В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Эффективность налогового администрирования вряд ли зависит от того, какое ведомство его будет осуществлять Назад
Александр Шохин: Эффективность налогового администрирования вряд ли зависит от того, какое ведомство его будет осуществлять
Александр Николаевич, глава экспертного управления Администрации Президента Аркадий Дворкович заявил, что налоговые органы не должны заниматься сбором налогов, а должны только следить за соблюдением налогового законодательства. А мобилизацией средств надо заниматься Казначейству, а не только распределением денег среди бюджетополучателей. Только так, по мнению Дворковича, можно добиться качественно иного уровня налогового администрирования. При этом Минфин выступает резко против таких идей. Насколько разумны и своевременны такие предложения?

На самом деле, в налоговой службе есть определенный конфликт интересов, как и в целом ряде других служб, которые исполняют одновременно функции надзорного органа и функции, присущие другим федеральным органам исполнительной власти. Например, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам одновременно с надзорными функциями выполняет правоустанавливающие функции. Налоговая служба, наряду с надзорными функциями, своего рода агентство по осуществлению конкретной деятельности, а именно - по сбору налогов. Поэтому, если идею налоговой реформы по разделению ведомств, исходя из выполняемых ими функций, довести до логического конца, то она имеет смысл. Но казначейству для того, чтобы собирать налоги, надо фактически передать аппарат налоговой службы, на местах, в том числе. Вряд ли казначейство, которое сейчас распределяет деньги и следит за целевым характером их использования, сможет своими силами справиться. Может быть, речь идет о передаче налоговых инспекций в ведение казначейств. В этом смысле, казначейство не должно быть службой, как это прописано, кстати, в соответствующих указах Президента, а должно быть неким агентством по сбору налогов в бюджет и по их распределению. Определенная логика в этом есть, Минфин фактически получает министерство бюджета в полном смысле, где казначейская часть, расходование средств и контроль над их целевым использованием, а налоговое ведомство - это собирающая часть. В равной степени, сюда надо и таможню подчинять, все источники доходов бюджета тогда надо объединять в одно ведомство. В общем, на мой взгляд, это идея, которую можно обсуждать, но я не уверен, что сейчас мы готовы к этой конструкции. Первый шаг в области налоговой реформы уже сделан, надо довести его до логического конца, и делать еще одну перестройку, сразу же, на марше, было бы, наверное, не правильно. Но, тем не менее, обсуждать эту тему можно. Приведет ли она к резкому улучшению собираемости налогов, повышению эффективности этой активности государства, я пока сказать не могу. Но, по всей видимости, не это самое главное в проблеме эффективности налоговой политики. Эффективность налогового администрирования вряд ли зависит от того, какое ведомство его будет осуществлять. Например, НДС при строительстве, инвестициях, экспорте. Для того, чтобы своевременно возвращать этот налог, нужно перевести всю технологию соответствующей финансовой отчетности в электронную форму. Для этого надо, чтобы не только налоговая служба была готова, но и любой производитель, инвестор и экспортер могли формировать свою базу данных в электронном виде, и так далее. А это - время и затраты. Если такого рода упрощение системы сбора налоговой информации и контроля над ней будет сделана, то и налоговое администрирование будет более прозрачным, а налоговые вычеты будут делаться своевременно и в полном объеме и так далее. И в этой связи я считаю, что не здесь важное направление удара. Действительно, нужно добиться того, чтобы налоговое администрирование, построенное сейчас крайне неэффективно, не сдерживало и не перебивало положительный эффект от снижения налоговых ставок. В этом направлении, на мой взгляд - главный резерв. Когда это все будет сделано, а это может быть сделано в рамках нынешней конструкции ведомственной подчиненности налоговых служб, можно будет без особого ущерба рисовать новые квадратики, и думать об упрощении системы управления и о более успешном вписывании тех или иных агентств и служб в логику административной реформы.


13 октября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326163
Перв. публик.: 13.10.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 367

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``