В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Процедура самоликвидации не должна заключаться в формуле: `собрали деньги - и разбежались` Назад
Александр Шохин: Процедура самоликвидации не должна заключаться в формуле: `собрали деньги - и разбежались`
Александр Николаевич, вчера акционеры Кредиттраста, не дожидаясь отзыва лицензии, приняли решение о самоликвидации банка. "Коммерсантъ" пишет, что это уникальный случай ухода банка из жизни всего лишь из-за подозрения о причастности к другому банку, лишенному лицензии. Этот случай может оказаться не единственным, так как по рынку уже ходят всевозможные черные списки неблагонадежных банков. Не является ли это началом банковского кризиса?

Безусловно, элементы локального банковского кризиса присутствуют, но то, что собственники Кредиттраста решили самоликвидироваться, подтверждает подозрения о том, что у Содбизнесбанка и Кредиттраста одни и те же собственники, а связь между ними достаточно серьезная, учитывая, что Содбизнесбанк в течение нескольких дней отбивался от внешних управляющих, назначенных ЦБ, забаррикадировавшись даже от правоохранительных органов. Имел место вывод активов и уничтожение каких-то документов. Не исключено, что собственники Кредиттраста решили провести такого рода операции в упреждающем порядке, не дожидаясь подобных силовых действий. В этой связи, с одной стороны, действия ЦБ кажутся чрезмерно жесткими; с другой стороны, самоликвидация банков, которые чувствуют серьезность намерений надзорных органов, может являться серьезным шагом к оздоровлению банковской системы, потому что другими мотивами, кроме как попыткой разобраться с активами банка без присутствия внешних управляющих и ЦБ, действия Кредиттраста не объяснить. У него есть основания полагать, что проверка ЦБ или отзыв лицензии, ликвидация или банкротство по итогам присутствия внешнего управляющего - все это может ухудшить положение собственников. Здесь нужно думать о корректировках в законодательстве, чтобы не получалось, что угроза отзыва лицензии или банкротства в установленном порядке порождает такие действия как самоликвидация. Поскольку банк оперирует чужими деньгами от своего имени, процедура самоликвидации должна быть, по крайней мере, прописана. Если вдруг собственникам захотелось ликвидировать банк, значит, должна быть процедура во исполнение каких-то обязательств перед вкладчиками и кредиторами. Получается, что самоликвидация - собрали деньги и разбежались. А если это финансовая махинация, когда банк, привлекший достаточно большие вклады населения, самоликвидируется, и у него не хватает активов для выполнения своих обязательств в процессе ликвидации, вполне возможно, что это делается сознательно. Если средства привлеченных активов выведены, то это может быть основанием для того, чтобы считать, что финансовое преступление имеет место.

Это должен быть отдельный закон?

Нет, это могут быть поправки к закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Кредиттраст вчера просто столкнулся с проблемой нехватки ликвидности и остановил выплаты, после чего и было принято решение о самоликвидации.

На самом деле существует процедура банкротства, если у банка нехватка ликвидности. Понятно, что самоликвидация все равно предполагает процедуру банкротства. А сейчас предполагается, что в случае нехватки ликвидности и недостаточности капиталов ЦБ оценивает, есть ли эти активы, можно ли ликвидировать банк, или затеять процедуру банкротства. Ликвидация и банкротство - разные процедуры. Ликвидация - ситуация, при которой хватает активов для покрытия обязательств, когда происходят выплаты, а после этого банк ликвидируется. Например, если банк уличен в "отмывании" денег, но по финансовым параметрам он функционирует успешно - это ликвидация, а не банкротство. Если же у банка не хватает средств, то лицензия отзывается не за участие в "отмывании" денег при финансировании терроризма и т.д., а по причинам финансовой несостоятельности, и это является процедурой банкротства. Другое дело, что инициировать ее может как надзорный орган, так и сам банк. Здесь можно говорить не о самоликвидации в рамках действующего законодательства, а о начале процедуры банкротства.

А другие банки последуют за Кредиттрастом?

Центральный Банк имеет возможность поэтапного применения санкций: уведомления о нарушениях, о нехватке собственного капитала, смены руководителей, принудительного введения внешнего управления с целью, в том числе, и финансового оздоровления. И уже на последней стадии - банкротство. Поэтому последовать по этому пути могут только те банки, которые действительно могут предположить, что их могут ликвидировать по другим основаниям, таким как участие в "отмывании" денег, и руководители которых надеются на то, что если они сами инициируют это дело, то им удастся что-то на этом "наварить".


4 июня 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326258
Перв. публик.: 04.06.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 399

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``