В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Энергетическая стратегия России - Дальневосточный вектор Назад
Энергетическая стратегия России - Дальневосточный вектор
ГАЛИЧАНИН Евгений Николаевич:

"Уважаемые участники международного форума!

Разрешите коротко проинформировать о государственной политике России в сфере энергетики, ее нормативном обеспечении и о конкретных проектах на ближайшую перспективу на Дальнем Востоке и Сибири.
В своем выступлении я хотел бы выделить три аспекта:
Первое - О доктрине развития энергетического комплекса на долгосрочную перспективу и о программах, которые приняты для ее реализации.
Второе - О федеральных нормативных актах, в том числе законах, действующих и тех которые планируется принять в ближайшее время.
Третье - О том, как просматривается в будущем Восточное направление развитие ТЭК России, в частности его углеводородная составляющая, особенно в свете "нашумевших" в последнее время проектов выхода на рынки стран АТР.

Итак: Первое. Новая энергетическая доктрина, получившая определение "Российскую энергетику - на путь устойчивого развития совместными усилиями власти и гражданского общества", разрабатывалась Международной топливно-энергетической ассоциацией более 7 лет и впервые была озвучена на Московском форуме энергетиков еще в 1998 году. В основу ее разработки были положены как общемировые тенденции, например, такие как рост энергосберегающих технологий, снижение экологической нагрузки на окружающую среду, изменения в топливно-энергетическом балансе, так и особенности присущие России, и, прежде всего в сфере экономики, в сфере наличия и использования ресурсной базы, экспортного потенциала и экспортной квоты. Значительное место в ней уделено и возможному удовлетворению растущих потребностей энергетики стран Северо-Восточной Азии (СВА) - Китая, Индии, Кореи и Японии за счет потенциала Дальнего Востока и Сибири.

В целом, новая доктрина определяет цели и задачи устойчивого развития Российской энергетики примерно на 50 лет, под которым понимается такая общественно - государственная система управления энергетическим сектором, при которой обеспечивается баланс требований дальнейшего прогресса экономики, рост качества жизни, соблюдение интересов нынешнего и будущих поколений, сохранение природы.

В соответствие с задачами, формирование материальной и организационно-финансовой основы перехода к устойчивой энергетике реализуется в три этапа.

Первоочередные задачи на 2000 - 2003 годы - оздоровление денежно-кредитных отношений в ТЭКе и инвестиционного климата, подготовка методологических и нормативно-правовых основ устойчивой энергетики.

Среднесрочные задачи на 2004-2010 годы - формирование инфраструктуры энергетики, осуществление структурной перестройки, завершение разработки основных перспективных программ, проектов и начало поэтапной их реализации в регионах на основе Единой общероссийской программы управления ТЭКом.

Долгосрочные задачи на 2011-2020 годы и отдаленную перспективу - завершение переходного периода, достижение устойчивой тенденции приближения к лучшим мировым показателям по эффективности использования энергии и создание реальных предпосылок для гармоничного развития системы "энергетика - экономика - природа - общество" на период до 2050 года и далее.

В качестве механизма решения задач определен перечень специальных программ, некоторые из которых уже приняты и реализовываются, а некоторые еще в стадии разработки.

Среди них такие как: "Рационализация энергопотребления", "Новая угольная волна", "Вторая ядерная эра", "Индивидуальная энергетика", "Новые источники энергии", "Природный газ - новые ориентиры устойчивого развития", "Нефть -- защитные методы стабилизации", "Электроэнергетика - новая политика" и др.

Для примера, хотя бы коротко, необходимо остановиться на одной из них. Это программа "Чистая и экономически доступная энергия". Стратегическая задача программы - формирование рациональной альтернативы традиционной энергетике, способной кардинально повысить эколого-энергоэффективное развитие общества.

Первый этап программы (2000-2015 гг.) постепенное сокращение диспропорции долей газа, нефти и угля в структуре производства и потребления энергоресурсов в общем энергобалансе, с тенденциями роста доли "чистых" и возобновляемых видов энергии.

Второй этап (2016-2030 гг.) - совокупная доля "чистых" возобновляемых новых видов энергии, и особенно ископаемых, прошедших комплексную переработку, постоянно возрастает и уравновешивается с другими традиционно важнейшими видами энергоресурсов.

Третий этап (2031-2050 гг.) - доли "первичного" угля, нефти, а затем и газа последовательно будут сокращаться до разумных величин и уровня местных и межрайонных потребностей. На смену им должны прийти экологически безопасные и экономически конкурентоспособные новые виды энергии: энергия чистых продуктов комплексной переработки угля, газа, газогидратов, энергия атома, солнечная энергия и другие возобновляемые источники энергии, такие как энергия водорода, ветра, геотермальная, гидравлическая, энергия биомассы.

В доктрине заложен и механизм финансирования программ и проектов который предполагается обеспечить за счет следующих источников:

Во-первых, за счет эффективного использования доходов от ренты энергетических ресурсов. Этот доход является национальным достоянием и должен быть использован в реальном секторе экономики, в том числе для реализации программ энергетики.

Во-вторых, за счет финансовых резервов от энергоэффективного развития собственно энергетики, сокращения издержек производства и кардинального снижения энергоемкости экономики.

В-третьих, за счет части налоговых и финансовых льгот для производителей устойчивых энергетических систем, новых видов энергии и финансовой поддержки национальных и международных банков по линии оказания России технического содействия, передачи ноу-хау и др.

В-четвертых, за счет реформы доходов и переориентации финансовых потоков непосредственно в энергетике.

Переходя ко второй части доклада, хотелось бы подчеркнуть, что в основе планирования законотворческой работы комитета по энергетике, транспорту и связи Государственной Думы, также находится новая энергетическая доктрина, о которой говорилось выше. Это во многом облегчает работу по ревизии уже принятых и действующих законов, а также по определению приоритетности и очередности разрабатываемых.

В настоящее время деятельность предприятий и организаций в топливно-энергетическом комплексе регулируется 16 базовыми федеральными законами, Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ.

Перечислим некоторые из них:

Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" позволяет обеспечивать влияние государства на сферу газоснабжения методами ценовой и тарифной политики в целях удовлетворения платежеспособного спроса потребителей и защиты интересов государства.

Федеральный закон "Об энергосбережении" определяет правовые отношения, возникающие в области энергосбережения в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов.

В федеральном законе "О государственном регулировании в области добычи и использования угля" сформулированы основы государственной политики в области добычи и использования угля.

Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Внесенные недавно в него изменения и дополнения, создали систему государственного регулирования в этой области под единым государственным контролем.

Особого внимания заслуживает федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и особенно в части ресурсов углеводородного сырья, так как в настоящее время иностранный инвестор обязан принимать в нем участие. В тоже время участие иностранного инвестора в разработке, а затем принятии закона по конкретному объекту добычи сырья или месторождению, обеспечивает ему государственные гарантии на вложенный капитал.

Примерами такого подхода являются принятый в 1997 году федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции", который определил 15 месторождений разрабатываемых на условиях раздела продукции, и в том числе месторождения острова Сахалин (Астрахановская морская структура, Восточное Эхаби, Западное Сабо, Катангли, Набиль, Северный купол месторождения Одопту - море, Уйглекуты, Центральная Оха); в 1999 году - Закон о разработке на условиях раздела продукции 4-х нефтяных месторождений, в том числе Киринского блока проекта "Сахалин - 3", а в 2000 году еще 7 месторождений, включая Северо-Астраханский участок шельфовой зоны Сахалинской области.

Наряду с этим, среди законодательно утвержденных к разработке на условиях раздела продукции еще 7 нефтегазоконденсатных месторождений - 3 из Дальнего Востока и Сибири. Это Одоптинский блок проекта "Сахалин-3", Восточно-Шмидтовский блок проекта "Сахалин-5" и Ковыктинское месторождение Иркутской области.

Как известно, в развитие энергетической доктрины, в настоящее время Правительством РФ разработан проект стратегии развития ТЭК России на ближайшую и долгосрочную перспективу которая в ближайшее время видимо будет утверждена. Следует отметить, что в указанный документ практически полностью или с небольшими коррективами вошли основополагающие программы в сфере энергетики, в том числе такая важнейшая из них как Федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года" в которой предусмотрены нижеследующие меры по развитию энергетики Сибири и Дальнего Востока.

Для дальнейшего наращивания объемов добычи нефти в период до 2005 года предусматривается освоение около 100 новых нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, Республике Коми, Ненецком автономном округе, Поволжье, Восточной Сибири, Сахалинской области и на Северном Кавказе.

В 2002-2005 годах намечается строительство нефтепроводов, Россия - Китай (1-й этап) и новых нефтепроводов от отдельных нефтяных месторождений.

В 2006-2010 годах предполагается строительство нефтепровода Россия - Китай (2-й этап) а также строительство газопроводов из Соболевского района до г.Петропавловск-Камчатский в Камчатской области, Средневилюйское газоконденсатное месторождение Мастах-Берге - Якутск (3-я нитка) в Республике Саха (Якутия), Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск, и три нитки газопровода Заполярное - Новый Уренгой.

В Красноярском крае предусмотрено освоить Пеляткинское месторождение с доведением добычи газа в 2010 году до 3,5 млрд. куб.метров и в Иркутской области - Ковыктинское месторождение с добычей газа в 2010 году до 20 млрд.куб.метров.

Будет продолжена газификация российских регионов, в том числе крупных промышленных центров в южной части Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Общий прирост сети распределительных газопроводов составит 75-80 тыс. километров, из них более 75 процентов в сельской местности.

В 2002-2005 годах потребуется ввод 49 млн. тонн мощностей по добыче угля. Основной объем ввода новых мощностей приходится на Кузнецкий бассейн - 21,2 млн. тонн, Канско-Ачинский бассейн - 11,6 млн. тонн, на месторождения Дальнего Востока приходится 9,8 млн. тонн.

В 2006-2010 годах необходимо будет ввести еще 44 млн. тонн новых мощностей по добыче угля. Как и в предыдущий период, основной ввод новых мощностей будет в Кузбассе - 16 млн. тонн, в Канско-Ачинском бассейне - 12,8 млн. тонн, на Дальнем Востоке - 8,5 млн. тонн.

Дальнейшее развитие гидроэнергетики в целом связано со строительством и вводом в строй Бурейской, Нижне-Бурейской, Усть-Среднеканской и Вилюйской ГЭС-3.

Кроме того, Программой предусматривается начало строительства ряда новых гидроэлектростанций как базы для будущего развития: каскада низконапорных гидроэлектростанций средней мощности на реке Зее (Амурская область), каскада гидроузлов на р.Учур (Южная Якутия), каскада гидроузлов на р. Нижней Ангаре (Красноярский край).

Для освоения ресурсов углеводородного сырья на шельфах арктических морей и Дальнего Востока предусмотрена разработка специальных технологий добычи и переработки, а также создание соответствующего оборудования и инфраструктуры в указанных регионах для транспортировки сырья на внутренний и внешний рынок.

Теперь о том, как просматривается в перечисленных документах восточное направление. Необходимо отметить, что пока стратегия развития ТЭК не утверждена официально, существуют различные точки зрения. Положительным моментом при этом является то, что такие ведущие министерства, как Минэнерго России и Минприроды России поддерживают формирование в перспективе нового центра добычи углеводородного сырья на основе ввода в разработку сырьевых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока с последующим "прорывом" на рынки стран АТР. Во всяком случае это официальное мнение министров в их ответах на запрос депутатов Государственной Думы. Сложнее дело обстоит с Минэкономразвития России, которое так пока твердо и не определилось, видимо все еще выбирая между экономической целесообразностью и политической солидарностью с влиятельными кругами, в том числе и руководством страны, поддерживающими восточный вектор развития ТЭК.

Справедливости ради необходимо отметить, что действительно эта задача не из легких и ее придется решать на государственном уровне принимая видимо не только экономические, но и политические решения.

В настоящее время российский экспорт энергоносителей ориентирован практически полностью на страны Запада. Российские экспортные поставки составляют 25 процентов потребления природного газа и 12 процентов нефти в странах ЕС. Поставки нефти из стран ОПЕК покрывают основную долю потребностей многих стран Азии. Например 80 процентов всей импортируемой нефти Японии поступает из Ближнего и Среднего Востока, а в Республике Корея - 66 процентов нефти имеет ближневосточное происхождение.

До последнего времени энергетический экспорт из России в страны Азии был незначительный. Общий объем российского экспорта нефти, нефтепродуктов и угля в четыре страны СВА ( Республика Корея, КНДР, Япония, КНР) в истекшем году составил около 1 млрд.дол.США.

Важнейшей особенностью динамики спроса на энергоносители в странах СВА является резко увеличивающаяся потребность в газе.(см.Табл.1).

Табл.1

Потребность в природном газе некоторых стран СВА (млрд.куб.м.)

2000г. 2010г. 2015г. 2020г.

Япония 74,7 80 85 90

КНР 25 100 200 250

Республика
Корея 17 40 50 80

По прогнозу Международного энергетического агенства (МЭА) спрос на природный газ к 2010 году в Китае возрастет до 100 млрд.куб.м., что может привести к его нехватке в объемах 30 - 50 млрд.куб.м.

Проблема обеспечения стран СВА в энергоносителях принципиально может быть решена за счет ресурсов России, однако при условии сооружения транснациональных трубопроводов и вовлечения в оборот запасов углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В тоже время и в решении этих задач имеется достаточное количество серьезных проблем, что потребует применения именно государственного, комплексного подхода.

Это можно пояснить на примере двух проектов: сооружения магистральных газопроводов и нефтепроводов из Восточной Сибири через Дальний Восток с выходом на его побережье, для поставки продукции в страны АТР. О рынке на это сырье в этих странах нами говорилось выше, а сейчас для примера мы возьмем за основу предложения японских коллег, которые определили его на первой стадии для газопровода Ковыктинское месторождение - Находка в объеме 33 млрд.куб.м. в год, и для нефтепровода Ангарск -- Находка 50 млн.т. нефти в год.


Вначале о нефти. Сильные и слабые стороны проекта. Япония, как потенциальный инвестор готова рассмотреть этот проект, причем на государственном уровне, и это положительный фактор. Объективно, российские производители нефти уже через 7 лет, т.е. к 2010 году столкнутся с проблемой ее сбыта за рубеж и прежде всего по причине отсутствия необходимых мощностей трубопроводной системы. По экспертным оценкам, в указанные годы добыча нефти в России достигнет в среднем 500 млн.т. нефти в год, а мощности Транснефти сегодня составляют лишь 350 млн.т. нефти в год. Таким образом дефицит мощностей трубопроводной системы составит около 150 млн.т., что заставит нефтяников ее развивать, в том числе, и прежде всего прокладывая новые трубопроводы за рубеж. И это тоже положительный фактор.


Каковы же на сегодняшний день точки зрения в решении этой задачи. Приведу мнение ОАО "ЮКОС", как наиболее крупного отечественного потенциального инвестора проекта. Кстати во многом эту точку зрения разделяют и другие нефтяные компании страны, в том числе и государственная - Транснефть. Руководители ЮКОСА считают, что дефицит транспортной системы проще решить прежде всего за счет развития Балтийской трубопроводной системы (БТС), проложив новые трубопроводы через Мурманск и Приморск (Ленинградская обл.) и передав на западные рынки таким образом дополнительно 120 млн.т. нефти, остальные 20 - 30 млн.т. можно подать в Китай на Дацин. (20 - 30 млн.т. - это заявленная потребность КНР). В качестве аргумента такого варианта приводится значительное сокращение затрат по сравнению со строительством нефтепровода на Восток, который и при мощности 50 млн.т. в год практически едва рентабелен, а если учесть его развитие для удовлетворения потребностей рынка российского Дальнего Востока, т.е. еще добавить не менее 20 млн.т. нефти в год, то проект оказывается вообще неосуществим.

Есть еще один аргумент который приводят сторонники указанного варианта. Это затраты на подготовку запасов углеводородного сырья промышленных категорий. Дело в том, что в настоящее время из месторождений Восточной Сибири и Республики Саха(Якутия) можно обеспечить добычу около 15 млн.т. нефти в год, а при условии их доразведки и доведения запасов промышленных категорий с целью добычи 50 млн.т. потребуется вложить средств в сумме 87 млрд.долл.(США) - по данным Минприроды РФ. Для сравнения - прирост запасов для обеспечения добычи 120 млн.т.нефти в год, т.е. для ее поставки через БТС, потребует 36 млрд.долл.(США).

Справедливости ради следует отметить, что существует и иная точка зрения, кстати которой придерживается большинство членов комитета по энергетике транспорту и связи Государственной Думы и депутаты дальневосточники. Она заключается в том, что необходимо развивать все направления, подавая через БТС 70 млн.т., на Дацин 30 млн.т. и на Находку - 50 млн.т.

Теперь несколько слов о газе. Промышленные запасы природного газа в Восточной Сибири и Республике Саха(Якутия) позволяют решить задачу его поставки в страны АТР. Но при этом появляется другая проблема, которую обычно опускают. Дело в том, что в этих странах потребляется сжиженный газ, и для поставки российского газа придется строить заводы и инфраструктуру для СПГ. А это серьезное удорожание проекта. Во всяком случае только по минимальному варианту не менее 4 млрд.долл. Правда, как показывают консультации по этому вопросу, например с представителями японского бизнеса, они готовы разделить часть риска в этом деле т.к. рынок газа в их стране значительный. К примеру только такая компания как "Осака газ" поставляет ежегодно 5,75 млн.т. СПГ в год из Австралии, Индонезии и других стран и собирается заключить дополнительный контракт с "Сахалин энерджи" на 2.6 млн.т.

Необходимо сказать еще об одной проблеме которая требует срочного решения. Эта проблема касается законодательной базы при сооружении магистральных трубопровод. Дело в том, что в настоящее время магистрали находятся в государственной собственности так как их основная часть была построена в советское время. Потенциальные инвесторы, которые уже представляют частный бизнес, резонно задают вопрос, -- а как мы будем допущены к трубе?, кто будет устанавливать тариф на транспортировку?. К этому следует добавить интересы субъектов Федерации по территории которых пройдут трубопроводы и т.д. И хотя названная проблема имеет общий характер, она прямо касается и проектов строительства трубопроводов в восточном направлении.

Не знаю сумели ли мы на примере приведенных некоторых проблем и фактов убедить, что требуется именно государственный, комплексный подход к решению задачи выхода России с энергетическими ресурсами в страны СВА или нет. Но лично мы в этом убеждены.

Кстати не было еще ничего сказано о сахалинских проектах, а ведь их нельзя рассматривать отдельно от решения этой задачи. Или другой пример. Расчеты показывают, что при одновременном строительстве нефте и газопроводов в пределах Транссиба или БАМа можно снизить совокупные затраты почти на 30 процентов, но решение об этом, и затем осуществлять координацию работ может только государство.

Таким образом, необходимо подумать как вынести этот весьма важный вопрос не только для Сибири и Дальнего Востока но и для России в целом на государственный уровень.

Спасибо за внимание!"

http://www.evgenygalichanin.ru/content/view/65/46/

Док. 326320
Опублик.: 25.06.07
Число обращений: 284

  • Галичанин Евгений Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``