В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Правящая партия действительно может перейти в наступление, начать критиковать те или иные шаги правительства и добиваться его смещения Назад
Александр Шохин: Правящая партия действительно может перейти в наступление, начать критиковать те или иные шаги правительства и добиваться его смещения
Александр Николаевич, "Независимая газета", ссылаясь на источники в Кремле и во фракции "Единая Россия", пишет о том, что уже в следующем году Государственная Дума может быть распущена с целью проведения выборов по пропорциональной системе. Насколько вероятен такой сценарий, и каковы могли бы быть последствия такого шага?

Вероятно, система выборов в Думу может быть изменена уже сейчас с точки зрения перехода на пропорциональную систему, или, по крайней мере, резкого увеличения доли партийных депутатов по сравнению с мажоритарными. Целиком отказаться от выборов по мажоритарным округам будет затруднительно в силу того, что пассивное конституционное право, то есть, право быть избранным, в Конституции не ограничено, то, видимо, придется каким-то образом сохранять право самовыдвижения, в меньшем объеме, чем 50% депутатов, но тем не менее. В этой связи вполне возможно, что новое законодательство может спровоцировать досрочные выборы Думы. Действительно, многие партии чересчур медленно раскачиваются, и не налаживают никаких объединительных процессов, процессов обновления руководства. В этой связи, безусловно, досрочные выборы дают преимущество "Единой России", как устоявшейся, оформившейся партии. В равной степени, к выборам могут оказаться готовыми партии, представленные в Думе. Это и КПРФ, и "Родина", и ЛДПР. Но не думаю, что это основная цель досрочных выборов. Скорее всего, основная цель досрочных выборов - разведение президентских и парламентских выборов. В принципе, это одна из традиционных схем учета мнения электората, когда выборы проходят со сдвигом на 2-3 года. В частности, в Соединенных Штатах довыборы Конгресса осуществляются каждые 2 года, и в этой связи есть возможность корректировать изменения в электорате в соответствии с мнением населения об эффективности политики, проводимой победителями, будь то в президентской гонке, или в парламентской. Кроме того, выборы осенью 2005 года, например, позволяют адаптировать последствия следующих выборов к президентской кампании. Сейчас разрыв между президентской кампанией и думской настолько незначителен, что даже накладно проводить эти выборы. 3-х месячный разрыв - это не туда и не сюда. Либо выборы надо проводить одновременно, что бы хотя бы на избирательных кампаниях экономить, либо разводить их до 2-3 лет, чтобы можно было отстроиться партиям, прошедшим в парламент, и подготовится к президентским выборам, в том числе, выдвинуть своих кандидатов. С другой стороны, за 2-3 года можно учесть все подвижки в настроениях населения. Поэтому я считаю, что, если будут досрочные выборы в Государственную Думу, то, безусловно, они, скорее, будут ориентироваться на 2008 год, нежели даже на 2005, то есть, на сами досрочные выборы. Таким образом, будет решаться двуединая задача. Но очевидно, что жертвой такого подхода может стать правительство. Досрочные выборы по Конституции могут состояться либо, если правительство ставит вопрос о вотуме доверия самому себе, либо сама Дума ставит вопрос о вотуме недоверия. Если правительство ставит вопрос о доверии, и Госдума в доверии ему отказывает, то оно распускает Думу. В равной степени, если Дума сама инициирует вопрос о недоверии, либо если после отставки правительства Дума отклонит кандидатуру, предложенную Президентом. Но в любом случае, косвенно, любая схема досрочных выборов Думы ущербна для правящей партии. Технология такова, что надо, даже если она будет запущена "понарошку", все равно она предполагает элемент публичной негативной оценки деятельности правительства, либо кандидатуры на пост премьера, предложенной Президентом. И в этой связи партия власти, например, партия власти должна проголосовать против кандидатуры, предложенной Президентом, либо проголосовать недоверие правительству, что будет косвенно означать и недоверие политике Президента, проведенной за время пребывания этого правительства у власти. То есть, хотя технологически досрочные выборы уместны, но чисто политически может оказаться, что не так просто их провести, без ущерба для партии власти и Президента. Стало быть, такого рода технология может нанести ущерб правящей партии. Здесь есть одна возможность, что правящая партия действительно может перейти в наступление, и начать критиковать те или иные шаги правительства, и добиваться его смещения. В том числе, это может делаться в расчете на голоса избирателей, которые она может получить на выборах. То есть, позиционирование партии власти как решительной, со своей программой, с новыми лицами и так далее, может действительно помочь ей сохранить большинство в Думе и сформировать некое свое правительство. Я думаю, что у Президента есть одна возможность сделать смену кабинета технической, а не политической акцией, если он обнародует новую технологию формирования кабинета на основе партии большинства, и представит населению смену правительства как повод для роспуска Думы, как необходимый элемент перехода к новой политической технологии. Так что, наверное, можно продумать такую технологию досрочных выборов, которая не нанесет ущерба ни президентскому рейтингу, ни имиджу и возможностям "Единой России" сохранить свое большинство в Думе.

А такой шаг не может быть воспринят как отход от принципов демократии?

Отнюдь. Президент действует в рамках Конституции. И поскольку несколько вариантов роспуска Думы предусмотрено в Конституции, все зависит от изящества исполнения. И если это не будет потешной демократией, а действительно будет мотивация, в том числе, основанная на переходе к новой политической конструкции, включающей и формирование правительства на основе большинства, без изменения в Конституции, но на основе добровольного согласия властей, то почему бы и нет? Тогда это будет, на самом деле, шаг в сторону демократии.


12 октября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326165
Перв. публик.: 12.10.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 376

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``