В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
КАК ОБУСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СТРАНУ? Назад
КАК ОБУСТРОИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СТРАНУ?
Предисловие. Исходные позиции
В.Г. Белинский в 1848 г. писал: "В России сегодня нет элементарного полицейского порядка, а есть огромные корпорации разных служебных воров и грабителей. ...Нужно пробуждение собственного достоинства, гарантии для личности, чести и собственности". Слова великого критика актуальны и по сей день...

Свободную, справедливую, сильную Россию могут построить только свободные и ответственные граждане. В таком строительстве главную роль играет связка личность-гражданское общество-государство. Но государство - институт проектируемый, личность и гражданское общество - выращиваемый.

Поэтому проблема выстраивания личности с собственным достоинством, роль в этом государства, семьи и общества является актуальной. Обязательства по отношению к детям и молодежи - взаимны. Государство, общество и семья должны нести солидарную ответственность за воспитание достойного поколения, чтобы всем "не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".

Выстраивание личности
Личность нельзя сконструировать извне, но можно содействовать ее становлению. И воспитательная задача образования не менее важна, чем учебная. Формирование свободной и ответственной личности происходит на стыке трех частей социума: семья, школа (в общем смысле - от детсада до аспирантуры, где получение знаний является основной задачей), окружающая среда (улица, работа, пр.). Семья закладывает культурные ценности, традиции, отношение к родственникам, взгляд на жизнь - это "субъективные знания". Школа дает "объективные знания". Улица дает все остальное - от спорта до матерщины, все это можно наблюдать не только на улице, но и по ТВ.

Стихийное формирование личности приводит к тому, что личность берет из этих трех частей социума лишь то, что легче всего взять. Это психологический закон поведения: минимизация затрат как материальных, так и ментальных. Личность согласна на большие затраты только при наличии интереса к той области, которая требует больших затрат. Поэтому стихийно развивающаяся личность получит определенный импульс из семьи, придет в школу уже с этим импульсом, а все остальное доберет на улице.

Возможная цепочка: семья нацеливает на то, чтобы быть лучшим; в школе это выражается в желании отлично учиться, и таким образом формируется способность объективно оценивать окружающую действительность. Из прочего социального окружения человек усваивает, что можно жить еще лучше, что есть к чему стремиться. Иной вариант развития: импульс из семьи - "все вокруг хотят зла", в школе агрессивная настроенность и восприятие двойки по любому предмету через призму "так оно и есть, все хотят мне зла", а в уличном социуме находятся нужные "учителя жизни".

Задача и ответственность семьи - духовное формирование личности, воспитание культуры и экономических основ семейной жизни, школы хозяйствования, бережливости и трудолюбия, уважительного отношения к собственности. Государство обеспечивает поддержку семьи, стимулирование ее развития, обучение талантливых, но недостаточно обеспеченных и прочие механизмы мотивации семьи на активное участие в воспитании, заботы о материнстве, детстве, беспризорных и сиротах. В современной России роль семьи в формировании гражданских качеств у ребенка снижена. А ведь жизнь семьи тем и сильна, что впечатления ее постоянны, обыденны, действуют незаметно, укрепляют или отравляют душу подрастающего человека. В обществе, где в семейном воспитании так много асоциального, нужна целенаправленная поддержка семьи со стороны государства.

Общество (улица). В положительном плане улица - это формирование воли и стремления детей и подростков быть первыми. Отрицательное влияние улицы общеизвестно. Поэтому общество должно создавать условия для того, чтобы дети были заинтересованы в занятиях в свободное время. В первую очередь - это спорт и дополнительное образование в субботу и воскресенье. Здесь должны быть задействованы школьные, спортивные и различные учреждения дополнительного образования. Для воспитания свободной и ответственной личности и демократических институтов государство обязано предложить детские и молодежные модели гражданского общества.

Итак, если формирование личности - задача государства, то именно в системе образования оно может и должно активно вмешаться в процесс формирования личности. Это институциональный элемент, через который государство может наиболее действенно проводить в жизнь свою политику.

В стране уже почти 15 лет осуществляется реформа образования. Столь долгий срок вовсе не связан с масштабностью задач. Просто задачи все время меняются или уточняются. Во многом это происходит из-за необоснованного отрыва проводимых реформ от педагогической науки. В настоящее время необходима срочная помощь со стороны педагогической науки в решении, как минимум, трех проблем.

Научное обеспечение проводимых реформ
Проводимые в образовании реформы носят, в основном, структурный, институциональный, технический характер. Россия входит в мировое образовательное пространство и принимает правила, распространенные в развитых западных странах. Отсюда - увеличение числа лет обучения, введение ЕГЭ, бакалавриата и магистратуры. Но это лишь новая форма. Образование (и его качество) определяется его содержанием и используемыми методами обучения в широком смысле, включая формы изложения материала, систему упражнений, практических занятий, технических средств обучения и т.д., а также подготовку соответствующих педагогических кадров. Перед органами управления образованием стояла задача "перелить" образование в новую форму без потерь. Без опоры на достижения педагогической науки сделать это невозможно: слишком многое может "пролиться". К сожалению, именно это в последние годы и происходило.

Пересмотр содержания образования
В настоящее время в системе образования отсутствует государственная политика в сфере определения его содержания. Особенно это заметно на школьном, общеобразовательном уровне.

Практически все изменения были проведены в начале 90-х гг. прошлого века и были связаны с изъятием из гуманитарных курсов идеологической и мировоззренческой составляющих обучения. Реально возникший вакуум ничем так и не был заполнен. Эту задачу обязана решить педагогическая наука, тем более, что она уже имеет в этой области многочисленные наработки.

В России не только сменился государственный строй и произошел отказ от коммунистической идеологии, изменился и экономический уклад, Россия стала открытой страной и вошла в мировое сообщество. Соответственно изменился и набор общеобразовательных знаний, умений и навыков (например, каждый гражданин должен теперь уметь заполнить налоговую декларацию, прочитать финансовый документ, обладать определенными знаниями в области гражданского законодательства).

Вместе с тем пересмотр содержания образования был практически отдан "на откуп" издательствам, работающим на образовательном рынке. Как показала практика прошедших лет, каждое из них стремилось в кратчайшие сроки получить в свое полное распоряжение весь комплект школьных учебников. Качество этих учебников интересовало издательства гораздо меньше. В результате учебники различных издательств существенно различаются по содержанию, сложности и порядку изложения материала. Чрезвычайно затрудненной оказалась адаптация учащихся к новым требованиям в случае смены школы. При этом ни один из действующих учебников в полной мере не соответствует требованиям времени. И не случайно содержание одного из учебников истории вызвало некоторое время назад справедливое возмущение Президента России. К сожалению, и остальные учебники чрезвычайно далеки от совершенства. Исправить это положение педагогическая наука вполне в состоянии.

Дополнительное образование
Большой проблемой в последние годы стала и переподготовка профессиональных кадров. Не в смысле широты спектра предложений, а с точки зрения эффективности и качества переподготовки. По сути, дополнительное образование реализуется по одной из двух схем: либо слушателям предлагаются старые курсы учреждений профессионального образования, либо механически используются курсы, заимствованные на Западе.

К сожалению, и тот и другой подходы не решают поставленных задач. Старые содержание и методы в новых экономических и производственных условиях оказываются неприемлемыми. Перенос же западных методик также не дает эффекта, так как они изначально рассчитаны на совершенно другую аудиторию, да и условия работы в развитых странах пока еще значительно отличаются от российских.

Вместе с тем российская педагогическая наука имеет громадный опыт решения подобных задач с учетом психологических, возрастных, социальных, образовательных особенностей обучаемых. Нужно только использовать эти достижения, что, к сожалению, пока не делалось.

Для привлечения педагогической науки к решению перечисленных выше задач не требуется никаких новых структур. Нужно только грамотно использовать то, что уже имеется. При всей своей неоднозначности, И.В.Сталин роль научного обеспечения развития жизненно важных для государства институтов понимал прекрасно. Не случайно в тяжелейшие для страны годы Великой Отечественной войны были созданы отраслевые академии образования (1943) и медицины (1944). Не хватало буквально всего, но в войне уже произошел перелом, и эти академии прикладных наук должны были быть готовы сыграть важную роль в восстановлении и развитии страны.

Академия педагогических наук (ныне - Российская академия образования - РАО) как раз и создавалась в целях научного обеспечения образования, она имеет в этой области массу достижений и наработанных материалов.

Сейчас не время выяснять, кто виноват в том, что педагогическая наука и реформы образования оказались оторванными друг от друга. Минобрнауки и РАО должны работать вместе и каждое делать свое дело: министерство - ставить задачу, а академия - осуществлять ее научное решение, после чего практическое воплощение решения - снова задача министерства при научной и методической поддержке академии.

Рассмотрим ближайшие задачи по уровням образования
Дошкольные учреждения. Их главная цель - сохранение здоровья детей, нравственное воспитание маленького человека в любви к родному краю, родителям, старшим. Сейчас большинство детских дошкольных образовательных учреждений закрыто. Необходимо возродить дошкольное воспитание, в первую очередь в сельской местности, потому что село и по сей день - хранитель национальных идеалов.

Возрождение дошкольных образовательных учреждений необходимо потому, что психофизическое развитие дошкольника требует воспитания индивидуальных личностных качеств и интеллектуальных способностей ребенка, потребности в получении знаний. Надо учитывать, что социализация детей начинается очень рано и в стабильной политической системе идет гармонично. А Россия сегодня - страна с сильной социальной дифференциацией и высокой степенью недоверия граждан к власти. Потеря данного уровня образования приведет к неготовности ребенка не только к школе, но и к последующей жизни.

Для возрождения дошкольных учреждений не потребуется больших дополнительных средств. Малое заполнение школ позволяет часть здания передать под детский сад. Надо ввести дифференцированную плату за детей детских садов, обеспечивая бесплатность пребывания там опекаемых и сирот.

Школа. Целевая функция общеобразовательной школы - воспитание культурного и нравственного гражданина и патриота, обладающего объемом знаний, необходимым для принятия самостоятельных и взвешенных решений в разных жизненных ситуациях, для формирования суждений и личного обоснованного мнения по актуальным вопросам общественной жизни. Способность вырабатывать суждения - залог гражданственности. Запас знаний - база для этого. Бескультурный патриот опасен для общества и государства.

Общественная и государственная значимость школы требует внимания и уважения к ней со стороны власти и общества. Ведь она задает не только нравственные ценности подрастающему поколению, но и является неотъемлемым элементом жизненного пути каждого. И если она работает плохо, то ни у кого не появится чувства свободы и ответственности за принимаемые решения.

Как бы мы ни экономили, надо помнить, что у человека должно быть чувство Родины. Если оно отсутствует или размыто, это ненормально. А формирует его школьный учитель. Именно он создает образ будущей России. Поэтому важнейший вопрос - социальный статус школьного учителя. Безусловно, надо всем учителям значительно поднять зарплату. Помимо того, надо выделять педагогов и школы, которые осуществляют переход на новый технологический уровень, и дополнительно платить за эту работу.

Человеку важно ощущение принадлежности к какому-то сообществу, ощущение, что он "свой среди своих". В школе должна проводиться отчетливая социальная политика. Все дети начальной школы должны обеспечиваться горячим питанием в школьной столовой. Ребенка из бедной семьи следует обеспечить бесплатной школьной формой, ранцем, учебниками, школьными завтраками или обедами, предоставить технику, чтобы он учился. В содержании школьного образования ключевыми должны быть:

научность - соответствие преподаваемого материала современным научным представлениям, развитие творческих способностей, ума, воображения, понимания процессов и явлений, - словом, всего, кроме отупляющей зубрежки;

гражданственность и патриотизм - отбор материала, организация учебного и воспитательного процесса таким образом, чтобы школьникам прививалась "любовь к отеческим гробам", уважение к другим народам и государствам; молодежь должна впитать государственность, любовь к родине, дисциплину и ответственность, чувство чести и долга;

элементы практических навыков и гражданского общества - основы экономических знаний, правовая культура, в том числе налоговое законодательство, трудовое право и другие предметы, необходимые для принятия самостоятельных грамотных решений в повседневной жизни; детские и молодежные общественные объединения по интересам.

В профессиональных учебных заведениях (ПТУ и техникумы) обучение и воспитание должно быть построено таким образом, чтобы обучающиеся осознали важность получаемой профессии и свои жизненные перспективы. Как правило, учащиеся этих учебных заведений из семей с низким достатком, неблагополучных или из домов-интернатов. Они не должны быть заброшены, обижены и, как следствие, враждебны обществу и государству. Поэтому в общественном сознании надо закрепить высокий статус указанных учебных заведений. Например, бакалавриат ставит своей целью подготовку практически ориентированных специалистов с определенным уровнем общекультурной и профессиональной подготовки. Это вполне можно осуществлять в техникумах, интегрированных с вузами. Субъекту Федерации необходимо провести экспертизу качества программно-методического обеспечения подготовки специалистов, определить долгосрочный региональный заказ на подготовку кадров. Выпускникам ПТУ и техникумов должны быть обязательно предложены рабочие места. Обучение в них должно быть бесплатным, поступление - без экзаменов, ограничение - только по медицинским показателям.

Высшая школа. Россия находится в процессе реформ, которые должны вывести страну на качественно новый уровень. В этой связи высшая школа должна обеспечивать гибкую систему подготовки и повышения квалификации специалистов. Чтобы догнать передовые страны в сфере идей и инноваций, России необходимы первоклассные университеты. Для этого требуются конкуренция за создание лучших школ и вузов, улучшение качества учебных и научных учреждений.

Следует ввести ежегодный одинаковый по стране обязательный сбор, уплачиваемый студентами на обслуживание системы администрирования, документооборота и т.д., не направляемый на зарплату преподавателей; создать единую систему государственного заказа выпускников, государственных образовательных кредитов с минимальной процентной ставкой, чтобы обеспечить возможность оплатить такой сбор любому гражданину России для получения высшего образования. Соблюдая конституционное право на бесплатное высшее образование на конкурсной основе, интересы личности и общества, государство должно обеспечить целевую доплату к заработной плате молодому специалисту, работающему по государственному контракту, на погашение кредита за учебу, а гражданам, отслужившим в армии, - внеконкурсный прием в вуз и погашение образовательного сбора.

Ввести законодательно категорию федеральных исследовательских университетов. Определить их в качестве ведущих научно-образовательных центров страны и обеспечить им дополнительную финансовую поддержку для активизации работы по прорывным и поисковым научно-технологическим направлениям.

Объявить программу обновления материально-технической базы учреждений системы образования: "Индустрия образования": 10, 100, 1000. Для этого ввести гранты: 10 университетов - по 1 млрд. рублей; 100 лучших ПТУ и техникумов - по 100 млн. рублей; 1000 лучших школ - по 1 млн. рублей.

Объявить программу институциональных преобразований для интеграции университетов, академических и прикладных институтов. Профинансировать 10 интеграционных центров науки, образования, инноваций по 1 млрд. рублей на развитие базы совместных исследований.

Создать программу "Формирование структур гражданского общества в школах, ПТУ, техникумах и вузах", объявив 1000 грантов по 1 млн. рублей.

Программа "Поддержка исследовательских групп прорыва": 100 грантов ежегодно по 100 млн. рублей для прикладных научно-инновационных проектов с последующим реальным производством.

Программа "Взгляд в будущее": 50 грантов ежегодно по 100 млн. рублей для фундаментальных и поисковых исследований.


Список задач и направлений открыт



http://www.vinba.ru/

Док. 325384
Перв. публик.: 24.02.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 442

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``