Основные направления формирования транспортных коридоров `Восток-Запад` через Дальний Восток.Назад
Основные направления формирования транспортных коридоров `Восток-Запад` через Дальний Восток.
ГАЛИЧАНИН Евгений Николаевич:
В последнее время в сфере транспорта сложилось мнение о необходимости существования нескольких проектов так или иначе затрагивающих интересы России и в том числе Дальнего Востока. Наиболее значимыми из них следует назвать:
создание нового транспортного пути, соединяющего страны Азии с Европой через Казахстан, государства Средней Азии, Каспий, Кавказ и Черное море, так называемый проект "ТРАСЕКА", как конкурирующий с Россией;
создание супермагистрали, соединяющей прямым железнодорожным сообщением Европу с Японией и другими странами Азии с использованием Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей;
проект "Восток-Запад"", морским путем соединяющий западное побережье США с Китаем через территорию Приморского края;
Международная программа развития в районе бассейна реки Туманная (ПРООН);
В 1998 году в Баку состоялось совещание представителей из 35 стран, на котором обсуждался проект создания нового транспортного коридора, соединяющего страны Юго-Восточной Азии с Европой через Казахстан, государства Средней Азии, Каспий, Кавказ, Черное море. Уже в конце этого же года в Болгарии состоялось совещание рабочих групп по проработке деталей данного маршрута. Россия в этом участие не принимала, из чего можно сделать вывод, что ее из проекта, получившего название "ТРАСЕКА", хотя и негласно, постарались исключить.
Другой проект - создание железнодорожной магистрали, соединяющей Европу с Японией и другими странами Азии с проведением реконструкции отдельных участков Транссибирской магистрали и прилегающих к ней подходов с востока и с запада, в том числе БАМа. Создание Трансевразийской магистрали, по заключению Аллана Дортхолла принесет его участникам достаточно серьезные и реальные выгоды. (Аллан Дортхолл. Российские вести. 10 марта 1999 г.)
Так, уже вынашивается решение построить железнодорожный тоннель между Ирландией и Англией протяженностью 56 км со сроками строительства 6 лет. Под Ла-Маншем проложен железнодорожный тоннель, а дальше прямая железнодорожная линия протяженностью 12,0 тысяч километров до Комсомольска-на-Амуре. А далее, около 400 километров пути необходимо уложить до самого узкого места, разделяющего о.Сахалин с материком и затем проложить 8 километровый тоннель к о.Сахалин. На о.Сахалин дополнительно потребуется уложить порядка 100 километров железнодорожного пути до соединения с Сахалинской железной дорогой. Остров Сахалин и японский остров Хоккайдо разделяют около 40 километров и сделать это можно с помощью тоннеля или моста.
Идея создания такой супермагистрали вполне может быть реальной и реализована при активном участии евроазиатского сообщества. А главное, может быть создано устойчивое транспортное сообщение Европа - Азия с высокой степенью окупаемости и устойчивой тенденцией роста грузопотока.
Эта магистраль может быть соединена с пусковым комплексом перехода Махалино-Хунчунь, который практически готов к началу эксплуатации. Идея создания железнодорожного перехода Махалино-Хунчунь была связана с созданием короткого транзитного маршрута Китай - Япония через территорию Приморского края и является частью Программы развития бассейна реки Туманной или "Туманган". Этот переход может быть использован в создании супермагистрали, соединяющей страны Европы с Китаем, Сингапуром и другими странами.
На создание вышеназванной супермагистрали потребуются значительные капитальные вложения с участием свободного иностранного капитала заинтересованных государств. Экономическая рентабельность для участников этого проекта очевидна, т.к. железнодорожные перевозки на подобные расстояния значительно выгоднее морских. И не случайно подобный проект, но в обход России через Среднюю Азию уже длительное время прорабатывает Китай, стремящийся замкнуть евроазиатские товаропотоки на порты своего юго-восточного побережья по шелковому пути с выходом на среднеазиатские республики.
Политически же Россия от внедрения суперпроекта получает значительный эффект, становясь стержнем евроазиатской интеграции.
Начиная с 1998 года администрация Приморского края с участием заинтересованных транспортных организаций Приморья, секретариата штата Вашингтон и северо-восточными провинциями КНР приступила к проработке идеи создания нового транспортного коридора "Восток-Запад", соединяющего Западное побережье США с северо-восточными провинциями КНР.
Идея этого проекта была основана на перераспределении части грузопотока из портов Китая на порты Приморья и направлении затем на западное побережье США. Тем самым, достигается эффект сокращения расстояния морской составляющей почти на 1700 морских миль. Отсюда прямая экономическая эффективность - сокращение общих затрат на транспортировку единицы груза и соответственно эффект масштаба от создания устойчивого товаропотока на новом транзитном маршруте.
Другое важное направление - это развитие автотранспортных коридоров. Обозначенные конференцией на Крите 10 транспортных коридоров в Европе и концепция их развития дали начало огромной работе во многих странах по обеспечению сквозных перевозок на обозначенных маршрутах. Десять приоритетных коридоров состоят из железнодорожных и автомобильных звеньев и проходят в основном параллельно. Четыре коридора (1, 1У, УШ, 1Х) также включают в себя порты и комбинированный транспорт.
Процесс, начатый в Европе был активно поддержан и в Азии. На состоявшейся в октябре 1996 г. в Нью-Дели конференции Министров стран - членов ЭСКАТО была принята Декларация по развитию инфраструктуры в Азии и на Тихом океане, конференция привела в действие Делийский план по развитию инфраструктуры (1997-2001 гг), в котором определены проблемы и предлагаемые действия, приоритеты и временные рамки, стратегия мобилизации ресурсов и т.д. Предполагается, в частности, что будет построено около 2 млн.км дорог, уложено 41 тыс.км железнодорожных путей, построено 140 контейнерных причалов. Объем инвестиций превысит триллион долларов. В этой связи большое значение отводится привлечению частного сектора к развитию инфраструктуры.
В 1997 году к соглашению европейских стран присоединились закавказские и среднеазиатские государства (республики СНГ), а также Турция. Они предложили свою сеть автодорог и программу ее развития, согласованную с ЭСКАТО ООН в рамках проекта развития инфраструктуры и наземного транспорта в Азии (АЛТИД). Таким образом, процесс глобализации в развитии автотранспортной системы на евроазиатском континенте активно развивается.
К финансированию дорожных программ привлекаются кредиты Международного Банка реконструкции и развития. По состоянию на начало 1999 года общий объем привлеченных кредитных средств составил 1 млрд.долл.США. По территории Российской Федерации проходит три европейских транспортных коридора, два из которых могут стать маршрутами, связывающими Европу с центром Азиатского континента.
Свою заинтересованность в участии в проекте Россия выразила, направив в ноябре 1998 года и в январе 1999 года в Секретариат ЭСКАТО ООН предложения о включении своих автомобильных дорог в международную сеть Азиатских шоссейных дорог. Маршруты разрабатывались в соответствии с принципами формирования международной сети "А", предложенными ЭСКАТО, техническими характеристиками дорог, с учетом сохранения и развития исторически сложившихся транспортных связей между странами региона и отвечают интересам всех государств, охватываемых проектом. В числе этих маршрутов следует выделить четыре основных связывающих Российскую Федерацию, государства Средней Азии, Китай, Монголию и Корейский полуостров:
Курск-Воронеж-Саратов-Озинки- (Казахстан)
(Казахстан) - Астрахань - Волгоград - Каменск - Шахтинский
Граница Беларуссии - Москва - Самара - Челябинск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток.
Последний маршрут представляет собой трансконтинентальную широтную автомагистраль, имеет 13 ответвлений и связывает Корейский полуостров, Китай, Монголию и Казахстан с Центральной и Западной Европой. Его протяженность составляет 8760 км, а ответвлений - 4345 км.
В перспективе данный маршрут, строительство которого намечено завершить в 2003 году, будет самым протяженным в мире и станет связующим звеном направления Восток-Запад, обеспечивая сквозной круглогодичный проезд через всю территорию страны от западных границ России до Тихого океана.
Для комплексного решения проблем, связанных с формированием международных трансевропейских и трансконтинентальных транспортных коридоров на территории России, Правительство Российской Федерации поручило Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Российскому дорожному агентству с участием Федеральной службы воздушного транспорта России и других заинтересованных ведомств разработать федеральную целевую программу "Развитие международных транспортных коридоров".
Данная программа должна стать основным документом, определяющим государственную стратегию и тактику развития международных транспортных коридоров на территории России до 2010 года.
Для Дальнего Востока значительно удаленного от европейской части страны вопрос участия в данной ФЦП является крайне важным.
Прежде всего это необходимость включения в Программу вопроса о продлении 2-го Критского коридора до портов Приморья. А это значит достройка автомагистрали, автомобильных ответвлений (в том числе к границам), пограничные переходы, припортовые станции, общетранспортная информационная система и т.д.
Однако строить транзитную транспортную систему и принимать национальную программу "Развитие международных транспортных коридоров" в настоящее время уже не возможно без учета действующих и разрабатываемых Программ мирового сообщества, а также уже принятых на этом уровне концепций и деклараций.