В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Улучшение отношений с ЕС - это одно, а присоединение - совсем другое Назад
Александр Шохин: Улучшение отношений с ЕС - это одно, а присоединение - совсем другое
Александр Николаевич, политическое решение о ратификации Киотского протокола было принято, остается последний штрих - прохождение в Думе. Это явно дружественный шаг в отношении ЕС. Каковы, с Вашей точки зрения, будут долгосрочные последствия сближения России и ЕС? Можно ли это считать первым шагом по присоединению России к Европейскому Союзу?

Европейский Союз на протяжении многих лет настаивал на том, чтобы Россия присоединилась к Киотскому протоколу. Киотский протокол в некотором смысле является разменной монетой в решении многих вопросов. С одной стороны, подписав Киотский протокол, Россия начала процесс присоединения; с другой стороны, не все подписавшие страны ратифицировали протокол, и для России оставалась возможность использовать ратификацию для того, чтобы выторговать те или иные условия по другим переговорным позициям, в том числе, по присоединению к ВТО. Нельзя исключать, что определенные уступки со стороны Европейского Союза, в частности, по ВТО, которые были зафиксированы в последнее время, уже предполагали, что Россия уступит по Киотскому протоколу. Пока Россия не присоединилась к ВТО, трудно говорить об окончательной формуле нашего присоединения и о том, что мы реально получим.

Пока трудно говорить о том, состоялся ли торгово-экономический или финансово-экономический баланс, либо это уступка, которая будет компенсироваться на других площадках, в том числе, на чисто политической. Поэтому надо подождать какое-то время. Это, прежде всего, завершение процесса присоединения к ВТО.

Надо иметь в виду, что Дума не обязана немедленно после решения правительства ратифицировать протокол. Если там есть какие-то увязки, можно подождать несколько месяцев, чтобы посмотреть, выполняют ли наши партнеры то обязательство, которое они могли бы взять на себя в обмен на ратификацию Киотского протокола.

Что касается того, является ли это первым шагом по присоединению к ЕС, то это кажется сомнительным. На мой взгляд, это не имеет к этому прямого отношения - это лишь демонстрация способности договариваться. Процесс присоединения - многолетний процесс, который займет десяток лет, и вряд ли стоит рассчитывать на быстрые шаги, в том числе, с нашей стороны. Европейскому Союзу нужно "переварить" новых членов, адаптировать экономику новых десяти государств-членов ЕС, во-первых. Во-вторых, в повестке дня стоят достаточно сложные вопросы, например, возможное присоединение Турции, которая пытается вести себя образцово-показательно, выполняя все требования ЕС. Если это произойдет, то на ближайшие десять лет ЕС будет, чем заняться. Поэтому нормальное отношение между Россией и ЕС - вовсе не шаг по пути формального присоединения (до него еще нужно много чего сделать).

Прежде всего, Россия должна сама принять решение, нуждается ли она в этом членстве, поскольку членство в ЕС - частичная потеря суверенитета в ряде вопросов, передача его наднациональным органам. Не факт, что российские власти захотят этим суверенитетом делиться, ведь не делятся же они суверенитетом в рамках Таможенного Союза или Единого экономического пространства в рамках СНГ. Поэтому трудно предположить, что здесь может быть иная схема. Думаю, что сама постановка вопроса преждевременна. Улучшение отношений с ЕС - это одно, а присоединение - совсем другое.


4 октября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326171
Перв. публик.: 04.10.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 377

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``