В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление по законопроекту `Об автономных учреждениях` Назад
Выступление по законопроекту `Об автономных учреждениях`
"Уважаемые коллеги, Валентина Николаевна так убедительно выступала, что я хотел бы поверить в то, что сказано, что закон хорош, но, как говорится, Платон мне друг, но истина дороже. Ключевые слова вообще об этом законопроекте сказал Мартин Люцианович, поэтому я позволю себе его процитировать: легализация существующего положения. В этом смысл этого законопроекта. То есть мы должны чётко понимать, что нам, стране дали 90-е годы: они дали нам криминально-олигархический режим, и мы хотим зафиксировать, легализовать существующее положение, или они дали стране возможность двигаться вперёд? Вот это принципиально важный момент.

Мы с вами должны понять, что такое образование. (Я остановлюсь только на образовании, не буду трогать другие сферы.) Образование - это сфера духа или это сфера услуг? Это второй принципиальный вопрос. И тогда отсюда будут вытекать уже все последующие деяния.

Приведу пример. 1995 год. Власть тогда сказала ректорам вузов (и, Олег Николаевич, это были другие ректоры, не нынешние, поэтому я не апеллирую к нынешнему ректорскому корпусу): "Мы не можем вам дать денег, мы даём вам свободу. Берите внебюджетных студентов, платных". И вузы стали брать платных студентов, кто больше, кто действительно совсем, так сказать, раздулся от платных студентов, кто меньше. Но тогда впервые пустили торговцев в храм, как говорится, в храм государственных учебных заведений. Сегодня мы фактически это легализуем. Но я хочу вам сказать, что, как и в Пруссии, как Бисмарк говорил, войну выиграл учитель, так и Великую Отечественную войну выиграл учитель, подготовив гражданина и патриота к 1941 году за очень короткий период. Я боюсь, что мы, увлекаясь вот рыночными новациями, потеряем возможность формирования и воспитания патриота и гражданина. Кстати, хочу вам напомнить, что в нынешнем Законе "Об образовании" в задачу образования не входит воспитание патриота и гражданина (в Законе "Об образовании" в нынешней редакции) и привитие естественного чувства Родины, так сказать.

Так вот, когда мы увлекаемся либеральными реформами, мы должны помнить, что у образования как у сферы духа всё-таки есть и вторая составляющая. Из триады социума - улица, семья и система образования - государство наиболее активным образом может вмешаться именно в систему образования: в формирование личности, патриота и гражданина. А государство из этой сферы уходит. Уходит не только экономически. Понятно, что экономически оно уходит, снимая с себя субсидиарную ответственность, и, таким образом, при неблагоприятных обстоятельствах, безусловно, может последовать банкротство учебного заведения или заведения сферы здравоохранения и последующая его приватизация. Это вполне логичный итог, исходящий из этого закона.

Из другой сферы деятельности вспомним пример по прошлому году. Мы с вами все были возмущены аварией на подстанции "Чагино". Ведь граждане либералы во главе с Чубайсом тоже занимались и занимаются либерализацией электроэнергетики, забыв о том, что в электроэнергетике есть ещё и мобилизационная составляющая. Забыв вот это, мы получили аварию на "Чагино". Забыв, что у системы образования есть главная функция и что это не сфера услуг всё-таки, а сфера духа, сфера воспитания нашего гражданина, мы многое потеряем и придём к нравственной аварии чагинского типа.

Вот это, я считаю, принципиальная, важнейшая позиция, которую мы должны понимать. Дальше уже всё вторично - и нынешнее обращение союза ректоров, и всё остальное, это всё вторично. Нам с вами надо понимать, что либо мы принципиально решаем вопрос о том, что мы должны войти в число мировых держав, которые сегодня выделяют долю ВВП на образование и здравоохранение в два раза больше нашего, и должны осуществлять бюджетный процесс, выделяя в два раза больше средств, чем сегодня, на образование, здравоохранение, культуру и так далее, либо мы сбрасываем это с государственных плеч и говорим: мы не можем дать вам денег, идите в свободное плавание и живите как хотите.

И тогда мы можем получить чрезвычайно опасную нравственную катастрофу. Мы не только сократим бюджетные места в вузах и так далее - это одна сторона вопроса, очень опасная для социально незащищённых слоёв населения, - но мы вообще можем получить совершенно другую страну. Вот этим этот закон чреват, прямо скажу. А им это и нужно, но нам-то это не нужно. Поэтому мы, фракция "Родина", будет голосовать против этого закона".

Борис Виноградов

09.06.2006
http://www.vinba.ru/work_duma/200606.shtml

Док. 325464
Перв. публик.: 09.06.06
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 451

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``