В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин. Дело 8-903 Назад
Александр Шохин. Дело 8-903
Александр Николаевич, налоговые органы предъявляют претензии Вымпелкому. Для рынка эта новость стала полной неожиданностью. Аналитики говорят о "клонировании" дела ЮКОСа и задаются вопросом, пострадает ли Альфа-групп и лично Михаил Фридман. Какова Ваша оценка происходящего, какие последствия это будет иметь?

"Дело Вымпелкома" стоит особняком, потому что все ожидали, что налоговые претензии в основном будут предъявляться крупным налогоплательщикам, которые увлекались налоговой оптимизацией и одновременно порождены эпохой массовой приватизации, в том числе залоговыми аукционами. В этих действиях властей просматривался элемент "восстановления" социальной справедливости. Вымпелком - дело другое, это первая российская компания, выведенная на Нью-йоркскую фондовую биржу, основой динамики которой были собственные усилия компании и т.д. В этой связи выставление налоговых претензий, которые сопоставимы с годовой прибылью, означают, что любая российская компания может оказаться под ударом. Причем, объем таков, что в случае исполнения соответствующего решения суда (если суд примет претензии налоговиков), если это не разрушает компанию, то ставит ее в крайне невыгодное положение с точки зрения конкуренции на рынке, экспансии и т.д. Учитывая, что у Вымпелкома все конкуренты сильные - МТС и Мегафон, - то чрезмерная налоговая нагрузка текущих платежей без оптимизации (которые сейчас запрещены по закону) и налоговые претензии по предыдущим налоговым периодам означают, что компания не сможет инвестировать в развитие, в расширение, и будет проигрывать борьбу конкурентам. Я не хочу сказать, что это заказ конкурентов, но сейчас у нас явный перекос экономической политики в сторону фискальной составляющей. Налоговые службы выполняют вполне определенную задачу, ради которой они созданы, но было бы правильнее в этих условиях реализовать идею Аркадия Дворковича - передать налоговой службе функции надзора над соблюдением налогового законодательства, а казначейству дать полномочия сбора налогов, чтобы у нас было "разделение труда". В деятельности многих служб идеи административной реформы не реализованы в полной мере: они выполняют и нормативные функции, и собственно исполнительные функции, оказывая определенные услуги, в том числе, собирая налоги и т.д. В этой связи объективно существует конфликт интересов. Было бы лучше, если бы он был разведен по разным ведомствам. Во-вторых, надо иметь в виду, что фактическое налоговое бремя с учетом начислений налогов крупным налогоплательщикам для этих компаний становится чрезмерным - не просто обременительным, а разрушительным. В этой связи налоговые службы и правительство в целом должны выбрать, что важно - увлекаться этими чрезмерными начислениями, которые разрушают бизнес, либо давать бизнесу возможность генерировать доходы с тем, чтобы собирать налоги в будущем, то есть, "резать барана или стричь шерсть". Это принципиальный вопрос, который после завершения основных элементов и этапов налоговой реформы остался сзади, но сейчас он выходит на первый план. Я не говорю о том, что налоговые органы должны закрывать глаза на нарушение закона, но мы понимаем также, что все эти доначисления - результат повторных проверок одних и тех же налогоплательщиков теми же самыми органами, включая налоговые службы, которые обязаны проверять крупных налогоплательщиков. В этой связи усердие, когда второй, третий, четвертый раз проверяются одни и те же налогоплательщики в целях поиска тех или иных нарушений, означает, что фискальная сторона вопроса в условиях, когда для нас важнее темпы роста, нежели текущие доходы бюджета, ломает основной стержень экономической политики. Законы соблюдать надо, налоги платить надо, но было бы правильнее в этом смысле по факту (если не было откровенных преступлений связанных с уголовкой, преступлений против личности и безопасности государства), условно говоря, проявлять жесткость по текущим налоговым периодам, а не пытаться на основе дополнительных расследований и "оперативно-розыскных мероприятий" добиваться доначисления налога и дополнительной уплаты налога в бюджет. Было бы правильнее выстроить механизм администрирования НДС, возврата НДС с авансов, с капвложений, с экспорта и т.д. Механизмы администрирования нужно выстраивать таким образом, чтобы налоговая система была достаточно проста и эффективна.


9 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325941
Перв. публик.: 09.12.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 371

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``