В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Консолидация всех сил - залог успеха Назад
Консолидация всех сил - залог успеха

Нынешний приезд в Амурскую область почетного профессора АмГУ Б.А.Виноградова связан с обстоятельствами, которые как нельзя лучше характеризуют его деятельность. Приняв участие в программе ОРТ "Основной инстинкт", посвященной введению единого государственного экзамена в школах, буквально на следующий день он вылетел в Хабаровск, где участвовал в международной конференции о роли СМИ в жизни общества, а через три дня вручил школам Белогорска видеотеки по русскому языку и литературе. Поэтому в беседе с Виноградовым говорили и об этом, и о многом другом.

- Борис Алексеевич, в программе "Основной инстинкт" было очевидно ваше несогласие с официальной точкой зрения, которую представлял министр образования РФ Филиппов. С чем это связано - с вашим неприятием реформ, осуществляемых в российском образовании, в школах в частности, с расхождениями во взглядах с Филипповым вообще?

- Вы, наверное, знаете, что принята программа модернизации образования и на экспериментальном уровне закреплено проведение единого государственного экзамена. Но какой же это эксперимент, когда в нем сегодня участвуют 5 регионов, завтра - 16, послезавтра - 47, а затем и вся страна? Эксперимент должен носить локальный характер, он потому и называется экспериментом, что проверяется совпадение целей и конечного результата. А когда всю страну загоняют в светлое будущее ЕГЭ - это уже принуждение, причем экономическое. Ведь регионы, участвующие в эксперименте, получали на его проведение средства, то есть стимулировались материально. Но если нынче для проведения ЕГЭ центр деньги дает, то на следующий год регион будет делать это на свои средства. Готовы ли и без того тощие бюджеты регионов к такому повороту? Это первое. Следующее мое возражение связано с тем, что ЕГЭ идет вкупе с ГИФО - образовательными ваучерами, гарантирующими государственную часть средств на получение высшего образования. По существу, мы начинаем полным ходом двигаться к платному образованию в особо крупных размерах, а это уже плохо. Более того, престижные вузы по-прежнему остаются закрытыми для детей из глубинки. А весь разговор о доступности образования - от лукавого.

- И поэтому Филиппов перебивал вас, не давая возможности высказаться до конца?

- Не только. Что такое модернизация? Это обновление системы образования, а не серьезное ее изменение вообще. Наше образование всегда отличалось фундаментальностью знаний. Основу тому, что Россия славилась хорошими учеными, давало школьное образование. И ломать то, что сложилось, не следует. Другое дело - поднять образование на качественно новый уровень. Первым делом, на мой взгляд, следует взяться за материально - техническую базу учебных заведений - как школ, так и техникумов, училищ, вузов. Второе изменение должно касаться статуса учителя и его зарплаты, не позволяющей сегодня не только обеспечить достойный жизненный уровень, но и заниматься самообразованием, знакомясь с современными достижениями науки и техники. Реализация третьего компонента - содержания образования - связана с двумя первыми задачами. Вот почему наши с министром образования России взгляды на модернизацию не совпадают. Другой камень преткновения - платность образования. Я сторонник того, чтобы государственное образование было бесплатным. На то оно и государственное. А что получилось? Сначала вузы и техникумы довели до нищеты, а потом сказали: берите у людей, вытаскивайте из карманов на обучение детей. Это приведет к тому, что усилится социальное неравенство в получении образования, а там и до революционной ситуации недалеко. За короткое время мы получили колоссальную разницу в социальном состоянии населения России. В развитых странах отмечается 10 - кратная разница между бедностью и богатством. У нас, особенно в Москве, она достигает сотни крат. Неравенство регионов, неравенство в получении образования, когда доступ к нему определяется не способностями, а толщиной кошелька, - все эти "не" можно перечислять и дальше. Сколько России проходить через катаклизмы и потрясения? Нужно двигаться по созидающему, а не на разрушающему вектору. Вот эти позиции я и отстаивал. Ушел с поста заместителя министра, потому что не разделял взглядов нынешних реформаторов. Лгать себе я не могу.

- Что-то у нас как в анекдоте получается: раньше эксперименты на собаках проводили, теперь - на людях. Не кажется ли вам, что, экспериментируя, можно далеко зайти?

- Недавно на одном из мероприятий я затеял разговор на эту тему с одним из лидеров российских реформ Евгением Ясиным. Он мне сказал: очень важно, что мы гайдаровские реформы провели быстро, народ не успел опомниться, а если бы успел, не дал бы это сделать. И заметил, что одна из главных целей реформы уже достигнута: мы сумели воспитать индивидуализм, что важно при движении страны вперед. Другое дело, что не успели сделать пенсионный возраст таким, как в Европе... Да, с учетом того, что мужчины в России уходят из жизни в среднем в 58-59 лет, Пенсионный фонд оказался бы в выигрыше, потому что получать пенсии было бы некому. Деньги в стране появятся, но народа уже не будет. Как заметил классик, "жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Я спросил Ясина: а как вы относитесь к тому, чтобы ввести природную ренту тем компаниям, которые выбирают невосполнимые природные ресурсы, ввести как налог, а деньги отдать в школы, где растет будущее страны? Ясин замялся, заговорил о дифференцированном подходе, но на мой вопрос так и не ответил. Я ничего не имею против индивидуализма, но я против того, чтобы он способствовал обнищанию людей, превращению их в безликую массу. Такой индивидуализм плохо заканчивается для России. Да, лидеры должны жить лучше, они двигают общество, но разница в уровне жизни между ними и остальными должна быть разумной. Вот эту разумную грань я называю центризмом.

- Борис Алексеевич, извините, но по воплощаемому в жизнь проекту "Народное образование на Амуре" - единственному в стране по внедрению современных цифровых технологий на Дальнем Востоке - создается впечатление, что вы лоббируете интересы дальневосточников в Москве. Как это воспринимается в столице?

- Где бы я ни работал - в Министерстве образования или сейчас в РТРС - я всегда помогал решать проблемы Дальнего Востока. Воспринимается это нормально, в лоббировании никто не упрекает, потому что знают, что я с Дальнего Востока и с его проблемами знаком не понаслышке. Ну и потом: что понимать под лоббированием? В феврале я пригласил в Амурскую область генерального директора издательства "Просвещение" Александра Михайловича Кондакова. Он увидел, что здесь сильно завышены цены на учебники, которые выпускает его издательство. Мы договорились, чтобы в область пришли учебники по цене издательства. Был заключен договор с администрацией области на поставку школьных учебников. Амурский государственный университет также реализует с издательством "Просвещение" проект по учебникам: на 5 миллионов рублей закуплены учебники, которые на днях прибудут в Шимановск, где находится школьный округ университета. Почему университет взялся за это дело? Чтобы показать, что рынок учебников может быть цивилизованным. Кроме того, побывав в наших школах, Кондаков увидел, что современные технологии используются в них слабо, и предложил оснастить школы видеотеками. Поскольку в бюджете средства на эти цели не заложены, я попросил его как старого товарища сделать подарок амурским школам, т.е. прислать видеокассеты бесплатно. Контейнер с видеокассетами уроков русского языка и литературы уже пришел в область. В Белогорске школы получили комплекты из 60 кассет. Стоимость видеокассет - около 2,5 миллиона рублей. Муниципальные власти заплатят только по 1 рублю за кассету - за доставку железной дорогой. Таких комплектов в область пришло 410. Ни одна из школ не останется без прекрасных видеоуроков.

- Хорошо, а с "тарелками" что? Насколько мне известно, две антенны установили бесплатно. А остальные 20 - на каких условиях?

- Как и в примере с учебниками, наша задача - не взвалить на Амурский государственный университет все проблемы области, а показать, как можно решать их на областном уровне с участием всех заинтересованных лиц. Верно, две "тарелки" мы подарили, установили за счет средств Амурского ОРТПЦ, а остальные - по договору с муниципальными властями, которые обязались заплатить филиалу за саму антенну, за монтаж, наладку, запуск. Все по минимальным расценкам, потому что при этом никакие коммерческие цели не преследовались. Задача была - открыть доступ в Интернет, канал "ТВ-Школьник", который, кстати, транслируется бесплатно. А сейчас слышу, что чуть ли не с детей собирают деньги на установку. Товарищи муниципалы, вы просили сделать точки удаленного доступа? Так почему перекладываете свои обязательства на других? Мы отрабатываем технологические вещи, затем приступаем к созданию содержательной части, монтируем студию, запускаем программы. В этом и состоит особенность системного проекта. Я говорил о том, что есть федеральная программа оснащения сельских школ "тарелками", о том, что уже определен их изготовитель. Но вот прошел год. Ни одной антенны за счет федеральных средств нигде не установлено. Наша программа информатизации - это консолидация усилий федералов, области, муниципалов. Для других проектов тоже важна консолидация - людей, идей, ресурсов... Тогда проект будет сделан. Когда один делает, а трое наблюдают, - толку не будет. Привожу пример: все, что мы делаем с университетом и образовательным сообществом, получается. Медицинский центр приличный открыли, информационный проект выполнили, университет работает, школьный округ организовали, спорткомплекс завершаем... Почему? Потому что люди были нацелены на выполнение этих задач. Вот во время пребывания в Хабаровске я обговорил с ректорами трех вузов - АмГУ, Хабаровского технического университета, Хабаровского университета путей сообщения - проект создания объединенного института в Тынде. Для чего? Чтобы первые два курса дети могли учиться дома, а затем продолжить обучение в одном из этих вузов по выбору. И так можно сделать не только в Тынде. Вот вам пример консолидации, которая созидает и в результате которой успех неизбежен.

- И все- таки давайте вернемся к "тарелкам". 22 уже установлены, но не все запросы удовлетворены. Мне известно, что существует даже очередь на установку антенн. Когда вы намерены продолжить работу?

- Про "очередь" я знаю. Не успел приехать - меня просят, звонят директору Амурского ОРТПЦ, ректору АмГУ... Думаю, что не надо спешить. Мы поставили два десятка "тарелок", теперь надо посмотреть, как они работают, оценить их достоинства, выявить недостатки. Следующий этап - оборудование учебной телестудии, создание программ для вещания - своих, областных: по истории, географии, краеведению родного края, телемедицине и других. Поспешать нужно не торопясь. Да и школа должна быть готова. Что толку ставить "тарелку", если в школе туалет "дистанционный"? Информационные технологии предполагают определенную эстетику, культуру, нужны хорошие помещения, соответствующая мебель. Все это я предлагал в свое время в рамках программы "Индустрия образования". Но пошли по другому, более легкому пути... Школы получили по два компьютера, а классов компьютерных по-прежнему мало. Когда-нибудь в сельские школы придут "тарелки" по федеральной программе, но опять-таки не во все. А почему бы уже сегодня не предусмотреть это и не сделать областную программу развития инфокоммуникационных технологий в школе? За консолидацией усилий, идей, людей всегда следует успех дела. Я это знаю. Потому не только предлагаю, но и делаю все, что в моих силах. И в успехе уверен.

Т.Николаева

"Амурская правда", No 166



http://www.vinba.ru/

Док. 325363
Перв. публик.: 18.06.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 462

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``