В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Боюсь, что доктринерство становится отличительной чертой Правительства Назад
Александр Шохин: Боюсь, что доктринерство становится отличительной чертой Правительства
Александр Николаевич, Россия хочет секьюритизировать всю оставшуюся часть долга Парижскому клубу. Что это принесет? Если учитывать, что ежегодные выплаты получаются очень большими - $15-16 млрд.?

Сама идея секьюритизации совершенно разумная, поскольку позволяет перевести долг из долговых книг на рынок, где он может выкупаться, да и с обслуживанием не возникнет никаких проблем (правда, их и сейчас нет) в том смысле, что рейтинг секьюритизированных долгов всегда выше. Но нужно учитывать несколько обстоятельств.
Первое - стоимость обслуживания. В различных ситуациях на рынке появляются разные возможности для секьюритизации. Мне кажется, что сейчас не самая худшая ситуация, тем не менее, лучшие времена, когда можно было подешевле разместить этот долг, тоже прошли. Надо смотреть на рыночную ситуацию: секьюритизировать долг имеет смысл тогда, когда условия обслуживания этого долга максимально благоприятные. Поэтому надо прикинуть, когда можно будет выйти на рынок, какие там будут условия, не сильно ли подорожает обслуживание долга. Конечно, есть и плюсы - секьюритизированные долги можно досрочно выкупить при наличии денег в Стабилизационном фонде. Выкупать суверенный долг - довольно длительная процедура: переговорная, правительственная, и в рамках Парижского клуба ее надо вести одновременно со всеми, что почти невозможно. Учитывая, что у нас сейчас Стабилизационный фонд позволяет досрочно погашать долг, секьюритизация помогла бы это сделать и в отношении суверенных долгов. Но здесь очень важен критерий цены обслуживания. Надо это принимать во внимание, чтобы не было лишних бюджетных расходов.
Второе - выход России с дополнительными суверенными евробондами сузит возможность для корпоративных заимствований. Это один из критериев оптимизации возможностей заимствований для государства и для корпоративных заемщиков. Если стоит задача перекрыть корпорациям выход на мировые финансовые рынки, секьюритизация долга эту задачу может выполнить. Дело в том, что различные инвесторы ориентируются на российские бумаги как таковые: если появляется большой объем достаточно привлекательных бумаг эмитированных в суверенном долге, интерес к этим бумагам возрастет по сравнению с облигациями корпораций, рейтинг которых ниже суверенного: у нас есть полторы корпорации, у которых рейтинг равен суверенному. Поэтому возможность для заимствований у российских корпоративных заемщиков снизится в результате этой акции правительства.
Учитывая, что у бюджета есть возможность обслуживать долг по долговым книгам, по графикам платежей, а корпорациям нужно привлекать деньги на инвестиции, надо смотреть, насколько конструкция секьюритизации, которая имеет свои положительные стороны, имеет отрицательную сторону, связанную со снижением возможности заимствования российскими компаниями для целей развития инвестиций. Поэтому я считаю, что здесь нужно принимать во внимание все обстоятельства. Никаких доктринерских подходов здесь не должно быть. По принципу, что внутренний долг лучше внешнего, что секьюритизированный долг лучше долга государственного, стандартного и т.д. Должен быть взвешенный расчет и аргументация по принципу преобладания экономических аргументов над отрицательными последствиями.

Это как раз то, чего не хватает сейчас нашему правительству?

Да. В некотором смысле у них прослеживается доктринерский подход, что секьюритизация сама по себе хороша. Секьюритизация была хороша, когда мы реструктурировали долг. В процессе реструктуризации льготных схем, льготных периодов, сроков реструктуризации одновременно можно было бы его секьюритизировать. А в условиях, когда долг уже реструктурирован и есть более чем приемлемые для российского бюджета графики платежей, особой нужды в секьюритизации нет.
У нас уже есть секьюритизированный долг - долг Лондонскому клубу и коммерческим кредиторам. И есть задача за счет Стабилизационного фонда уменьшить объем внешнего долга, - выкупайте эти бумаги! Например, тридцатилетние бонды. Их можно выкупить, а их объем достаточен для того, чтобы весь излишек Стабилизационного фонда пустить на эти цели.


17 сентября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326183
Перв. публик.: 17.09.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 374

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``