфических особенностей (геополитических, географических, климатических, экономических и др.) региона не имеют, либо имеют длительную коммерческую окупаемость;
содействие конкуренции или обоснованное утверждение монопольных сфер деятельности на энергетических рынках региона;
влияние на транспортные тарифы в части доставки энергоресурсов;
разработку и утверждение схемы территориального развития ТЭК Дальнего Востока.
Экономические реформы, усиление вертикали власти в политико-административном управлении России ставят задачу формирования и осуществления энергетической политики на Дальнем Востоке не столько на уровне входящих в него субъектов Федерации, сколько с точки зрения кооперированного их энергообеспечения с целью максимального извлечения эффекта концентрации энергетического производства, стимулирования в регионе конкуренции, поддержания рациональных внутрирегиональных пропорций в производстве и потреблении ТЭР, противодействия необоснованному стремлению субъектов Федерации к самобалансу, а также ограничения их стимулов к чрезмерному (по соображениям национальной энергетической безопасности) экспорту стратегически важных не возобновляемых энергетических ресурсов.
Реализация вышеприведенных концептуальных положений энергетической стратегии ДФО может быть рассмотрена на следующем сценарии развития экономики Дальнего Востока. При этом потребности национального развития должны оправдывать ориентацию на ускоренное развитие российского Дальнего Востока.
1. Активное развитие ДФО основывается на:
структурной перестройке экономики;
закреплении и повышении профессиональных качеств населения;
интеграции региона в экономическую систему СВА и АТР.
2. Экономический рост в регионе обеспечивается за счет сравнительных преимуществ в разработке разнообразных природных ресурсов, которые усиливаются выгодным географическим положением по отношению к крупным рынкам СВА и АТР. Экспортная специализация Дальнего Востока на эксплуатации природных ресурсов, в том числе энергетических, становится "ядром роста" региона в первой четверти XXI века.
3. Развитие региона строится на основе открытости экономики. Это предполагает введение для Дальнего Востока либерального режима для облегчения интернационализации собственности в регионе, привлечения в связи с этим частных инвестиций.
4. Постепенно создается совместное экономическое пространство Дальнего Востока и Китая. Для этого управляемо ослабляются ограничения на свободное перемещение капиталов, продуктов, технологий, рабочей силы, усиливается интеграция транспортных и энергетических систем. При этом природно-ресурсная, экспортоориентированная кооперация с китайской экономикой должна содействовать:
диверсификации экономики ДФО посредством развития инфраструктурных, транспортных и сырье-перерабатывающих производств;
формированию высокотехнологичных производств, использующих передовые технологические достижения (в том числе в производстве военной техники), также ориентированных на экспорт.
Структура экономики Дальнего Востока будет постепенно сдвигаться в сторону увеличения удельного веса вторичного и третичного секторов. Такая оценка будущей структуры экономики ДФО должна в совокупности с мерами по энергосбережению обеспечивать постоянное сокращение энергоемкости регионального продукта. Однако валовой спрос на первичную энергию на Дальнем Востоке будет возрастать с темпом 2,5-2,8 процентов в год. Динамика энергопотребления будет характеризоваться повышенными темпами использования электроэнергии (3,2 - 3,5 процентов в год) в сравнении с другими формами энергии.
Энергетическая ситуация в странах СВА должна оказывать влияние стимулирующее не только динамику и структуру энергопотребления региона, но и производство топливно-энергетических ресурсов за счет следующих факторов:
крупномасштабной зависимостью основных энергопотребляющих стран СВА от импорта природного топлива;
продвижением политики дерегулирования и открытости национальных энергетических рынков в Японии, Южной Корее, Китае;
развитием крупных нефтегазовых проектов, которые привлекательны для иностранных инвесторов на шельфе Сахалина, и в Якутии;
предпочтениями потребителей в сторону использования высококачественных энергетических ресурсов, прежде всего природного газа;
политикой электроэнергетических компаний по рационализации топливно-энергетических балансов через пропорциональное использование угля, природного газа, гидро - и атомной энергии;
стремлением электроэнергетических компаний Дальнего Востока развивать кооперационные связи с энергосистемами стран СВА;
* стремлением региональных властей и топливно-энергетических предприятий обеспечивать энергетическую независимость основных энергоэкономических зон ДФО по углю, электроэнергии, нефтепродуктам, сырой нефти.
Сравнительно благоприятное сочетание указанных факторов и стимулов должно привести к тому, что динамика и структура энергетического производства, структура энергопотребления, баланс экспорта - импорта топлива и энергии Дальнего Востока в будущем существенно изменяться.
Развитие нефтегазовых проектов на шельфе Сахалина, в Якутии, а также на Камчатке будет иметь определяющее значение. При крупных масштабах роста производства первичных и преобразованных энергоресурсов регион должен превратиться в крупного экспортера сырой нефти, природного газа, а в более отдаленной перспективе - электроэнергии и угля. Масштабы экспорта топливно-энергетических ресурсов будут формировать активный торговый баланс Дальнего Востока, и тем самым определять положительную динамику экономического роста.
Экспортная стратегия ТЭК ДФО должна ориентироваться на реализацию в СВА двух крупнейших энергетических проектов:
1. Проект формирования общей газотранспортной сети, которая соединила бы основные газодобывающие и энергопотребляющие центры Восточной Сибири, Дальнего Востока, стран СВА.
2. Проект экспорта электроэнергии из Сибири и Дальнего Востока, объединения электроэнергетических систем Восточной Сибири, Дальнего Востока, стран СВА.
Продвижение этих проектов будет обеспечивать привлечение значительных ресурсов, которые должны стимулировать формирование и развитие ряда перспективных промышленных и сервисных ареалов, находящихся в секторе влияния газового и электроэнергетического проектов.
Развитие и наращивание добычи природного газа будет оказывать большое влияние на потребительский выбор в основных энергопотребляющих центрах ДФО. Газификация потребителей Сахалинской и Камчатской областей, Хабаровского и Приморского краев, районов Республики Саха (Якутия) может довести долю природного газа в валовом энергопотреблении Дальнего Востока до 45 -50 процентов в 2015-2020 гг.
Производство электроэнергии в регионе по-прежнему целесообразно основывать на тепловых электростанциях, в том числе на базе использования новейших парогазовых установок. Вместе с тем, улучшение в инвестиционной сфере энергетики может увеличить долю ГЭС в производстве электричества до 30-32 процентов.
Несмотря на значительные запасы угля, его добыча будет в основном замыкаться на внутреннее потребление Дальнего Востока, испытывать сильное конкурентное давление со стороны природного газа и, по соображениям стратегической надежности, должна поддерживаться на относительно стабильном уровне - до 35-40 млн. т в год. Экспортные перспективы в угольной промышленности региона связаны в основном с развитием Эльгинского каменноугольного месторождения в Южной Якутии.
Таким образом, главными структурными приоритетами в энергетической стратегии Дальнего Востока могут быть:
ориентация на рост потребления природного газа;
политика экспортной экспансии;
самообеспеченность региона топливно-энергетическими ресурсами.
Главные структурные решения в энергетической стратегии ДФО должны основываться на:
поддержании структурной диверсификации топливно-энергетического баланса региона в разрезе его основных энергоэкономических зон;
структурном и технологическом резервировании в производстве, и распределении топливно-энергетических ресурсов;
устойчивом экологическом развитии энергетического сектора;
развитии программ энергосбережения;
стимулировании использования возобновляемых видов энергии.
Важно, чтобы данные стратегические приоритеты были увязаны с принципиальными положениями энергетической безопасности региона".

* Доклад подготовлен на основе материалов и предложений авторского коллектива (Сорокин А.П., Авдейко Г.П., Алексеев А.В., и др.) приведенных в коллективной монографии: "Стратегия развития топливно-энергетического потенциала Дальневосточного экономического района до 2020г." Владивосток: Дальнаука,2001.

http://www.evgenygalichanin.ru/content/view/22/46/

Док. 326326
Опублик.: 25.06.07
Число обращений: 366

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``