В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Бориса Виноградова от 4 октября 2006 г. Назад
Доклад Бориса Виноградова от 4 октября 2006 г.
Доклад на пленарном заседании по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Закона Российской Федерации "Об образовании"
Уважаемые коллеги, мы предлагаем внести изменения в Закон "Об образовании", дополнив пункт 2 статьи 14 абзацем следующего содержания: "Формирование у граждан Российской Федерации патриотических чувств, уважительного отношения к национальной культуре". И ещё ввести пункт 4.1: "Содержание образования должно включать наличие базовых представлений о принципах демократии и способах их реализации в государственном устройстве".

Хочу вам сказать, что законопроект поддержали тридцать два органа законодательной власти субъектов Федерации, сорок четыре органа исполнительной власти, при этом против высказались всего четыре органа исполнительной власти и два органа законодательной власти. То есть законопроект достаточно широко обсуждался в субъектах и поддержан подавляющим большинством.

Комитет высказался против законопроекта, сочтя, что формулировка, которая есть в нынешнем законе: "воспитание... уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье", - достаточно перекрывает всё это понятийное пространство. Хочу сказать, что, при всём моём уважении к комитету, либо он недостаточно глубоко разобрался в проблеме, либо чего-то недопонимает.

Привожу вам толкование из Словаря русского языка Ожегова: родина - это страна, где человек родился, родная страна. Либо: родина (второе толкование) - место рождения, происхождения чего- или кого-нибудь. Например, известно, что Индия - это родина шахмат и слонов, как говорят, а Россия, допустим, моя Родина. Вторая родина по Ожегову - это место, давшее кому-то приют, ставшее родным. Это очень актуально, хочу вам сказать, учитывая нынешний указ президента о соотечественниках, учитывая положение мигрантов и учитывая сегодняшнее обсуждение грузинской тематики. Отечество - это страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Вот это существенное отличие отечества от родины. Поэтому любовь к отечеству и любовь к родине - это немножко разные понятия. Любовь к отечеству - более широкое понятие. Патриотизм по Ожегову - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Поэтому нынешняя формулировка в законе - "воспитание любви к Родине" - не перекрывает текста той поправки, которую мы вносим.

Я ещё раз хочу вам сказать об указе президента о соотечественниках. Вот вполне возможная ситуация: человек родился в Грузии, живёт в России и является гражданином России. Наш закон, который сегодня действует, говорит о любви к родине, то есть призывает его любить только Грузию, но не Россию, гражданином которой он является. Почему? Потому что она не является его родиной, Россия не является его родиной. А мы, предлагая формулировку о воспитании патриотизма, фактически вводим в задачи образования формирование ещё и любви к отечеству через патриотизм. Это очень важный момент. И самое главное, я хочу сказать, этой формулировкой мы отвечаем на ключевой вопрос: в какой стране мы живём - это "эта страна" или это "наша страна"? Вот это принципиальный момент.

Поэтому я прошу поддержать наш законопроект с учётом того, что по формулировкам пункта 4.1 комитет замечаний не высказал. Я могу дать пояснения по понятийному аппарату, если требуется, о том, почему мы говорим о национальной культуре как о противостоянии и изоляционизму традиционных этнических культур, и стандартизованной массовой культуре. Это тоже очень важный момент для нашей страны, потому что мы видим с вами и опасность этнической самоизоляции. И сегодня мы видим, как фактически с телеэкранов и радиоканалов исчезает национальная культура, как вообще она размывается массовой культурой, которую и культурой-то трудно назвать.

Поэтому вот эти два момента, которые мы отражаем в законопроекте, не являются избыточными, поверьте мне как специалисту в этой области. Прошу поддержать. Спасибо за внимание.

Вопрос: Каково юридическое значение той нормы, которую вы предлагаете ввести? На мой взгляд, это просто декларация. Как эта норма будет обеспечиваться, какие санкции будут следовать за её нарушение?

Спасибо за вопрос.

Дело в том, что эта норма входит как поправка в раздел, где формулируются задачи образования. Они все, вообще, являются декларацией, не только та норма, о которой я говорю. Вот, допустим, написано: "Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье". Какие правовые последствия несут, так сказать, эти слова? Это будет связано с учебными планами и программами.

Я вам приведу такой пример. Сегодня есть учебник истории Кредера, в котором написано, что главными сражениями Второй мировой войны являются сражения при Эль-Аламейне и за атолл Мидуэй. Вот два великих сражения Второй мировой войны! Ни Сталинград, ни Берлин, ни Курская дуга там не упоминаются как великие сражения. Этот учебник рекомендован нашей школе. Я думаю, если будет эта норма, наша поправка принята, то таких учебников в школах не будет.

Я благодарю, во-первых, за обсуждение, а во-вторых, хотел бы сказать о чисто правовом понятийном аспекте. Ещё раз повторяю, что определение "Отечество - страна, где человек родился и гражданином которой является" шире понятия... "Любовь к Отечеству" (это и есть патриотизм) шире понятия "любовь к родине". Вот в чём тонкость. Мы даём более широкое толкование, это очень важно действительно. И я поддерживаю депутата Макашова, который абсолютно точно это определяет. Не будучи специалистом в образовании, он абсолютно точно это определяет. Это очень важный момент, поймите это.

Спасибо.

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ
Проголосовало за 106 чел.23,6%
Проголосовало против 4 чел.0,9%
Воздержалось 0 чел.0,0%
Голосовало 110 чел.
Не голосовало 340 чел.75,6%
Результат: не принято

04.10.2006
http://www.vinba.ru/work_duma/200610.shtml

Док. 325434
Перв. публик.: 04.10.06
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 451

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``