В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Кремль не захочет резких перемен Назад
Александр Шохин: Кремль не захочет резких перемен
Александр Николаевич, сегодня вступает в силу закон о назначении губернаторов, в котором зафиксировано, что губернатор может поставить перед Президентом вопрос о доверии, после чего Президент вынужден вынести его кандидатуру на переназначение в региональное законодательное собрание. Аналитики полагают, что многие губернаторы в ближайшее время могут так и поступить. Не приведет ли это к провалу в региональных реформах, поскольку и монетизация льгот и реформа региональных финансов требует четкой работы всех местных органов власти?

Если бы этой оговорки в законе не было, многие губернаторы ссылались бы на волеизъявление жителей своих регионов и не подавали бы в отставку. Тогда бы процесс перехода на новую систему затянулся до 2009 года. В итоге параллельно существовало бы две системы - назначенных губернаторов и избранных. Безусловно, четырехлетний переходный период не дал бы положительного эффекта и не позволил бы судить о возможных отрицательных последствиях системы, потому что всегда можно было бы ссылаться на переходный характер этой технологии. В итоге введение этой оговорки позволяет губернаторам ссылаться на две нормы этого закона. Во-первых, на то, что доверие Президента является ключевым при назначении или освобождении от должности губернатора. Во-вторых, они получают законное право ставить вопрос о доверии, тем самым у них появляется оправдание перед своим электоратом в случае досрочного сложения полномочий, даже если они только что избраны. Безусловно, большинство губернаторов воспользуется данной коллизией, поскольку введение в закон этой оговорки является приглашением к отставке. Я думаю, что переходный период будет выражаться в другом: практически все (за редким исключением) избранные губернаторы, у которых достаточно длительный срок полномочий (более года), будут переназначены, чтобы обеспечить те реформы, в которых заинтересован федеральный центр - реформы ЖКХ, социальных льгот и т.д. Через год там начнется процесс реальной замены губернаторов, в том числе, в зависимости не только от лояльности Президента, но и от эффективности деятельности избранных и назначенных губернаторов по реализации этих реформ. Такой подход представляется наиболее вероятным. Он был бы самым эффективным, поскольку позволяет заменить длительный переходный период на достаточно короткий (не более года), в течение которого, во-первых, может даваться оценка вновь назначенным губернаторам как чиновникам высшего уровня, фактически назначенных Кремлем на региональное княжение. Во-вторых, этот переходный период позволяет через назначение избранных обеспечить преемственность и в деле адаптации регионов к реформам, которые являются ключевыми для следующего гола, в том числе, реформ, связанных с разграничением финансовых полномочий.

Далеко не везде у действующих губернаторов хорошие отношения с местными законодательными собраниями.

Я не говорю о 100%-ной схеме. Во-первых, ни одно законодательное собрание, если до выборов осталось больше года, не решится на самороспуск. Это понятно по примеру Государственной Думы, которая всегда имела право отправлять правительство в отставку и трижды отклонять кандидатуру премьера, предложенную Президентом. Мы знаем, что в прошлые годы, даже когда предложенный кандидат не удовлетворял Думу, она не решалась на это, и с третьей попытки голосовала за предложенную кандидатуру (как в случае с Кириенко). Во-вторых, в тех случаях, где губернаторы конфликтуют с региональными собранием, если у самого Президента нет особого доверия к этим людям, потому что они не сумели наладить отношения с региональным парламентом, может возникнуть вариант немедленной замены, в том числе, через назначение высших чиновников местной администрации на пост губернатора, которые являются более лояльными представителями местной элиты. Я не думаю, что сейчас пойдет повсеместное назначение ставленников Кремля из питерской или московской правительственной команды на посты губернаторов. Будет переходный период в обмен на досрочное сложение полномочий, выражающийся в том, что практически все избранные будут назначены (за редким исключением). Во-первых, в ряде случаев действующие губернаторы не всегда удовлетворяют Кремль. Например, губернатор Ненецкого округа Бутов решил идти на третий срок, в январе объявленные выборы должны состояться, но если вдруг Бутов будет избран (хотя можно опротестовать его выдвижение в связи с тем, что он идет третий раз), он вряд ли будет переназначен. Это очевидно. Наверное, есть и другие губернаторы, которые, даже имея хорошие отношения с местными законодательными собраниями, не будут переназначены. Не исключено, что эти губернаторы, видя, чем может кончиться дело, могут не подавать в отставку. Имеют право. Тогда Кремль будет использовать другие формы "выдавливания" этих людей, которые боятся, что Кремль им откажет в доверии, а, значит, знают, за что им не доверяют: то ли это неэффективное управление, то ли это воровство и нарушение законодательства и т.д.

Я думаю, что около 80% губернаторов, подавших в отставку, будет утверждено в должности по причине того, что Кремль не захочет резких перемен и не захочет подрывать доверие губернаторов к Кремлю. Им доверяют полномочия, переназначают и сокращают для Президента длинный переходный период. Во-вторых, дают в руки инструмент их освобождения от должности в любой момент после назначения, потому что они становятся в этом случае чиновниками со всеми вытекающими последствиями. Их можно отстранить от должности по причине утраты доверия через несколько месяцев после утверждения в должности. На это доверие губернаторов Кремль может ответить своим доверием хотя бы формой переназначения, но без гарантии того, что это переназначение будет до конца этих нынешних полномочий. В любой момент Кремль может заменить чиновников - губернаторов, если они окажутся неэффективными менеджерамии. По этой схеме получается около 80%. Остальные могут идти по схеме либо недоверия Кремля к этим губернаторам с самого начала, либо сложностей с утверждением в законодательном собрании, когда Кремль может воспользоваться случаем и продвинуть своих кандидатов на эти посты, тем самым продемонстрировав законодательному собранию свою готовность к сотрудничеству.



15 декабря 2004
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325922
Перв. публик.: 15.12.04
Последн. ред.: 25.06.07
Число обращений: 386

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``