В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Cистемное реформирование образования Назад
Cистемное реформирование образования

Во главу угла ставятся четыре базовых принципа. Во-первых, необходимость усилить идеологическую составляющую образования, воспитание молодого поколения патриотами своей страны, связывающими с ней свое будущее. Во-вторых, реформы образования должны проводиться для повышения статуса образования и занятых в отрасли работников. В-третьих, необходима переориентация профессионального образования на развитие производства, повышение престижа квалифицированных рабочих профессий. В-четвертых, нужно вернуть отечественному образованию стабильность во всех смыслах.

Роль и место системы образования России
Система образования - важнейший государственный институт, в задачи которого входит:
обеспечение культурного и мировоззренческого (в смысле патриотического отношения к России) единства страны;
обеспечение высокого образовательного и культурного уровня граждан России;
удовлетворение потребностей всех отраслей народного хозяйства в высококвалифицированных кадрах, обеспечение неуклонного роста кадрового потенциала страны;
обеспечение граждан равными начальными возможностями для старта самостоятельной жизни;
удовлетворение образовательных потребностей граждан;
обеспечение возможности социальной адаптации граждан в изменяющихся политико-экономических условиях страны.
Таким образом, система образования лишь отчасти обладает свойствами, присущими институтам социальной сферы или сферы обслуживания.

Роль государства в системе образования
Ответственность за выполнение системой образования своих функций лежит на государстве.

На законодательном уровне государство:
определяет долю федерального и регионального компонентов общего образования (доля федерального компонента должна быть увеличена), процент экспериментальных школ по отношению к общеобразовательным (доля экспериментальных школ должна быть резко сокращена);
обеспечивает единство и качество содержания образования, утверждая на уровне Государственной Думы его федеральный, а на уровне законодательных собраний регионов - его региональный компонент;
утверждает список стабильных учебников;
гарантирует обязательность и бесплатность общего среднего образования (9 лет обучения), бесплатность начального, среднего и на конкурсной основе - высшего профессионального образования;
обеспечивает государственную поддержку учреждениям дошкольного воспитания и налоговую привлекательность оказания им спонсорской помощи;
вводит категорирование федеральных государственных вузов и определяет их количество;
определяет финансирование образования как долю ВВП;
определяет лимиты образовательных сборов для государственных образовательных учреждений и учреждений дошкольного воспитания;
определяет статус и принципы оплаты труда и пенсионного обеспечения работников системы образования как на федеральном, так и на региональным уровнях.
На уровне исполнительной власти государство:
реализует государственную политику в отрасли, гарантирует укрепление единства российского общества, воспитание граждан Российской Федерации патриотами своей страны;
обеспечивает обязательность и доступность общего среднего образования;
проводит аккредитацию и лицензирование образовательных учреждений, осуществляет мониторинг качества их работы;
контролирует возможность учреждений профессионального образования вести обучение по каждой заявленной специальности;
присваивает экспериментальный статус учреждениям общего среднего образования (в рамках законодательно определенного лимита);
присваивает гриф экспериментальных учебникам и пособиям, рекомендуя их к использованию в учреждениях общего среднего образования, имеющих экспериментальный статус;
рекомендует к использованию учебные издания и пособия для учреждений профессионального образования и дошкольного воспитания;
выступает с законодательными инициативами корректировки содержания общего среднего образования и состава стабильных учебников;
проводит отбор и создание (например, путем слияния нескольких вузов) учреждений высшего профессионального образования;
разрабатывает и реализует федеральные целевые программы в отрасли.
Предлагаемая система образования хорошо видна на схеме.

Воспитание гражданина становится одной из важнейших задач системы образования. Социализация воспитанников, помощь в осознании ими неразрывной связи со своей страной начинается уже с дошкольного возраста.

Резко увеличивается идеологическая составляющая общего образования. С одной стороны, оканчивая школу, выпускники должны стать патриотами своей страны, считать ее историю и достижения своими, быть проникнуты духом ее культуры, ощущать сопричастность ее успехам и неудачам, быть готовыми защищать ее интересы. С другой стороны, молодые граждане страны должны получить в школе необходимое представление о демократии, знать свои права и обязанности, получить опыт применения демократических процедур. То есть гражданское общество должно закладываться в школе.

На уровне профессионального образования граждан следует ориентировать на работу в своей стране, повышать роль и престиж квалифицированных рабочих кадров.

Структура системы образования должна иметь следующий вид


Дошкольное воспитание (для детей до 6 лет) частично финансируется государством (региональный бюджет), может получать финансирование от юридических лиц (вплоть до полного содержания детских садов отдельными предприятиями), а также вводить определенный сбор с родителей (в пределах законодательно утвержденного лимита) на развитие. Основная задача - развитие и ранняя социализация детей.

Общее среднее образование (для детей от 6 лет) делится на начальную (1-4 классы) и среднюю (5-9 классы) школу, являющуюся обязательной, общедоступной и бесплатной для граждан (финансируется за счет регионального и местного бюджетов). Стимулируется спонсорская помощь. Обучение проводится по стабильным учебникам, государством гарантируется определенный уровень качества обучения во всех школах, предоставление всем будущим гражданам равных образовательных возможностей.

Различия школ по профилю и качеству подготовки могут быть только на уровне факультативных занятий, которые могут проводиться на коммерческой основе.

Экспериментальные школы дают уровень подготовки не ниже чем в других школах, плюс расширенное обучение по отдельным предметам. В экспериментальных школах может вводиться образовательный сбор.

Специальные и коррекционные школы полностью финансируются государством, обучение проводится по специальным программам с целью максимально возможной социальной адаптации обучаемых.

Основная задача общего среднего образования - подготовка к жизни всесторонне образованных, духовно развитых граждан, патриотов своей страны. По окончании школы выдается аттестат зрелости.

Старшая школа (10-11 классы) не является обязательной. Она нацелена на дальнейшее развитие личности и подготовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, проводит предвузовскую подготовку и адаптацию учащихся к новым формам обучения. Для обучаемых возможен образовательный сбор. На этом уровне образования создается система отбора в вузы путем проведения олимпиад, централизованного тестирования, иных добровольных форм выявления способностей и профессионального ориентирования школьников к выбору дальнейшей профессии.


Результаты этих испытаний вместе с характеристикой школы учащийся может направить в вузы с указанием выбранной специальности. В случае возможности зачисления он должен быть своевременно проинформирован вузом об этом и сделать выбор: поступать ли в один из готовых принять его вузов или сдавать вступительные экзамены на общих основаниях. Выпускник старшей школы получает диплом о ее окончании.

Начальное профессиональное образование дает окончившим среднюю школу рабочую профессию. Полностью оплачивается государством (региональный бюджет).

Среднее профессиональное образование дает профессиональную подготовку в рамках программы техникумов. Полностью оплачивается государством.

Полное профессиональное образование дает профессиональную подготовку вплоть до уровня первой ступени высшего образования - бакалавра. Оплачивается государством (региональный бюджет). Возможен образовательный сбор.


Учреждения начального профессионального образования ориентированы на предоставление учащимся рабочей специальности. Учреждения среднего профессионального образования постепенно преобразовать в зависимости от их потенциала и востребованности в регионе в ПТУ или колледжи. При этом колледжи должны обеспечивать подготовку кадров, соответствующих первому звену высшего образования - бакалавриату.


Высшее профессиональное образование оплачивается государством не в расчете от количества населения, а выделением определенного процента ВВП. Осуществляет профессиональную подготовку по утверждаемым программам. Первый уровень подготовки - бакалавриат, после которого обучаемый может продолжить обучение по программе специалиста или перейти в магистратуру. В государственных вузах количество обучаемых определяется государственным заданием, внебюджетных студентов нет. Для обучаемых вводится образовательный сбор. Надо создать единую систему государственного заказа выпускников, государственных образовательных кредитов с минимальной процентной ставкой, чтобы обеспечить возможность оплатить такой сбор любому гражданину России для получения высшего образования. Соблюдая конституционное право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, интересы личности и общества, государство должно обеспечить целевую доплату к заработной плате молодому специалисту, работающему по государственному контракту, на погашение кредита за учебу, а гражданам, отслужившим в армии, - внеконкурсный прием в вуз и погашение образовательного сбора. Государство законодательно гарантирует определенное количество мест для распределения на контрактной основе (не менее 50 мест на 10 тыс. населения) с целью удовлетворить потребности в специалистах субъектов Федерации и муниципалитетов. Государство также определяет объем государственного заказа молодых специалистов для федеральных нужд.

Повышение социального статуса работников отрасли. Приравнять учителей к государственным служащим с соответствующей оплатой труда и пенсионного обеспечения.

Ввести ограниченный образовательный сбор на материально-техническое развитие учреждения системы образования; это позволит законодательно нормализовать ситуацию с существующими на практике поборами обучаемых и их родителей, а также увеличить долю оплаты труда в объеме государственного финансирования учреждений (в настоящее время редко превышает 30%).

Представляется целесообразным пересмотреть соотношение числа студентов в расчете на одного профессора в сторону увеличения до 20:1 (ныне в развитых странах оно составляет от 30 до 50:1), с соответствующим увеличением заработной платы.

Стабилизация ситуации в отрасли. Отрасли нужна стабильность. Система образования обладает высокой инерционностью, результаты нововведений проявляются часто через много лет. Соответственно нужна стабильность и в учебно-методическом обеспечении учебного процесса. Для школы предлагается восстановить понятие стабильных и экспериментальных учебников. По стабильным учебникам и программам идет обучение в обычных школах. Все эксперименты допустимы только в школах, имеющих соответствующий статус. Список экспериментальных школ не должен быть постоянным, но он не может охватывать слишком высокий процент школ (ограничить его, например, 5%).

Для гарантии целостности образовательного пространства, соблюдения права граждан на полноценное общее образование предлагается передать функцию утверждения содержания образования, стабильных учебников и программ Государственной Думе. Региональный компонент образовательного стандарта и соответствующие учебники утверждает региональный законодатель. Федеральный и региональные экспертные советы организуются при законодательных органах власти. Министерство образования и региональные структуры управления образованием утверждают дополнительные учебные пособия.

Некоторые законодательные предложения
Разработка образовательного кодекса. Интегрировать законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском образовании", "О науке и государственной научно-технической политике", а также концепцию и отдельные разделы рассмотренного Государственной Думой, но так и не принятого проекта закона "О дополнительном образовании", доработав документ до уровня единого научно-образовательного кодекса.
Введение идеологической и патриотической составляющей образования. В ст. 14 "Общие требования к содержанию образования" закона "Об образовании", в п. 2 "Содержание образования должно обеспечивать:", добавить подпункт: "Формирование у граждан Российской Федерации естественного восприятия национальной культуры, патриотических чувств, чувства Родины.
После п. 4 добавить п. 4а: "Содержание образования должно включать в себя базовые принципы демократии и способы их реализации в государственном устройстве".
Обеспечение единого образовательного пространства. Ст. 4 "Задачи законодательства Российской Федерации" дополнить п. 2а "Обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации".
Главу III "Управление системой образования" предварить главой IIа "Обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации", в которой ввести понятие стабильных программ и учебников, указать на регулярное (ежегодное) рассмотрение вопроса содержания образования Государственной Думой, утверждение ею содержания общего среднего образования (ее федеральный компонент), стабильных программ и учебников. Утверждение регионального компонента содержания образования определяется законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. В той же главе законодательно определить понятие экспериментальных школ, программ и учебников, их максимально возможное число.
В главе ввести также указание о создании при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации вневедомственного федерального экспертного совета по развитию образования, который бы брал ответственность за развитие общего среднего образования.
В соответствующие статьи главы III внести изменения в определения компетенции различных органов управления образованием для приведения ее в соответствие с новой главой.
Введение понятия образовательного сбора. В ст. 47 "Финансирование образовательных учреждений" закона "Об образовании" ввести понятие образовательного сбора, взимаемого с обучаемых (их родителей) и имеющего целевое назначение - развитие материально-технической базы образовательного учреждения. Ввести градацию ставок образовательного сбора по типам, видам, категориям образовательных учреждений, ступеням обучения. Осуществляется привязка ставок к МРОТ.
Повышение статуса работников образования. Приравнять работников образовательных учреждений, финансируемых из регионального бюджета (кроме вузов), к государственным служащим соответствующих категорий. Вводить увеличение оплаты труда по регионам с востока на запад по федеральным округам в срок до семи лет.
Введение понятия категории учреждения высшего профессионального образования. Закон "Об образовании" (ст. 12 п. 6): "Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации". Понятие "вид" дано в п. 6 ст. 9 закона "О высшем и послевузовском образовании".

Необходимо ввести понятие "категория" со следующим разделением:
первая категория - федеральные исследовательские университеты;
вторая категория - федеральные университеты;
третья категория - прочие государственные вузы.
В главе III закона об образовании, в ст. 28 "Управление системой образования", необходимо добавить пункт об утверждении структуры примерных штатных расписаний по различным категориям университетов, а также структуры управленческого персонала.
Введение нормативов штатного расписания вузов. Определить допустимые нормы количества и состава профессорско-преподавательских кадров в зависимости от категории вуза.
Изменение нормативов финансирования вузов. В ст. 41 закона "Об образовании" и части 1 ст. 2 " Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования" ввести следующие изменения: отменить "норматив" 170 студентов вузов (всех форм образования) на 10000 человек населения. Вместо него законодательно установить, что финансирование высшего образования на очередной бюджетный период не может быть меньше среднегодовой доли этой статьи расходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП) за пять предшествующих лет.
Разработка закона об образовательных кредитах. В целях создания эффективных экономических механизмов финансирования профессионального образования, способствующих повышению доступности и обеспечению равных возможностей получения качественного образования, необходимо определить понятие образовательного кредита, а также порядок его предоставления и возврата.
Уточнение статуса и типов образовательных учреждений. В законе "Об образовании" (и других законах) четко оформить особые статусы государственных и муниципальных образовательных учреждений, предусмотренные Конституцией, предусмотрев в них особые права по использованию имущества и расходованию внебюджетных доходов.
Обозначить единую систему учредительства организаций в образовании, связав любые их формы (например, автономные учреждения - АУ и государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации - ГМАНО) с конституционно определенными государственными или муниципальными образовательными учреждениями (ч. 2 ст. 43: "Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях").
Задать особый статус государственного образовательного учреждения (ГОУ), в частности отличительные особенности государственного образовательного учреждения, в сопоставлении с государственными учреждениями общего типа.
Привести в соответствие типы образовательных учреждений указанным в концепции: учреждения дошкольного воспитания, учреждения общего среднего образования, старшая школа, учреждения начального и полного профессионального образования (рабочие училища и колледжи), учреждения высшего профессионального образования (исследовательские университеты, федеральные университеты, вузы).
Введение единой системы образовательного учета. В закон "Об образовании" (глава IV "Экономика образования") ввести понятие Государственного образовательного регистра как системы сбора и аккумулирования персональной информации об уровне образования и образовательной истории каждого ребенка и гражданина страны, а также основания для образовательного кредитования населения и иных форм финансирования образования.
Разработка закона о регулировании экспериментальной деятельности в сфере образования. В развитие главы IIа закона "Об образовании" разработать главу (или отдельный закон), посвященную системе организации и контроля за деятельностью экспериментальных и инновационных площадок.

Вводятся понятия:
экспериментальная деятельность - практическая организация разработки принципиально новой практики, содержания и форм организации образования, которые отвечают приоритетам федеральной программы развития образования и имеют значение для развитии сферы образования через качественный рост и совершенствование традиционной системы образования;
экспериментальная образовательная организация (площадка) - создается в целях разработки принципиально новой практики, содержания и форм организации образования;
инновационная образовательная организация (площадка) - выполняет функцию исследования, разработки условий и форм переноса в традиционные образовательные организации новой практики, содержания и форм организации образования, разрабатываемых в экспериментальных образовательных организациях (площадках).
Порядок создания, работы, сертификации и аудита экспериментальных и инновационных образовательных организаций определяется соответствующими Положениями уполномоченного федерального органа.
Статус экспериментального или инновационного образовательного учреждения устанавливается федеральным органом управления образования по результатам экспертизы, проведенной уполномоченным федеральным органом.
"Готов принять конструктивные предложения и замечания"



http://www.vinba.ru/

Док. 325385
Перв. публик.: 29.03.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 524

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``