В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О проекте федерального закона Nо 285308-4 `О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации `Об образовании` и статьи 7 и 10 Федерального закона `О высшем и послевузовском профессиональном образовании` (в части установления дополнительных треб Назад
О проекте федерального закона Nо 285308-4 `О внесении изменений в статью 27 Закона Российской Федерации `Об образовании` и статьи 7 и 10 Федерального закона `О высшем и послевузовском профессиональном образовании` (в части установления дополнительных треб
Борис Виноградов:
"Уважаемые коллеги, я начну свой доклад тоже со слов Бориса Григорьевича Кибирева о том, что у этого законопроекта две стороны: и правовая, и нравственная. Дело в том, что сегодня в стране у вузов столько филиалов, что их трудно сосчитать. Есть вузы-рекордсмены, филиалов у которых насчитывается десятки, доходит даже до сотни. Диплом при этом выдаётся вуза, а не филиала. Это относится не только к негосударственным, но и к государственным вузам.

Вы знаете, к каким последствиям это приводит? С одной стороны, мы получаем совершенно несправедливую ситуацию с точки зрения работодателя, который принимает выпускника на работу, рассчитывая, что это выпускник базового вуза, а на самом деле человек получил образование в филиале. Если это филиал полноценный, то нет ничего стыдного в том, чтобы указать его в дипломе, мол, этот человек окончил данный вуз и - далее - такой-то филиал. Но мы с вами знаем, что ведущие вузы, такие, как Московский госуниверситет, Санкт-Петербургский госуниверситет, не имеют филиалов. МВТУ имени Баумана имеет один филиал, в Калуге. Я говорил с бауманцами, они считают, что ничего страшного нет, если, допустим, будет написано в дипломе, что человек окончил филиал Бауманского университета, потому что это филиал полноценный.

Но мы знаем, что есть масса филиалов, которые по факту дают не образование, а просто бумагу о том, что человек якобы получил образование. Схем ухода от проверок (мне говорят в комитете, что надо усилить надзорные функции аккредитационной комиссии и тогда это всё утрясётся), схем ухода от любых надзорных органов масса. При этом я хочу сказать, что сегодня аккредитация учебных заведений осуществляется за счёт самих учебных заведений, то есть учебное заведение оплачивает всю работу аккредитационной комиссии. Можете себе представить степень объективности многих надзорных органов в таких ситуациях!

Смолин не зря сегодня поднимал вопрос о ВАКе и проблемах ВАКа с точки зрения оплаты не из бюджета, оплаты работы надзорных органов в этом смысле. Данный законопроект фактически регулирует эту ситуацию. Он предлагает филиалам выдавать дипломы установленного образца и отвечать за свою образовательную деятельность.

На все возражения, которые поступили... Да, кстати, хочу сказать вам, что на законопроект поступило достаточно много отзывов. Поступили отзывы из тридцати одного органа законодательной власти (законопроект поддерживают двадцать пять, не поддерживают шесть), из сорока семи органов исполнительной власти субъектов (поддерживают тридцать семь, не поддерживают десять).

Можно было бы сказать, мол, а зачем законопроект, когда можно это регулировать приказами министерства образования, зарегистрированными в Минюсте. Да, такое было, в 2000 году по просьбе многих губернаторов... И я думаю, что как раз это была одна из просьб Николая Игнатовича Кондратенко, когда он был губернатором Кубани, потому что тогда все как раз на Кубань ринулись и открывали там тьму филиалов, как саранча образовательная набросилась на Кубань. В дальнейшем они дошли до Дальнего Востока. Так вот, был такой приказ Минобразования, зарегистрированный в Минюсте, который как раз эту норму устанавливал - о том, чтобы в дипломе записывалось наименование филиала вуза, - но пришёл следующий министр и отменил эту норму. Поэтому я думаю, что не должно быть связано с приходом того или иного должностного лица в правительство наличие государственной нормы, подтверждающей уровень образования и место, где получил человек образование. Иначе мы окажемся в такой ситуации, с ней я сталкивался не единожды, и, думаю, с ней сталкивались и вы: порой приходится иметь дело с выпускниками вуза, которые мало того что не были в городе, в котором располагается этот вуз, но даже не знают, где этот вуз находится. Это, в частности, относится к московским и санкт-петербургским вузам, у которых филиалы расположены где-нибудь на Дальнем Востоке, в далёких местах. Эти люди, как правило, не бывали не только в вузе, диплом которого они получили, но даже в самом городе.

Поэтому я прошу, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. Я понимаю, что ко второму чтению мы можем внести поправки по замечаниям, которые мы получили. Можно даже в принципе серьёзным образом поправить законопроект, но важно концепцию принять: мы за то, чтобы в дипломе об образовании была честная запись, или мы за то, что будет продолжаться обман, который имеет место сегодня?

Спасибо.

А что касается очной, заочной или вечерней форм обучения, то эта норма вписывается в приложение к диплому. Эта норма вписывается.

Я хочу поблагодарить Николая Игнатовича за поддержку, но, Николай Игнатович, хочу сказать, что к вам на Кубань хоть лекции читать ездят, а на Дальний Восток даже не ездят, там читают местные преподаватели школ, которых нанимают филиалы, и называется это вузом. Так что всё гораздо хуже. На Кубани тепло, море, поэтому туда хоть иногда приезжают из головных вузов, а здесь просто обман и филькина грамота на самом-то деле, если говорить откровенно.

Что касается замечаний, высказанных комитетом, я в принципе не против. Во втором чтении авторы готовы снять вот этот пункт по аттестации, он не играет принципиальной роли. Мы готовы это снять и вообще доработать законопроект в юридико-техническом плане.

Но я хочу сказать главное. Замечания Правового управления касаются хозяйствующего субъекта, а высшее учебное заведение - это не только столы, стулья и компьютеры, самое главное - это интеллектуальная собственность, преподаватели, какой преподаватель работает в вузе. И если бы в филиалах действительно работали преподаватели головных вузов, то проблемы бы не было. Но это на самом же деле всё не так, поэтому выходить из положения надо, и незамедлительно, иначе мы наплодим, так сказать, всю страну - а мы уже наплодили её - документами, фактически, по сути являющимися недействительными.

Спасибо за внимание".

Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении?

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 10 сек.)
Проголосовало за 75 чел.16,7%
Проголосовало против 8 чел.1,8%
Воздержалось 1 чел.0,2%
Голосовало 84 чел.
Не голосовало 366 чел.81,3%
Результат: не принято

Не принимается.

16.06.2006
http://www.vinba.ru/work_duma/200606.shtml

Док. 325467
Перв. публик.: 16.06.06
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 478

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``