В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Б.А. Виноградова на пленарном заседании по проекту федерального закона `О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием экономики системы высшего профессионального образования`. Назад
Доклад Б.А. Виноградова на пленарном заседании по проекту федерального закона `О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием экономики системы высшего профессионального образования`.
Уважаемые коллеги, проект закона направлен на законодательное закрепление возможности передачи федеральным государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования объектов собственности в доверительное управление. Собственно, целью закона является вовлечение федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в реальные экономические отношения в первую очередь путём управления государственными пакетами акций приватизированных юридических лиц. Чем вызван этот закон? Во-первых, мы говорим об инновационной экономике, а инновационная экономика - это не только передача государственным вузам бюджетных средств на развитие их инновационных программ, инновационная экономика - это тот случай, когда государственные вузы реально участвуют в управлении этой экономикой. Почему я хотел бы, чтобы вы выслушали аргументы в пользу этого закона? Дело в том, что мы с вами знаем, что страна будет богата тогда, когда в ней будут богаты университеты.

Университеты могут стать богатыми двумя путями: первый путь - это платные образовательные услуги, и тогда всё образование перемещается в сферу услуг; второй путь - это когда университеты участвуют реально в экономической жизни страны путём внедрения своих научно-технических разработок, в том числе с учётом новых реалий экономики, того, что мы сегодня имеем дело с частной собственностью во многом, с приватизированными предприятиями, путём управления госпакетами акций приватизированных компаний, таких, как те же РАО "ЕЭС...", ОАО "Газпром" и другие. Я считаю, что второй путь - когда вузы реально участвуют в экономических процессах - гораздо более эффективен для страны, нежели расширение платных образовательных услуг. Мы с вами сегодня знаем эту тенденцию, мы с вами знаем сегодня, что даже аспирантуры в вузах уже сокращены на треть и вместо этого уже 11 процентов аспирантов обучаются на платной основе, то есть мы уже даже аспирантуру делаем платной, понимаете? Это не годится, на мой взгляд. Это первая проблема - вовлечение государственных образовательных учреждений в процессы реального управления экономикой, влияния на экономику страны. Второй момент, который очень важен. Об этом говорил ещё Евгений Максимович Примаков, когда был премьер-министром. Об этом недавно сказал даже Кудрин, что меня очень удивило, на заседании правительства совместно с генпрокурором. Примаков в качестве премьера страны сказал очень важную вещь, он сказал, что крайне неэффективно идёт управление госпакетами акций. Счётная палата, Степашин, выступая здесь, не один раз обращал внимание на неэффективное управление госпакетом. Почему? Потому что в советы директоров от государства входят, как правило, чиновники - и отсюда неэффективность управления. На заседании правительства совместно с генпрокурором Кудрин сказал, что это ещё один из важных моментов коррупционноёмкости, когда чиновник входит в советы директоров. Поэтому, безусловно, такой механизм, который предложен в этом законопроекте, позволит решить две задачи: вовлечь вузы в реальное управление экономикой... Притом никто не говорит о том, что надо все госпакеты сразу отдать им, можно попробовать дать небольшую долю для участия в управлении, а затем посмотреть эффективность. Это не должны быть все вузы, это должны быть вузы действительно продвинутые, те вузы, у которых действительно есть достижения в инновационных делах. И я знаю, что такие вузы у нас в стране есть. Есть опыт в Орловской области, у Егора Семёновича Строева, давний опыт: Орловский государственный технический университет имеет и предприятия, и КБ, и НИИ, и всё это входит в состав единого учебного научно-производственного комплекса, и это доказывает эффективность такого управления. Поэтому я прошу вас поддержать законопроект и считаю, что он позволит серьёзным образом улучшить положение и высшей школы, реально улучшить, улучшить положение в перспективе и страны в целом. Спасибо.

Вопрос к Б.А. Виноградову.

Апарина А.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.

Спасибо. Борис Алексеевич, когда закончим обсуждение или сразу ответьте. Ну вы на самом деле разумный человек и учёный известный. Это действительно, как содокладчик, Валентина Николаевна, сказала, приведёт к таким последствиям - к приватизации в целом учебных заведений и так далее, и так далее, то есть к негативным? Я задаю с удивлением вам вопрос: это действительно так? И как вы, автор законопроекта, относитесь к тем комментариям, которые были выказаны? Спасибо.

Виноградов Б. А. Спасибо за вопрос. Я, откровенно говоря, с удивлением отношусь к этим комментариям, потому что законопроектом как раз предусматривается возможность участия в управлении госпакетами акций со стороны образовательных учреждений. Понимаете? И мы, наверное, не стали бы вносить какую-то глупость, которая позволяла бы приватизировать учебные заведения. Это действительно какая-то... Я думаю, что комитет не разобрался в законопроекте, не разобрался. И речь идёт, наоборот, о том, чтобы не чиновник участвовал сегодня в управлении госпакетами, а чтобы это делали образовательные учреждения. Вы знаете прекрасно, что есть очень много продвинутых образовательных учреждений - и бизнес-инкубаторы, и инновационные центры и так далее. Для того чтобы они быстрее внедряли свои разработки, для этого, собственно, и сделан этот законопроект. К приватизации это никакого отношения не имеет.

Доклад на пленарном заседании по проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
(от Амурского областного Совета народных депутатов)

Уважаемые коллеги, статьёй 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, госсобственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Законопроектом, который вносит Амурский областной Совет народных депутатов, предлагается исключить из указанного положения слова "муниципальных районов, городских округов", что позволит наделить правом распоряжения такими земельными участками также органы местного самоуправления поселений. Это очень важный момент. Почему? Потому, что со вступлением в силу Федерального закона N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс..." мы практически получили ситуацию, когда органы местного самоуправления сельских поселений, по сути дела, отодвинуты от реального права осуществлять функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Таким образом, фактически закон N 53-ФЗ ограничил права органов местного самоуправления поселений и практически свёл на нет их роль в вопросе распоряжения землями поселений. Это несправедливо, мало того, у сельских жителей такие изменения в законодательстве вызвали очередную волну негатива и ощущение, что чем больше повсеместно говорится об упрощении оформления прав на землю, тем труднее их оформить, тем больше всевозможных инстанций и органов нужно пройти и тем больше необходимо потратить средств. И ещё в заключение хотел бы сказать, что мы всегда говорим о том, что основная доходная база местных бюджетов должна складываться из поступлений земельного налога и арендной платы. При этом мы фактически полностью отстранили органы местного самоуправления сельских поселений от функций по распоряжению земельными участками на своей территории. Поэтому просьба поддержать законопроект, внесённый Амурским областным Советом народных депутатов.

13.12.2006
http://www.vinba.ru/work_duma/200612.shtml

Док. 325423
Перв. публик.: 13.12.06
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 502

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``