В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Психологическое воздействие не может быть большим Назад
Александр Шохин: Психологическое воздействие не может быть большим
Александр Николаевич, в субботу ЦБ принял решение снизить норматив продажи валютной выручки до 10%. Официально это сделано с целью дальнейшей либерализации валютного рынка. Однако "Коммерсантъ" пишет, что этот норматив всегда использовался как манипулятивный инструмент в экономике, и якобы сейчас это снижение призвано продемонстрировать веру российской власти в рубль и отказ от долларов, что благоприятно скажется на темпах инфляции, снизит их. С Вашей точки зрения, какова на самом деле цель ЦБ?

Уже давно шли дебаты по поводу того, нужно ли вообще иметь этот норматив обязательной продажи. Два года назад он был принципиально снижен, хотя до этого 50%-ный рубеж считался незыблемым в течение многих лет. В условиях финансового кризиса и очень низких золотовалютных резервов высокий норматив обязательной продажи был призван пополнять резервы Центрального банка. Понятно, что экономические субъекты в нынешних условиях повышенного спроса на рубли и пониженного спроса на доллары без административных механизмов и подталкивания будут продавать валютную выручку для инвестиций в России, в том числе, на фондовом рынке России. Учитывая большой приток иностранного капитала в связи с присвоением России двух инвестиционных рейтингов, проблема притока валюты и покупки валют Центробанком не стоит. Рубеж в $100 млрд. золотовалютных резервов позволяет Центробанку: а) либерализовать рынок; б) попытаться снизить давление притока валюты в страну на обменный курс, в частности, на укрепление рубля. Если сохранится принцип репатриации валютной выручки, но при этом обязательность продажи фактически исчезнет, то для экономических субъектов останутся чисто экономические мотивы покупки-продажи валюты, связанные с экспортно-импортными операциями, операциями на фондовом рынке и т.д., что может не повлиять на обменный курс. Масштабы сделок на FOREX"e могут остаться прежними, но переводят в плоскость чисто рыночных решений поведение экономических субъектов. В любом случае 10%-ный норматив будет поглощен чисто экономическими решениями субъектов рынка. Его величина символическая, она скорее показывает, что Центробанк сохраняет этот инструмент в своем арсенале. Если бы его отменили вообще, трудно было бы возвращаться к механизму обязательной продажи. 10% - цифра, которая позволяет полностью либерализовать этот процесс, поскольку объем операций превышает 10%-ный объем продаж валютной выручки. С другой стороны, сам инструмент остается, ЦБ теоретически может только менять цифру, но не ужесточать сам режим с точки зрения введения обязательной продажи в том случае, если бы сейчас норматив был обнулен и сам инструмент исчез из арсенала ЦБ. Безусловно, это либерализация существенной логики закона о валютном регулировании, валютном контроле. Даже если ЦБ преследует чисто прагматическую цель снизить давление на рубль (в смысле укрепления рубля), вряд ли этим инструментом можно добиться этой цели, поэтому можно рассматривать либерализационный сюжет, соответствующий принципам закона о валютном регулировании.

А психологическое влияние на инфляцию будет?

Психологическое воздействие может быть даже больше, чем реальное на рынок и обменный курс. Сам факт, что экономические субъекты в соответствии с рыночными критериями могут себя в большей степени свободно вести, повлияет. А как он повлияет на обменный курс и на инфляцию, уменьшится ли объем рублевой эмиссии реализуемой с целью покупки валюты, вопрос сложный, потому что объем спроса экономических субъектов может намного превышать 10%. Чисто теоретически сам факт, что ЦБ практически перестает быть основным покупателем валюты через механизм обязательной продажи и будет присутствовать на рынке как рыночный игрок, покупать валюту с целью урегулирования обменного курса в большей степени, нежели с целью абстрактного формирования валютных резервов через механизм обязательной продажи, должен повысить предсказуемость обменного курса и предсказуемость деятельности властей. Власть заявила, что она будет держать обменный курс в пределах 4-6% укрепления его эффективного курса. Тот факт, что ЦБ будет присутствовать только на рынке, а не в административном режиме обязательной продажи, повышает гибкость этой политики, когда меньшим объемом эмиссии можно добиться большей стабильности обменного курса. И обменный курс может быть более стабильным, и инфляция может быть более управляемой. Таргетирование инфляции намечено на следующий год в размере 8%, что с точки зрения механизмов монетарной политики может быть более достижимым.

29 ноября 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325966
Перв. публик.: 29.11.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 377

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``