В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Когда надежными вложениями признаются только вложения в иностранные ценные бумаги, правительству незачем беспокоиться об устойчивом росте российского фондового рынка Назад
Александр Шохин: Когда надежными вложениями признаются только вложения в иностранные ценные бумаги, правительству незачем беспокоиться об устойчивом росте российского фондового рынка
Александр Николаевич, правительство, наконец, определилось с порядком инвестирования средств Стабфонда. Ими будут распоряжаться Минфин и ЦБ, а инвестировать эти деньги можно только в первоклассные бумаги иностранных правительств. Однако многие аналитики неоднократно отмечали, что такие инвестиции абсолютно неэффективны, а иногда могут приводить даже к определенным потерям. Между тем, российский бизнес демонстрирует, как можно выгодно вкладывать средства за рубежом, покупая реальные активы. А можно ли как-то повысить эффективность инвестирования средств Стабфонда?

Инвестиции Стабилизационного фонда, безусловно, должны быть низкорискованными. Это означает, что они не могут быть высокодоходными. Умеренная доходность идет в обмен на низкие риски. Тем не менее, консервативные институциональные инвесторы довольно часто выделяют определенную часть (например, 10% от объема), которую они могут тратить, вкладываясь в более рискованные, в более доходные операции по усмотрению управляющих этими деньгами. Это ведет к тому, что вложение идет в акции, учитывая, что фондовый рынок более подвержен колебаниям, нежели бумаги правительства ведущих государств. Здесь появляется возможность с учетом повышенных рисков заработать гораздо больше денег. В равной степени это касается вложений в инвестиционно-окупаемые проекты. Риски, безусловно, есть, поскольку проект потом может привести к убыткам. С учетом всех этих обстоятельств есть некая технология более рискованных вложений, нежели первоклассные долговые инструменты зарубежных государств. Было бы правильно часть Стабилизационного фонда уже сейчас, определив четкие механизмы ответственности управляющих, вложить в более доходные бумаги с тем, чтобы компенсировать низкую доходность по казначейским бумагам. Сейчас ситуация на рынке государственного долга улучшается и доходность растет за счет повышения учетной ставки Федеральной резервной системы, но все равно эта доходность недостаточна, чтобы компенсировать российскую инфляцию. Ясно, что такого рода вложения, с одной стороны, гораздо лучше, чем держать эти деньги на счетах бюджета. С другой стороны, это явно не позволяет компенсировать инфляционные потери и лишь частично позволяет сохранить Стабилизационный фонд. Поэтому какую-то часть надо инвестировать в более доходные инструменты. Было бы неправильно забывать и российские ценные бумаги. Если бы даже часть этих денег вкладывалась в акции российских эмитентов, правительство было бы аккуратнее, принимая те или иные решения, которые затрагивают фондовый рынок, и думало бы о неуклонном росте капитализации фондового рынка. А сейчас, когда очевидно, что надежными вложениями признаются только вложения в иностранные ценные бумаги, правительству незачем беспокоиться об устойчивом росте российского фондового рынка. Для этих целей надо какой-то процент Стабфонда вкладывать в акции российских эмитентов с тем, чтобы правительство день и ночь думало о том, как обеспечить рост рыночной капитализации российской экономики, какими шагами это делать и какие шаги не надо делать, чтобы не допустить провала на российском фондовом рынке. Кроме того, часть денег Стабфонда можно было использовать как своего рода гарантийный фонд для реализации инвестиционных проектов, достаточно окупаемых с общей точки зрения, но недостаточно привлекательных для рыночных инвестиционных институтов. Такого рода схемы, в частности, модели соинвестирования, схемы государственного частного партнерства могли бы давать какой-то доход на государственное участие в такого рода проектах.

Я думаю, что сейчас выбрана самая простая схема, самая очевидная схема, которая используется и Центральным Банком, который вкладывает золотовалютные резервы. Тем не менее, если применительно к золотовалютному резерву этот консерватизм уместен, то применительно к Стабфонду есть возможность использовать более диверсифицированный набор инструментов и объектов для инвестирования, чтобы решить задачу не только чисто финансовую и обезопасить этот Стабфонд от инфляции, но и решать содержательные экономические задачи.


5 октября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326168
Перв. публик.: 05.10.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 365

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``