В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Люди чувствуют ответственность за производимую продукцию и требуют того же от менеджеров и собственников компаний Назад
Александр Шохин: Люди чувствуют ответственность за производимую продукцию и требуют того же от менеджеров и собственников компаний
Александр Николаевич, большинство россиян считает отечественный бизнес социально безответственным (это данные ВЦИОМ). При этом под социальной ответственностью понимается выполнение обязательств перед работниками и государством, качество продукции, выполнение деловых обязательств перед клиентами и партнерами, финансирование социальных программ для сотрудников. А разве российский бизнес сейчас не соответствует этим требованиям? И если соответствует, то можно ли в этом убедить народ, или должно смениться поколение пострадавших в начале 1990-х годов?

У нас двойной стандарт не только в поведении властных структур (как российских, так и иностранных), но и в позиции населения, большая часть которого, с одной стороны, считает российский бизнес социально безответственным; с другой стороны, при толковании социальной ответственности ведет себя очень рационально. Граждане позитивно относятся к собственной возможности и к возможности своих детей работать в крупных компаниях, заниматься бизнесом, предпринимательством и т.д. По всей видимости, речь идет не конкретно об отношении к бизнесу как к виду деятельности, а об отношении к конкретным носителям идеи предпринимательства, то есть, к конкретным предпринимателям, капиталистам, олигархам и т.д. В этом немало постаралась и официальная пропаганда, которая всячески способствует тому, что многие из текущих проблем (в том числе, социального неравенства) связаны с деятельностью крупных предпринимателей, с итогами приватизации и т.д.

Но в целом население ведет себя очень рационально. Возвращаясь к вопросу о социальной ответственности, на первое место люди ставят уплату налогов. Они понимают, что главная задача бизнеса - производить продукцию, развивать производство, а на этой основе платить больше налогов, давая возможность государству решать социальные проблемы за счет бюджета. На втором месте стоят вопросы, связанные с заработной платой и самим работником, включая социальные программы для работников: зарплату плюс социальный пакет конкретному работнику на предприятии. Это означает, что социальная ответственность толкуется как способность предприятия, компании решать социальные проблемы собственно на производстве, а именно: обеспечивать устойчивое развитие производства, дающее возможность платить нормальную заработную плату, обеспечивать прочие аспекты функционирования рабочей силы. Речь идет о социальном пакете. Многих интересует доплата к пенсии - профессиональная часть пенсионной системы, которую компании добровольно берут на себя с тем, чтобы создать у работников уверенность в завтрашнем дне. На третьем и четвертом месте у граждан в оценке в рамках категории социальной ответственности бизнеса функционирует поведение компаний в рыночных отношениях, в частности, речь идет о производстве конечной продукции, учете интересов потребителей этой продукции и о выполнении обязательств перед бизнес-партнерами. Казалось бы, населению должно быть "до лампочки" то, как компания договаривается со своими партнерами, насколько довольны потребители продукцией и т.д. Казалось бы, принцип "не обманешь- не продашь" является традиционным в поведении на базаре. Но люди чувствуют ответственность (даже простые работники) за производимую продукцию и требуют того же самого от менеджеров, собственников компаний и т.д. Им не хочется, чтобы их компании участвовали в корпоративных войнах и выяснении отношений в судебно-криминальном порядке. Это означает, что люди мыслят рационально.

Даже заявляя о том, что бизнес социально безответственен, они в большей степени имеют в виду ставшие классическими формы социальной ответственности, когда бизнес должен участвовать в решении классических социальных вопросов здравоохранения, социальной сферы городов, где размещаются предприятия и т.д. Но когда они отвечают на вопрос, что такое социальная ответственность, они относят эти вещи ко второму плану. А когда оценивают социальную фактическую ответственность российского бизнеса, то имеют в виду именно это. Такой сдвиг в сознании существует и очень трудно по общим вопросам (считают ли они бизнес ответственным или безответственным) уловить что-то конкретное. Какой бизнес, какие элементы социальной ответственности и т.д.? Кроме того, надо иметь в виду, что существенная часть - около 1/3 - считает российский бизнес социально ответственным. Это очень высокая цифра. Здесь тоже просматривается оценка бизнеса как того вида деятельности, который генерирует ВВП, доходы людей и т.д. В этой связи люди правильно оценивают, что для того, чтобы бизнес был социально ответственным, государство должно создавать благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Рациональное поведение людей не может не радовать. Они считают, что главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы генерировать налоги для государства, платить достойную зарплату работникам, выполнять обязательства перед партнерами, производить качественную продукцию и т.д. С целью осуществления этих видов социальной ответственности государство и должно создавать благоприятные условия для бизнеса (о чем люди помнят).

Несмотря на постоянную подпитку, в обществе нет настроений и желаний все поделить и "грабить награбленное". Такая распределенческая, поделенческая мотивация у людей присутствует, поскольку дифференциация благосостояния очень высокая, но люди понимают, что в результате нового перераспределения собственности им может ничего не достаться, поскольку просто появится новая бизнес-элита. Для них очень важно, чтобы функционировали предприятия, развивалась экономика, решались базовые вопросы, связанные с зарплатой, с социальными проблемами на основе регулярно и аккуратно выплачиваемых налогов и т.д.

Власть должна использовать именно этот аспект социологических опросов. Люди в некотором смысле подталкивают государство к тому, чтобы оно создавало благоприятные условия для предпринимательской деятельности и тем самым создавало условия для реализации социальной миссии бизнеса в том виде, в каком люди сами ее видят.


2 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325956
Перв. публик.: 02.12.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 365

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``