В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Авария в энергетике вскрывает много причин Назад
Авария в энергетике вскрывает много причин


Назову пять причин аварии, хотя их можно назвать и больше. Но, на мой взгляд, эти пять все-таки главные.

Первая - организационная и финансовая. Вспомним указ Б. Ельцина о создании РАО ЕЭС. В нем, а затем и в законе, четко и ясно сказано о том, что Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) и Федеральная сетевая компания (ФСК) НЕ подлежат приватизации. Таким образом, они должны быть однозначно в прямом управлении государством. Мало того, считаю, что финансово и организационно они должны быть едины. Чтобы была реально выполнена функция диспетчера по обеспечению надежности и бесперебойности энергоснабжения регионов и всей страны, между ними не должно быть конфликта интересов. А как сейчас организовано это взаимодействие в РАОЕЭС? Системная автоматика и релейная защита, идеология режимного и противоаварийного управления, каналы связи являются прерогативой системного диспетчера. А деньги на реализацию этого режимного управления находятся в ФСК и в диспетчерские службы поступают не в первую очередь. Нехватка средств на решение этих проблем, дальнейшее старение технической базы приведут и далее к печальным последствиям. Надо срочно заниматься оптимизацией энергетики и развитием сети, а не увлекаться финансовыми и экспортными схемами. При столь высоких тарифах можно и нужно развивать материальную базу. Иначе техногенных катастроф не избежать.

Приведу пример. В региональных сетях, например, амурской энергосистемы, потери достигают 30-50%. Население страны фактически выступает тарифным инвестором РАОЕЭС и его "дочек". Год назад я обращался к руководителю ФСК А. Раппопорту с депутатским запросом по вопросу снижения потерь и получил классическую отписку. Пришлось написать ему "благодарственное письмо, что мне, как человеку, начинавшему свой трудовой путь в энергетике очень приятно, что он - экономист сумел проникнуть в тайны электричества".

Приведу пример Норвежско-шведской энергосистемы. Там ЦДУ и ФСК находятся в руках государства и работают с высокой надежностью как единое целое и развиваются. А никто ведь не может сказать, что в этих странах не рыночная экономика. Поэтому ресурсы и идеология должны быть вместе и в руках государства.

Вторая - техническая. Для России это главное - автоматика и решение вопросов надежности играют главную роль. В нашей стране очень протяженные сети с небольшой пропускной способностью. Это ограничивает маневр располагаемыми мощностями. Это ведь известные вещи и говорились многими специалистами, которые пытались поставить эти вопросы на государственном уровне, но не были услышаны. Вспомним хотя бы работу по проблемам энергетики комиссии под руководством томского губернатора В. Кресса. Каковы рекомендации этой комиссии? Как они используются?

Приведу еще один пример Сибирь и Дальний Восток России соединены слабыми энергосетями. Можно сказать, что налицо энергетическая узкоколейка. Тем не менее, не используется линия Сибирь - Казахстан-Урал напряжением 1150 кВ, самая современная в мире. Используя на уровне 500кВ передают вместо 4,5 млн. кВт всего на всего 1,5, а 3 млн. "заперто" в Сибири. А ведь полное использование этой линии могло бы серьезно резервировать и удешевить электроэнергию. По-моему, это прямая вина ФСК, которая не инвестирует в этот проект.

Третья - кадровая. Власть в РАО ЕЭС - в руках экономистов и финансистов, а технари-энергетики находятся на третьих ролях. Мосэнерго после аварии, наконец-то возглавил энергетик, а много лет возглавлял непонятно какой сферы деятельности специалист. В руководстве компании РАО ЕЭС известных всей стране энергетиков как динозавров можно найти с трудом. Или не найти вообще. В стране строится Бурейская ГЭС. Найдите на ней молодых выпускников МЭИ, Ивановского энергетического, Санкт-Петербургского политеха! Не найдете. Хорошо хоть местные вузы помогают решить кадровую проблему на ГЭС. А ведь она одна из самых современных в мире!

Четвертая - нравственная. Вопрос деликатный, но не могу его не обозначить. Во время встреч "в курилках" на станциях и в сетевых подразделениях РАО ЕЭС люди крайне недовольны вопиющим разрывом (в десятки раз!) в зарплатах руководителей и рабочих даже высокой квалификации. И люди говорят вполголоса " Раз они - начальство так "гребут" под себя, пусть за все и отвечают". Такие слова - важнейший элемент нестабильности энергосистемы. Думаю, что руководству не только госкомпаний, но страны надо задуматься о том, что страну разрывает такая вопиющая дифференциация доходов. Тем более в госкомпаниях. Обращаюсь к руководителям: "Обратите внимание на этот важнейший фактор стабильности коллектива".

И последний проблемный пятый пункт, тоже, на мой взгляд, нравственный. Я достаточно лояльно отношусь к А.Чубайсу. И не сторонник крика "Ату его, ату". Думаю, что руководство Минпромэнерго и лично В. Христенко не менее, а гораздо более ответственны за положение дел в такой стратегической отрасли, как энергетика. В конце концов, РАО ЕЭС - не частная лавочка, а крупнейшая государственная компания. И за положение дел в ней в первую очередь ответственность должно нести государство. Еще раз повторю - ответственность государства! Сразу хочу сказать, что самое опасное в том, что уже начались разговоры о необходимости повышения тарифов для обновления оборудования и исключения аварий в будущем. Руководители РАОЕЭС и Мосэнерго говорят о старом оборудовании и необходимости больших средств на его замену. Другие чиновники начинают говорить о повышении тарифов. Хочу сказать, что это бесстыдство власти и менеджеров энергохолдинга. Хорошо, что это бесстыдство жестко прервал Президент. Поясню свою мысль о бесстыдстве.

Ведь что очень важно вообще в проблеме естественных, вдобавок государственных монополий? Инвестиционная составляющая тарифов естественных монополий фактически является заемными средствами у населения. Это очень важный вопрос, который многие хотели бы забыть и никогда не вспоминать. Напомню, что когда Сталин объявлял государственные займы у населения на решение государственных задач послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, государство гарантированно возвращало эти займы. А с 1991 года государство научилось "кидать" своих граждан, начиная со вкладов и ваучеров. И государству так это понравилось делать с народом, что оно никак не может перестроиться и вести себя честно по отношению к нему. Берут у народа даже не в долг, а просто обдирают его, и при этом не обеспечивают должной надежности и бесперебойности работы монополий. Это же преступление государства перед народом! Поэтому надо определить условия участия населения в этом процессе займа (облигации и т.п.). Это будет первый честный шаг. Лозунгами и обманом любовь к стране не прививается. Нужно государство справедливости и правды.

Считаю что произошедшая в Москве авария и регулярные энергетические проблемы на Дальнем Востоке, в других регионах страны - звенья одной цепи. Вспомним многолетние мучения людей во Владивостоке и Приморье. Да и не только там. Все это показатель глубокого кризиса не только в энергетической отрасли России, а в целом в стране. Стране, которую мы можем потерять, если не наведем порядок. Чтобы жила огромная по территории страна, нужны богатые, развивающиеся регионы, а не вымирающие деревни без света, дорог, связи. Для сохранения страны тарифы на все энергоносители должны быть под реальным контролем государства. Должна быть четкая и ясная программа привлечения и закрепления людей на российском Дальнем Востоке, его приоритетного развития. И многое чего еще должна делать власть, чтобы быть уважаемой народом.

А из аварии в энергетике власть должна сделать выводы и не допускать повторения подобных чрезвычайных происшествий. Русский народ "долго запрягает, но быстро едет". И не нужны ему будут никакие "оранжевые сценарии" из-за моря, для того чтобы разобраться с виновниками...



http://www.vinba.ru/

Док. 325393
Перв. публик.: 24.06.04
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 507

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``