В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Начинать со школы Назад
Начинать со школы

Интервью с Депутатом Государственной Думы профессором Борисом Виноградовым

- Борис Алексеевич, в каких инновационных проектах вы лично участвовали?

- Мой первый опыт связан с автоматизированной лазерной машиной для раскроя настила тканей на швейном объединении "Волна". Тогда, в 1976 году, этот ленинградский проект был первым в стране. Машина была достаточно сложной, потому что одновременно решались две задачи: оптимизации расклада лекал и оптимизации траектории луча лазера, исключающей пережоги. Помимо этих задач решалась теплофизическая задача моделирования процесса резки многослойных гетерогенных материалов и ряд других. У нас не было программаторов, хороших стоек управления, промышленных лазеров, надо было изготовить двенадцатиметровый портал... Естественно, что коллектив был многопрофильный, объединял представителей многих организаций. Справились, и успешно сдали установку госкомиссии. Сделано было даже технико-экономическое обоснование для создания городского центра, который обеспечил бы лазерным раскроем и "Большевичку", и объединение имени Володарского, и практически всех остальных швейников города. На фабриках остались бы только швейные цеха. Однако дальше ТЭО дело не пошло. А наша первая установка оставалась в опытной эксплуатации еще много лет.

Одновременно в конце 70-х мы стали работать с ЛОМО. Делали лазерные установки для технологических линий по производству печатных плат для фотоаппаратов "Алмаз" и "ЛОМО - Компакт". Работали с ЦКБ ЛОМО, лабораторией микроэлектроники и с объединением "Красная Заря". Мне приходилось разрабатывать физико-технологические модели процесса резки, участвовать в решении задач оптимизации, разрабатывать оснастку... Все - в строгом соответствии с существовавшими тогда ГОСТами - завершалось созданием опытного образца и выпуском малой серии установок. В итоге, как ни странно, но в Ленинградском институте текстильной и легкой промышленности возникла большая лазерная технологическая лаборатория, которая работала со многими предприятиями оборонной промышленностью Ленинграда. Фактически это была реальная модель инновационного технологического центра, который активно сотрудничал с научными коллективами ГОИ, ЛИТМО, ЛЭТИ, ЛПИ и другими. Помимо этой лаборатории, я заведовал кафедрой физики в этом же вузе. Можно сказать, что иновациями занимался не на словах - результат всегда воплощался в "железе". Могу утверждать, что уже тогда в рамках крупных хоздоговорных проектов в высшей школе России создавалась инновационная среда, в которой размножались инноваторы. Помните, как сказано у Карела Чапека? Эта среда сейчас развивается во многих вузах страны, в том числе и благодаря активной поддержке фондов. Пользуясь случаем, хочу сказать слова благодарности И.М. Бортнику, Г.Г. Андрееву и другим энтузиастам инновационного дела.

- Почему инновационные процессы идут у нас так медленно?

- Почему не получилось широкого внедрения нашей разработки в швейную отрасль? Ручной труд был до безобразия дешев. Одна работница, которая в день проходила 20 километров, настилая ткань и разрезая ее ленточным ножом, сказала мне: "До тех пор, пока мы будем получать 80 рублей в месяц, никакие ваши технологии не пойдут".

Почему у нас получилось на ЛОМО? Исходным материалом служил фольгированнный полиимид, который тогда покупали в Японии за большие деньги. Оптимизируя лазерный раскрой, мы значительно экономили расход дорогого материала. Кроме того, сложная топология печатных плат делала практически непригодными традиционные механические способы обработки, такие как штамповка. А еще необходимость быстрой перенастройки на другие типы заготовок и т. д. и т.п. Поэтому внедрение лазерной технологии было экономически целесообразно.

К 80-му году уже было ясно, что если труд будет дешев, никакие инновации не пойдут. В начале 80-х годов я побывал на АВТОВАЗе, куда меня пригласили на консультацию по изготовлению плат для фонарей и вообще электрооборудования новых моделей машин. Там оказалась итальянская делегация, и я поинтересовался, как у них идет внедрение новой техники? Итальянский инженер рассказал следующую историю. После войны на "Фиате" сложилась трудная ситуация. Капиталисты говорили рабочим: "Давайте подписывать соглашение". А у рабочих было весеннее наступление трудящихся, летнее наступление, осеннее...В итоге руководство компании в начале 50-х годов стало нанимать африканцев. Подняли линии сборочного конвейера под их рост (они повыше) и те стали работать. Десять лет все было благополучно, а потом и у них началось весеннее наступление... Вот и пришлось ставить на "Фиате" автоматические лазерные комплексы в то время, когда у нас применялась только полуавтоматическая, а точнее ручная точечная сварка.

В структуре ВВП России доля оплаты труда составляет 8 - 12%, на Западе - 60 - 70%. Известно такое соотношение: "10 во второй степени". К примеру, машина "Волга" весит одну тонну, а стоит столько, сколько 100 тонн проката. Одна тонна современных электронных приборов, например, компьютеров, может стоить как сто тонн "Волг" и т.п. Одни страны выпускают прокат, другие - занимаются супертехнологиями, стоимость которых такова, что цену тонны проката надо умножать уже на 10 в шестой степени. Общеизвестно, что переход на новый технологический уровень многократно повышает стоимость ВВП. Но в основе технологии все равно лежит качество труда, который должен быть оплачен. Иначе ничего кардинально не изменится.

- Что, по-вашему, определяет инновации в образовании, например школе?

- Зарплата школьного учителя. С нею связано решение самых острых наших проблем. Возьмите терроризм или экстремизм в целом: пока в школе - городской или сельской работает нищий учитель, с этим злом не справиться. От учителя во многом зависит, вырастут ли новые шахиды и скинхеды, или в общество вольется нормальное поколение. А мы из учителей, которые ни при какой власти не жили богато, сейчас сделали не средний слой, а фактически нищих людей. Поэтому в первую очередь необходимы инновации именно в школьном образовании. Обсуждая проблему зарплаты учителя с точки зрения инноваций, надо чётко выделять две проблемы. Безусловно, надо всем без исключения значительно поднять зарплату, поскольку существующие зарплаты являются несправедливыми. Но помимо этого надо особенно выделять педагогов и школы, которые идут на повышение качества своего труда, осуществляют переход на новый технологический уровень. То есть нужно выделить инновационную составляющую и таким педагогам надо дополнительно платить за эту работу. Тогда у нас будут инновации в школах, а не разговоры о них.

Как бы мы ни экономили, надо помнить, что первая и главная социальная задача - воспитание гражданина и патриота. А это делает школьный учитель. Все остальное вторично: и ВУЗы, и даже Академии наук...У человека должно быть чувство Родины. Если оно отсутствует или размыто, это ненормально...

Я много езжу по глубинке России - во многих местах угнетающая ситуация. Нельзя сегодня учить по таблицам Менделеева, подклеенным скотчем. Требуются электронные таблицы, современная материально-техническая база школы. В том числе школьная мебель, современная школьная форма, школьное питание. Человеку важно ощущение принадлежности к какому-то сообществу, что он "свой среди своих". Воспитательный процесс играет большую социальную роль. Сегодня, метафорически выражаясь, у одного ребенка золото только из носа не торчит, а другому надеть нечего. В школе должна проводиться отчетливая социальная политика. Ребенка из бедной семьи следует обеспечить бесплатной школьной формой, ранцем, учебниками, школьными завтраками или обедами, предоставить технику, чтобы он учился. А не просто поставить компьютер и назвать это информатизацией. Роль государства в образовании должна быть определяющей, потому что здесь не работает экономические принципы, о которых рассказывали итальянцы. Школа вообще не экономическая категория, это категория нравственная. Закройте малокомплектную школу - и деревня умрет.

- Но в образовании у нас сегодня действительно много перемен...

- Мне кажется, то, что сейчас делается: "егэизация", "гифоизация" - все это игры пустые. Вот мы сегодня в ЕГЭ вбухиваем огромные ресурсы, говоря при этом: "равный доступ к образованию и борьба с коррупцией...". Скажу, что это полуправда, которая хуже лжи. Страну разорвали тарифы. Мальчику из Амурской области, если у него и родители, и учителя, и сам он семи пядей во лбу, не приехать в Москву, даже если по результатам ЕГЭ он будет зачислен в МГУ. При зарплате родителей 3 -4 тысячи рублей у него реально нет таких возможностей! Какие сегодня должны быть финансовые возможности семьи для этого? Как минимум на порядок больше! Говорят о перегрузке при сдаче выпускных и вступительных экзаменов в течение 2-х месяцев подряд. Не хотите, чтобы у ребенка была перегрузка при сдаче выпускных и вступительных экзаменов? Так отмените выпускные экзамены в школе. Можно выдать школьнику аттестат по текущей успеваемости, даже золотую медаль тем, кто заслужил, без выпускных экзаменов. Доверьтесь учителю! Или считаете, что его за коробку конфет купят? Не там покупают, не в школах, особенно сельских. Дайте ему аттестат, медаль он повесит на стеночку, и исключите льготы при поступлении, пусть все поступают на равных. Мы же в аспирантуру не обязательно зачисляем выпускников с красными дипломами, зачисляем тех, кто проявил способность к научной работе, пусть у него и тройки были. А другой может, на одни пятерки учился, а склонности к научной работе не проявил. Школа в такой ситуации будет рассматриваться не как ступенька в ВУЗ, а как самодостаточный, ответственный этап формирования человека, гражданина и патриота. ЕГЭ абсолютно нивелирует школу, она становится ступенькой в ВУЗ. Это очень опасный подход.

А ГИФО, которое как бы закрепляет финансовое равенство на получение образования? Его бы надо использовать как государственный элемент влияния на переподготовку и повышение квалификации учителей: дать учителю федеральный ваучер, чтобы он не был пожизненно закреплен за своим региональным педагогическим институтом. Чтобы могли ему сказать: "Выбери себе раз в пять лет право пройти переподготовку в Москве, в Питере, в любом городе, где хочешь, мы это оплатим". И в таком подходе есть важнейший элемент сохранения единства страны. Учитель из деревни поехал в Москву или в Санкт-Петербург на 4 месяца на повышение квалификации, посмотрел город, походил по театрам. Раз в пять лет он имеет на это право - федеральный центр оплачивает! Ваучер нужен, как обеспечение права, а его превратили в средство ограничения.

Ну все-таки о коррупции в образовании много пишут

Давайте разберемся подробнее. Вы согласны с тем, что в сельских школах коррупцию не найдешь? Вижу, что согласны. Этих школ в стране более 30 тысяч. Вы согласны с тем, что в городских школах коррупцию найти нелегко?. Особенно в маленьких городах, ведь там все люди практически на виду. Вижу, что согласны. Остались крупные города. Лично я не нашел коррупцию в обычных школах Москвы и Питера, где учится мой внук. Если конечно не считать букет цветов или коробку конфет учительнице по случаю первого сентября или восьмого марта. Объявлять коррупцией это проявление уважения к человеку конечно можно, но это уже на мой взгляд - диагноз. А сборы денег на ремонт, охрану школы и т.п - характерные приметы нашего полуплатного образования.

Перейдем к Вузам. Читал я, что коррупцией реформаторы считают репетиторство вузовских преподавателей. Вот уж горе от ума. Я в свое время предлагал в министерстве сделать ассоциацию репетиторов и освободить их от налогов. Почему? Во-первых, чтобы не загонять их в теневую экономику. Во-вторых, как правило, это наиболее квалифицированные педагоги. Ведь не станет человек нанимать плохого преподавателя, платя из своего кармана. Если бы ситуация была легализована, репетиторов не было бы в предметных и приемных комиссиях. А историю репетиторства в России надо знать. Борцам же рекомендую прочитать книгу Л.Д. Троцкого "Моя жизнь", где он описывает это явление конца позапрошлого столетия. Но это мои мысли о коррупции в бытовом смысле. Философски эту проблему обозначил А.А. Зиновьев. Борцам с коррупцией, желающим построить образовательный остров коммунизма в нашей стране при помощи ЕГЭ, рекомендую изучить его работы. И последнее. Спросите у бывших министров образования, часто ли к ним обращались высокопоставленные или весьма известные люди с просьбами о помощи по вверенному ведомству?. В том числе и при поступлении в вузы. Думаю, что если они ответят откровенно, то картина будет интересной. Так что не в сельской школе надо искать забытое слово "Блат" или современное более широкое понятие "Коррупция"...

- Как образование связано с состоянием общества?

- Сегодня существует колоссальная социально-этическая проблема, заключающаяся в несоответствии духовного состояния общества вектору направленности экономики. Либеральная экономика ориентирована на то, что каждый должен проявлять инициативу, каждый живет и умирает в одиночку. Индивидуумы объединяются лишь для решения каких-то общих задач. Этому состоянию соответствует протестантская культура - в России же иные традиции. Чем русский человек раньше руководствовался? "На миру и смерть красна", "Мир - это община". Социализм в этом смысле мало что изменил, только добавил "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Есть проблема перехода общества и страны в некое другое состояние, перехода тяжелого и болезненного. Идущие сейчас реформы гораздо глубже, чем реформы Петра Первого и даже реформы большевиков. Они гораздо глубже и опасней для страны в том смысле, что есть шанс выйти на качественно новый уровень развития, но можно получить и катастрофический результат. С этой точки зрения инновации в образовании, инновации в школах становятся ключевыми, потому что надо воспитывать человека. Нужны серьезные социально - политические проекты в системе образования.

- Как изменить отношение власти и общества к проблемам образования?

- Я думаю, что система образования должна выдвигать своих лучших людей сегодня, когда идут выборы в законодательные органы власти. На городских уровнях надо выдвигать, например, учителей школ, на региональных - представителей высшей школы. По уровням надо распределиться, потому что источники финансирования имеют разные уровни. Если люди из системы образования не пойдут в законодательные органы, где все места будут заняты предпринимателями, никаких инновационных проектов в образовании мы не дождемся. Когда у учительства появится опора в законодательных собраниях, никакой губернатор не сможет решить вопрос строительства чего-либо себе в усладу в ущерб ремонту школы.

Система образования - в первую очередь, в высшей школе - должна влиять на формирование депутатского корпуса, на формирование властных структур. Это я и называю инновационным социально - политическим проектом. Если человек глух, равнодушен, имеет собственность за границей, то его не должно быть во власти. Жестко, но правильно. Потому что он будет беспокоиться о своей собственности там, а не о решении проблем людей здесь. Высшая школа должна повысить степень своего влияния на будущее страны. Инновации - это и есть капитализация будущего.

- Каковы перспективы инновационного развития страны?

- Перспективы инновационной деятельности абсолютным образом связаны с оплатой труда. Не добьемся, чтобы в структуре продукта зарплата составляла 40 - 50% - ничего не достигнем. Высокая зарплата потребует другого качества труда - это возможность выхода на действительно инновационную траекторию развития.

На мой взгляд, есть еще проблема. Сегодня в России для инновационной деятельности не хватает трех "К" - Королев, Келдыш, Курчатов. Или - Крупная идея, Крупная личность, Крупный проект, из которого вырастает новая отрасль. Вчера была Крупная личность Курчатов - мы имеем МИНАТОМ сегодня. Благодаря Королеву родилась ракетно-космическая отрасль. Отсутствие крупных людей и отсутствие крупных национальных инновационных проектов - это большая беда. Сегодня в научно-инновационной деятельности порою просто идет дележ бюджетных денег. Даже термин появился: "распиливание". "Распиливают" так, что хватает "на колбасу хорошим людям". Я не против колбасы хорошим людям, но это же люди, которые в большинстве своем не могут ничего создать... И так везде: в политической системе, в экономической жизни, в социальной сфере. А кадры-то действительно решают все! Сегодня надо начинать долгий процесс их выращивания, начинать со школы. Этот процесс лет на 20. Быстрее не удастся...

В свое время мне пришлось поехать из Ленинграда в Благовещенск и строить там ВУЗ. Тогда был заложен его первый кирпичик. Университет же по-настоящему надо строить сто лет. И государству надо видеть цели дальние, стратегические, выстраивать инновационный путь страны во всех аспектах, в политической и в социальной плоскости - вот его роль. А не решать за ученых, в каком виде нужна Академия Наук - не это главная задача инновационного развития России. Пора строить работающий инновационно - промышленный комплекс, создавать новую социальную систему... Политическая система - тоже инновационный проект и он должен быть глубоко продуманным, а не "наперсточным". И это, в первую очередь, главная задача национальной элиты.

Вот пример. При Амурском университете, где я долгое время был ректором, создан небольшой инновационный центр. Зарабатывает в том числе на модернизации станочного оборудования - местные предприятия стали демонтировать станки с ЧПУ и продавать их в Китай как металлолом, потому что возможности провести модернизацию систем управления и переоснастить их при распавшихся связях с поставщиками у небольших заводов нет. Центр переводит станки на компьютерное управление, на современный адаптивный режим управления, и дает им новую путевку в жизнь. Заводы за это платят, потому что центр берет за свою работу немного. Кроме того, обучает работе на модернизированных станках. Безусловно, это лишь одно из направлений деятельности цента в сфере автоматизации технологических процессов. Он много делает интересных инновационных проектов, активно привлекая к работе студентов и аспирантов.

Этот центр разработал электронную таблицу Менделеева и оснащает ею школы - в порядке спонсорской помощи. И выделяет каждый месяц на школы 60 - 70 тыс. рублей, оснащая школы точками удаленного доступа в Интернет. Сейчас совместно с объединением "Росучприбор" задумывает производство современных кабинетов физики для школ. Такие центры открывают перспективы ВУЗам. Конечно, все это непросто, но позволяет ВУЗу развивать инновационную деятельность в тесном контакте не только с реальным производством, но и со школами, техникумами и ПТУ. Всегда восхищался тем, как много у нас светлых голов в высшей школе и не только в ней. Убежден, чего уж не надо занимать нам за границей - это мозги. Много светлых голов в стране... И в этом сила и будущее России.


http://www.vinba.ru/

Док. 325380
Опублик.: 24.06.07
Число обращений: 488

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``