В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Взаимоотношения власти и бизнеса еще не определены. Сроки по удвоению ВВП откладываются на неопределенное время Назад
Александр Шохин: Взаимоотношения власти и бизнеса еще не определены. Сроки по удвоению ВВП откладываются на неопределенное время
Александр Николаевич, вчера помощник Президента Игорь Шувалов выступил с заявлением, что "дело ЮКОСа" - это только начало пути в отношении других нефтяных компаний, и предложил нефтяникам добровольно расплатиться с бюджетом, не дожидаясь проверок. С вашей точки зрения, это личная точка зрения Шувалова или принципиальная позиция Кремля?

У этого заявления есть две стороны. Первая вытекает из тезиса о необходимости универсального применения права. Дело ЮКОСа многими воспринимается как избирательное применение права, и из этого следует два вывода. Первый вывод - что налоговые службы чрезмерно усердствуют по ЮКОСу и переходят некую грань, учитывая, что никаких других действий такого масштаба по другим неплательщикам налогов не предпринимается. Отсюда ощущение избирательности, выражающейся в чрезмерной жесткости по отношению к ЮКОСу. Отсюда и соображения о политической подоплеке этих событий, а не только о налоговой. Есть и другая интерпретация избирательности, которая предполагает действия, на которые указывает Игорь Шувалов. Коль скоро к ЮКОСу эти действия применены, чтобы доказать, что нет никакого избирательного применения права, необходимо аналогичные действия предпринять против других крупных неплательщиков налогов, которые использовали инвестиционные схемы в предшествующие годы. Какая из этих точек зрения возобладает - трудно сказать. Вплоть до вчерашнего дня, казалось, что после того, как дело ЮКОСа закончится, все устаканится, успокоится и больше не будет предъявлено претензий ни к кому. Но если вчерашнее заявление Шувалова означает, что после ЮКОСа примутся, условно говоря, за других, и будут действовать также жестко, и всю налоговую оптимизацию, которая задним числом будет обнаружена, выставят в качестве налоговой претензии, и будут действовать вплоть до банкротства компаний, то, с одной стороны, хотя бы понятно, как власть будет себя вести. Это может действительно сподвигнуть все крупные компании, которые использовали инвестиционную схему, на добровольную уплату налогов.

Но замечу, Игорь Шувалов должен это знать, что с 1 января этого года в Уголовном Кодексе и Налоговом Кодексе исчезла статья о деятельном раскаянии, когда неплательщик налогов, оплачивая неуплаченные налоги, освобождался от уголовного преследования. Теперь такого освобождения нет, и, как только кто-то добровольно оплачивает налоги, он, фактически, доносит на себя, и может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. Другое дело, что уплата налогов может рассматриваться как смягчающее обстоятельство, но от уголовной ответственности руководители компаний и акционеры освобождены не будут. И, может быть, было бы правильно, если речь идет о добровольной уплате налогов, вернуть на какой-то период, после завершения дела ЮКОСа, старые формулировки статей о деятельном раскаянии, с тем, чтобы существовал этот элемент амнистии. В противном случае, создается некоторый тупик, связанный с тем, что нужно либо ждать, когда схватят за руку, либо доносить на себя самостоятельно, ожидая, что суд вынесет мягкий приговор по принципу, например, дела Шахновского, который признал недоплату налогов, заплатил добровольно, и наказание было мягкое, не связанное с лишением свободы.

К сожалению, у нас так сложилось, вчера, кстати, при выступлении Андрея Илларионова, который упомянул и Киотский протокол, обвинил правительство и даже Президента, что они приняли решение, которое тянет как минимум на триллион долларов убытка для российской экономики, и сдерживает экономический рост. И из зала были многочисленные вопросы - как понимать место и роль экономического советника, который публично высказывает позицию, прямо расходящуюся с официальными действиями и Президента и правительства, которые одобрили Киотский протокол, представили его на ратификацию, Государственная Дума его ратифицировала и так далее. Андрей Илларионов уклонился от ответа на этот вопрос, но в равной степени этот вопрос может быть обращен и к Игорю Шувалову - в какой степени позиция советника Президента является официальной позицией правительства и Президента? К сожалению, система принятия решений в нашей стране такова, что, пока первое лицо не выскажет свою позицию, никто не знает, какой она будет. И тот факт, что официальные лица высказывают разные точки зрения, складывается впечатление, что они пытаются угадать позицию Президента, и тот кто угадает, оказывается на коне, и может рассчитывать на участие в выработке решений в большей степени, в большей роли, чем другие члены окружения. На мой взгляд, эта система не позволяет участникам рынка до последнего момента формировать представления о намерениях властей. Элемент неопределенности по ряду ключевых вопросов достаточно высок. И бизнес будет исходить из худшей интерпретации, а вовсе не из лучшей. В частности, такого рода заявление Игоря Шувалова до момента принятия окончательного решения властей, наверное, будет выражаться и в том, что усилится отток капитала, и даже не в форме покупки дворцов на южном берегу Франции или футбольных команд. Бизнес начнет перетекать через схему приобретения компаний, предприятий, активов за пределами России. Неопределенность в позиции властей, равно и определенность, выражающаяся в том, что грядет активное применение права, правительство будет добиваться уплаты налогов, которые с точки зрения нынешних правовых процедур, являются уклонением от уплаты налогов, эта схема может сама по себе породить неуверенность бизнеса, в том числе, и иностранного бизнеса. Поэтому следствием и такого рода заявлений, и неопределенности позиции властей, когда бизнес будет исходить из худшей интерпретации, на мой взгляд, будет увеличение оттока капитала, и замедление экономического роста.

А это, в свою очередь, ставит крест на идее Президента об удвоении ВВП.

Крест - не крест, но, по крайней мере, то замедление темпов, которое произошло в сентябре, его причиной можно, конечно, назвать и снижение производства комбайнов. Но, в то же время, я думаю, что есть и более глубинные причины, которые частично связаны с реальным укреплением рубля темпами, которые лишают российскую промышленность, ориентированную на внутренний спрос, ценовых конкурентных преимуществ, а иных пока что нет у многих отраслей. И еще одна глубинная причина - это снижение интереса к инвестициям в Россию, в том числе, со стороны отечественных производителей. И, действительно, задача удвоения ВВП решена будет, но уже не в те сроки, которые намечены.


29 октября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 326135
Перв. публик.: 29.10.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 351

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``