В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин. Самая важная для России дискуссия Назад
Александр Шохин. Самая важная для России дискуссия
Александр Николаевич, вчера правительство в целом одобрило приоритетные направления развития системы образования. Министр Фурсенко считает, что уже через четыре года все может кардинально измениться: сократится число вузов, образовательные стандарты резко вырастут, произойдет переход на подушевое финансирование высших учебных заведений и будет введена двуступенчатая система высшего образования - бакалавриат и магистратура. Насколько продумана и необходима, с Вашей точки зрения, такая реформа?

Реформа образования действительно нужна, поскольку жизнь меняется, и за пять-семь лет полностью обновляется объем знаний, необходимый для профессиональной деятельности. Во-первых, образование не может "стоять" на месте, в том числе, с точки зрения качества. Во-вторых, в российской системе образования накопилось довольно много проблем, главной из которых за последние десять лет уделялось недостаточно внимания, невзирая на принятие основополагающих документов как доктрина развития образования и т.д. Поэтому одобренные вчера основные направления - не новая модель развития образования, а корректировка того, что делалось, если иметь в виду, что речь шла о продолжении таких ранее начатых экспериментов, как единый госэкзамен, государственные именные и финансовые обязательства и т.д. Окончательное решение по этим конструкциям и их распространение в полном объеме еще предстоит. Для ЕГЭ следующий год будет ключевым в области завершения экспериментальной части. По оценке министра Фурсенко потребуется 2-3 года для его распространения в масштабах страны. Поэтому можно говорить лишь о новых акцентах в реализации той доктрины развития образования, которая сформировалась раньше.

В то же время целый ряд вещей, например, двухступенчатая система образования - бакалавриат и магистратура - в системе высшего образования уже сейчас активно используется, но не имеет четкой конструкции, как разделить эти два этапа и как сохранить понятие "дипломированный специалист". Сейчас по одним и тем же специальностям существует фактически трехступенчатая система - бакалавр, специалист, магистр. Попытка перейти полностью на двухступенчатую систему предполагает, что должен быть закрытый перечень специальностей, по которым готовится дипломированный специалист, например: врачи, инженерные специальности и т.д. То есть те, для которых уровень бакалавриата не может гарантировать высокого профессионального специализированного образования. На этот вопрос ответа нет, хотя попытка ответа была вчера сделана.

Наиболее существенным является повышение качества образования за счет, в том числе, и сокращения числа высших учебных заведений, дающих диплом государственного образца. Признано, что высшее образование играет не только чисто образовательную, но и социальную функцию - решает проблему потенциальной безработицы, но тот факт, что в сотнях вузах дается второразрядный диплом и псевдовысшее образование, породил предложение не сокращать число вузов, а дифференцировать дипломы: ужесточить требования к дипломам государственного образца, выдаваемого высшими учебными заведениями, ужесточить требования к коммерческому образованию, в том числе, установив планку снизу на плату за обучение. Сейчас во многих вузах обучение стоит $38 в месяц при том, что бюджетное финансирование в среднем по стране составляет $60 в месяц на студента. Вузы, давая такую льготу по коммерческому образованию, в два раза дешевле обучающихся бюджетных студентов, явно физически не могут дать качественное образование. В этой связи встает проблема усиления контроля к программам, к вузам, может быть, дифференциации вузов на передовые университеты и прочие высшие учебные заведения, которые могут выдавать некие свидетельства о высшем образовании. Если образование второго сорта, то и диплом должен быть второго сорта. А у нас сейчас вузы второго сорта дают дипломы первого сорта. Это явный обман населения и потенциальных работодателей. В деле аттестации, программ вузов и т.д. очень важно подключить университетское сообщество, во-первых; организацию работодателей, во-вторых; внедрить единые принципы и контролировать больше программ, надзирая за ними, в-третьих. Ведомственная принадлежность вузов или техникумов имеет второстепенное значение, что больше касается финансово-бюджетных схем. Очень важно дифференцировать организационно-правовые формы функционирования учебных заведений, в том числе, ввести механизм учредительства, в котором могут участвовать и региональные власти, и коммерческие структуры и т.д.

Существенный срез образования - начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование. Здесь основная проблема состоит в том, что существует разрыв между потребностями экономики в квалифицированных рабочих кадрах и тем, что наши ПТУ и техникумы не готовят специалистов высокой квалификации. В системе начального профессионального образования выпускают специалистов не выше 3-го разряда, а производство нуждается в специалистах 5-6-го разрядов. Надо кардинально изменить эту систему. Если люди специально готовятся к тому, чтобы прийти на производство, то их надо готовить как высококвалифицированных рабочих, иначе особого смысла в отдельном обучении, а не в первичном обучении на рабочем месте, нет. В наших ПТУ и техникумах обучаются люди, которые часто не дотягивают до нормального аттестата о среднем образовании, тем не менее, в рамках первичного профессионального образования идет 100%-ное вручение дипломов, что также несколько дискредитирует саму идею дифференциации в старших классах школьного обучения. Надо четко определиться с технологией дифференциации обучения в последних двух классах. С одной стороны, есть универсальные требования, которые фиксируются введением единого госэкзамена. С другой стороны, есть явное нежелание многих школьников учить предметы, к которым у них не только нет таланта, но которые им не понадобятся. Это некий конфликт, с одной стороны, между ЕГЭ и, с другой стороны, универсальными требованиями к среднему образованию и специализации старшеклассников, связанными с их будущим обучением в системе высших учебных заведений. Видимо, эта проблема должна быть решена, в том числе, за счет предоставления двух опций: сдачи ЕГЭ и поступления в высшее учебное заведение по итогам ЕГЭ в любой вуз страны. С другой стороны, должна быть система, позволяющая выбирать те предметы, по которым они собираются дальше специализироваться, сдавая вступительные экзамены в вузы, которые они выберут. Вчера из уст Садовничего прозвучало, что должны быть представлены какие-то опции.

Наиболее сложный вопрос в системе высшего образования - финансирование и обеспечение достойного уровня оплаты труда, начиная от учителей и кончая профессорами, и повышением качества образования. В этой связи обсуждение этих тем является своевременным. Речь вряд ли идет о новой доктрине, о доктринальном документе, а речь идет о более ярко выраженных акцентах ускоренного продвижения по тем вопросам, которые уже были сформулированы ранее. Дело в том, что ранее намеченные планы, в том числе, сформулированные в доктрине развития образования, по оценке Министерства науки и образования реализованы на 1/3. В этой связи стала проблемой, с одной стороны, корректировка направлений реформы образования; с другой стороны, их ускоренная реализация.


10 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325938
Перв. публик.: 10.12.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 391

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``