В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: До осени правительство должно обеспечить внятные ориентиры Назад
Александр Шохин: До осени правительство должно обеспечить внятные ориентиры
Александр Николаевич, аналитики Банка международных расчетов считают, что рост процентных ставок крупнейших Центробанков мира может стать причиной заметного оттока капитала с рынков стран с развивающейся экономикой, что является угрозой для их роста и стабильности. При этом многие аналитики до сих пор говорили, что рост или падение ставок ФРС США для России и российского фондового рынка - только повод для спекуляций, но для экономики особого значения это не имеет. С Вашей точки зрения, насколько велика угроза для России?

Привлекательность того или иного рынка - вещь относительная. Это процедура сравнения доходности и рисков на разных рынках. С одной стороны, здесь есть конкуренция между развивающимися рынками и рынками развитых стран. С другой стороны, конкуренция развивающихся рынков между собой. Сейчас основное внимание уделяется ситуации на развивающихся рынках в контексте роста процентных ставок в США. Я думаю, что ситуация может сложиться таким образом, что рост ставок ФРС повлечет за собой снижение интереса инвесторов к развивающимся рынкам, в частности, к России, поскольку многие развивающиеся рынки демонстрируют достаточно высокую степень рисков, российский рынок - не исключение. Элемент политических рисков, в том числе, вложение в акции "голубых фишек" в контексте высокой волатильности этих рынков и влияния политических решений на рыночную ситуацию может быть компенсирован только низкой доходностью вложений на развитых рынках. Относительно высокие риски при достаточно высокой доходности создают привлекательность российского рынка среди других развивающихся рынков. Поэтому когда ставка и доходность ценных бумаг и иных операций на американском и других развитых рынках дойдет до некоей критической черты, это может реально повлиять на потоки капиталов. Я думаю, что в этом году такая ситуация вряд ли наступит.
Если тенденция будет идти в противоположном направлении, то есть, привлекательность вложений на американском рынке будет расти, а на российском рынке будут сохраняться достаточно высокие риски и высокая волатильность, консервативные инвесторы, которые начали вкладываться в развивающиеся рынки, переориентируются на американский рынок. Безусловно, все равно останется большая группа спекулятивных инвесторов, заинтересованных в высокой доходности и готовых рисковать ради этого, но спекулятивные инвесторы, даже если они и сохранятся на российском рынке, создают определенную опасность в силу того, что они уходят достаточно быстро при малейших колебаниях и ощущении того, что какие-то рынки (в Юго-Восточной Азии или Латинской Америки) становятся более привлекательными.
Консервативные инвесторы консервативны в плане долгосрочности своих вложений, поэтому было бы опасно потерять эту группу инвесторов, которая только-только развернулась в сторону России. Сейчас очень важно бороться за этих пассивных консервативных инвесторов, обеспечивая большую предсказуемость и стабильность ситуации на российском рынке. Очень важно многие корпоративные скандалы развернуть таким образом, чтобы они не ущемили интересов, в том числе, миноритарных акционеров, чтобы судебные решения были осуществлены на основе учета законных интересов всех групп акционеров и инвесторов при том понимании, что государство имеет право предъявлять те или иные претензии к тем или иным компаниям. Очень важно, чтобы отношение к самому рынку в целом после соответствующих судебных решений не ухудшилось, а с учетом возможности принятия справедливых решений стало более устойчивым. Поэтому нужно в целом более энергично и внятно проводить экономическую политику властей, не затягивать решения, которые так или иначе объявлены, а планомерно их продвигать, давая инвесторам четкие сигналы не только о направлении движения, но и о темпах этого движения.
В частности, речь идет о реформе естественных монополий, где существует элемент неопределенности по темпам и механизмам осуществления реформ. Речь идет о завершении тех реформ, которые были начаты, включая налоговые, конечно, речь идет о системе взаимоотношений бизнеса и власти, где самое важное - равное отношение ко всем на основе соблюдения законов и на основе обеспечения принципа равного применения закона, и без того, чтобы законам придавать обратные действия, интерпретировать законы на основе моральных принципов.

С Вашей точки зрения, можно ли успеть до этой критической черты, когда консервативные инвесторы начнут уходить?

Около года есть для того, чтобы получить инвестиционные рейтинги по оставшимся рейтинговым агентствам, запустить целый ряд решений, от которых зависит привлекательность инвестиционного климата. В частности, корпоративные скандалы следует урегулировать таким образом, чтобы все инвесторы получили четкий сигнал либо с плюсом, либо с минусом. Время есть - в основном это оставшаяся часть этого года, но замечу, что на вторую половину этого года правительство наметило целый ряд заседаний, которые связаны с ключевыми вопросами. В конце года будет рассматриваться реформа электроэнергетики, в равной степени будут рассматриваться вопросы реформы газовой отрасли, к осени будут четко определены контуры с налоговой системой, не только в контексте принятия бюджета, но и в плане намерений на 2006 год - бюджеты и налоговая система 2006 года. Имея в виду, что к осени правительство окончательно рассядется: все министерства и ведомства получат нормативную базу своей деятельности, осень - определяющий период времени. Будет ясно, что, во-первых, правительство должно обеспечить сохранение интереса консервативных инвесторов к российской экономике. Во-вторых, правительству очень важно обеспечить внятные политические ориентиры на прорыв, на создание условий, благоприятных для инвестиций отечественных предпринимателей и инвесторов. Создание этого благоприятного климата очень важно. Правительство любит повторять, что, благодаря снижению ЕСН, в экономике останется 280 млрд. рублей. До последнего времени называлась эта цифра, но более точные расчеты показывают, что это не 280 млрд., а 215 млрд., во-первых. Во-вторых, ряд мер со стороны властей уже сейчас может уменьшить эту сумму. В частности, в рамках реформы медицинского страхования предпринимателям предлагается самим оплачивать 3 дня больничного листа своим работникам, а это более 40 млрд. рублей. Можно, с одной стороны, провозгласить этот курс на снижение налогов и оставление этих средств в экономике. С другой стороны, забирать эти средства через реализацию принципа повышения социальной ответственности бизнеса и т.д. Поэтому здесь важны прозрачные схемы, которые не ставили бы своей задачей пропагандистские результаты, а реальные результаты, в том числе, для повышения привлекательности отраслей в новой экономике, перерабатывающих отраслей вплоть до того, что в ряде случаев нужны будут и налоговые каникулы, и поддержка экспорта, и поддержка лизинговой схемы и т.д. Поскольку государство все равно тратит деньги на поддержку производства через финансирование федеральных целевых программ, через механизмы гарантий по инвестициям, очень важно резко повысить эффективность механизмов государственной поддержки таким образом, чтобы они были рыночными. Было бы важно не тратить деньги на создание новых структур и институтов, а пускать деньги на рыночные механизмы поддержки проектов.


29 июня 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326239
Перв. публик.: 29.06.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 344

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``