В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Приамурье - это моя жизнь` Назад
`Приамурье - это моя жизнь`

Всю прошлую неделю почетный профессор АмГУ Б.А.Виноградов провел в разъездах по области. В Шимановске, Свободном, Белогорске он присутствовал на установке спутниковых антенн на школах. Это часть из 20 комплектов, которые он привез в Приамурье. В Благовещенске Виноградов провел презентацию своей книги "Жизнь в эпоху перемен", в которой не только проанализировал сделанное им на посту ректора АмГУ, но и предложил свои пути выхода области из числа аутсайдеров. О книге разговор на страницах газеты еще будет. А вот об итогах поездки редакция не преминула спросить.

- Борис Алексеевич, Вы взяли за правило приезжать в область с подарками в виде спутниковых антенн, средств федерального бюджета, добытыми на развитие высшей школы, грантами, выигранных при Вашей помощи. Создается впечатление, что, несмотря на переход на другое место работы, вы продолжаете считать приоритетными задачи образования.

- Как-то на парламентских слушаниях в Государственной думе я активно выступал за различные программы, направленные на восстановление индустрии образования. Чтобы отмести всякие подозрения на счет лоббирования, я сразу сказал, что образование и школы - это не отрасль, а факел жизни государства. В этом плане я лоббирую государству. Это моя жизненная позиция.Мои отношения с Советами будут строиться так, чтобы вместе решать все проблемы, которых хватает в области, а с Анатолием Николаевичем Белоноговым, с которым мне приходилось работать на общественных началах его заместителем, я считаю, что договоримся, и проблем в наших отношениях не будет.

- Совсем недавно амурчане могли видеть вас в программе Светланы Сорокиной "Основной инстинкт". Чем объясняется Ваше появление в студии?

- На передачу меня пригласила Светлана Сорокина. Почти 4 года я был заместителем министра образования, занимался ликвидацией последствий наводнения в Ленске, другими форс-мажорными обстоятельствами, поэтому ей интересно было услышать мою точку зрения. Ведь передача была посвящена пожарам и гибели детей. По стечению обстоятельств она проводилась в тот же день, когда пришло известие о пожаре в доме-интернате в Дагестане. Меня искали в течение дня и нашли в шесть часов вечера. Естественно, к передаче, которая выходит в 8 часов вечера в прямом эфире, специально не готовился. В своем выступлении я привел две цифры из данных Госкомстата, которые опасны для властей всех уровней. Это данные по количеству школ, требующих капитального ремонта. В 2000 году таких школ было 7 тысяч, а в 2003 - уже 23 тысячи, находящихся в аварийном состоянии было около 1 тысячи школ, сегодня - больше 3 тысяч. Если мы говорим о пожаре, как о техногенной катастрофе, то риск подобных катастроф за последние три года увеличился в три раза. Ежегодно может гореть, обрушиваться, исходя из этих 3 тысяч, по 10 школ. А в это время кипучие реформаторы, закатив рукава, толкут воду в ступе, выдавая суету за преобразование школы.

- Какое решение проблемы ремонта и оснащения школ можете предложить Вы?

- В свое время я предлагал сделать программу "Индустрия образования" и через Е. С. Строева дошел до высших должностных лиц. Но Министерство образования спустило ее на тормоза. Программа эта подразумевала, чтобы, не спеша, в течение 15 лет делать школы под ключ. Когда заканчивали последние школы, подходила очередь ремонта первых. Через 15 лет меняли бы кабинеты физики, химии, информатики. У программы была социальная подоплека: оснащение школ предполагалось отдать местным предприятиям - производителям учебного оборудования. Помимо рабочих мест, территории имели бы и налоги. Кроме того, я предлагал создать лизинговый фонд, благодаря которому муниципальные образования, приобретая оборудование для школ, рассчитывались бы за них постепенно, в течение 5 лет. Были просчитаны необходимые средства, а также определено то, что основную нагрузку возьмет на себя федеральный бюджет. Сегодня мы бы не имели такую проблему, как аварийное состояние школ, да и вообще ремонт школ как проблему.

- Насколько мне известно, Вам все-таки удалось реализовать часть своих задумок. В Орловской области Вы сделали пилотный проект, результатом которого стал евроремонт школ, а затем оснащение их компьютерами, современным оборудованием.

- Да, сначала этот проект делал я, потом местные власти продолжили его сами с привлечением вузов. Вот и сейчас я предложил проект по информатизации школ Амурской области. Сегодня в область привезено и установлено 20 спутниковых антенн. В Шимановске на четырех городских школах устанавливаются "тарелки", в Свободном на прошлой неделе на крыше гимназии No 9 появилась антенна, в Белогорске также. Будет установлена спутниковая антенна на школе в агрофирме "Партизан", в Тынде. Процесс установки идет за счет средств ОРТПЦ. Работают в этом предприятии не олигархи, но эти высокопрофессиональные люди сознательно идут на этот бесприбыльный проект, что, наверное, непонятно тем, кто сегодня ориентирован на собственный карман. Я докладывал по этому проекту генеральному директору ФГУП РТРС, потому что взял на себя ответственность за реализацию этого проекта за счет тех средств, которые из Благовещенска должны отправляться в Москву. Часть "тарелок" - подарки, но подарить все невозможно. Школы платят только за установку и антенну. Причем не на условиях предоплаты. Телевизионный образовательный канал "Школьник" идет на область бесплатно.

- ОАО "Кросна" выиграла тендер на изготовление "тарелок" для сельских школ. Исходя из количества, антеннами будет обеспечена каждая вторая сельская школа. Какая необходимость Вам вместе с ОРТПЦ сегодня брать по сути дела на себя миссию Министерства образования?

- То, что сегодня предлагает Министерство образования РФ, это ассиметричный доступ. С помощью антенн школы смогут только получать информацию. Мы стараемся обеспечить полноценный Интернет с обратной связью, телевизионные программы. Конечно, как в примере с Орловской областью, мы хотели бы иметь помощь со стороны администрации области. Я привез проекты, которые уже сделаны в других областях, предлагал написать областную программу. С тех пор прошло полгода. Моральную поддержку мы имеем, а областной программы так и нет. Но это не значит, что мы работаем без программы. Работа идет по плану. Мой принцип: не говори, а делай. Когда приезжал осенью, я пообещал: "Отключать телевидение больше не будут". За прошедшие полгода ни разу в области не шла речь об отключении из-за неуплаты. Амурская область теперь в числе первых, чьи расходы оплачиваются. Если проблемы возникают, директор ОРТПЦ звонит мне в Москву и в течение дня они решаются. Мы сделали НТВ в области, но речей по этому поводу не говорим и ленточки не перерезаем. Потому что это нормальная работа без лишних слов.

- Хорошо, Борис Алексеевич, с Вашей подачи как нормальную работу я тогда буду оценивать становление и развитие Амурского университета, открытие Центра здоровья для студентов, "тарелки" на школах ...А приезд по Вашей просьбе в Благовещенск генерального директора ФГУП "Издательство "Просвещение" Александра Михайловича Кондакова тоже входит в понятие нормальной работы?

- Да, я пригласил его в Благовещенск по одной простой причине: цены на школьные учебники в области в несколько раз превышают цены изготовителя. Какой семейный бюджет справится с такой нагрузкой? Кондаков предложил администрации области подписать соглашение на поставку в область школьных учебников по цене издательства. Сейчас комитет по управлению образованием области формирует заказ на учебники. Администрация оплачивает заказ на 15 млн. руб., Амурский университет выделяет 5 млн. руб. на эти цели. Так что в этом году учебники должны быть гораздо дешевле.

- Как-то в разговоре Вы обмолвились, что в АмГУ обязательно должно быть учебное телевидение. Что это было: мечта или рождение нового проекта, какого еще нет в вузах страны?

- Не мечта. Тогда я говорил об уже оформившейся идее организовать студию учебного телевидения Интернета в университете, вернее, всей системы образования области. Средства на эти цели из федерального бюджета уже выделены. Закуплено современное телепередающее оборудование. Частота вещания у нас уже есть, как и радиочастота. Думаю, что добьюсь разрешения на строительство пристройки к ОРТПЦ для студии. Хотелось бы, чтобы к новому учебному году образовательный канал заработал, но я понимаю, что для начала нужно развернуться вузам: объем вещания на образовательном канале должен быть два часа ежедневно. Важно, что канал будет бесплатным. На нем будут лекции по географии, краеведению, экологии родного края. Я бы хотел, чтобы студия АмГУ сняла 28-серийный сериал о районах области и поместила его в Интернет, чтобы весь мир видел, что из себя представляет Приамурье. На программное обеспечение образовательного канала АмГУ и БГПУ выиграли гранты из федерального бюджета.

- Немного непонятно: как могло случиться так, что первая студия учебного телевидения появляется в Благовещенске? Мы уже привыкли к тому, что все новое сначала появляется в Москве, но уж никак не на Дальнем Востоке...

- Действительно, это так. Наша РТРС планирует сильный рывок в цифровизацию. И, как уже сложилось, первой зоной цифрового вещания должна была бы быть Москва. Но я стараюсь сделать все, чтобы процесс цифровизации пошел с Дальнего Востока. Поэтому в начале июне в Хабаровске планирую провести конференцию "Дальневосточный цифровой прорыв". В ней примут участие представители американских фирм, известных на мировом рынке. Поэтому уже в ходе конференции разговор будет идти об условиях лизинга, пройдет презентация нового проекта.

- Борис Алексеевич, сегодня Вы не являетесь ректором университета, но продолжаете помогать ему в дальнейшем движении вперед, не работаете заместителем министра образования РФ, но все Ваши дела связаны с развитием школ и уж никогда не были губернатором, но по мере возможности помогаете области... Почему?

- Было бы очень плохо, если бы, уехав, я бросил университет, разорвалась бы связи времен. Мы уверенно смотрим в свое будущее, когда помним свое прошлое. Я не считаю себя москвичом. Так уж случилось, что я прибыл на Дальний Восток, чтобы сделать современный вуз, прибыл не один, привез таких же варягов-преподавателей. Многие из них стали амурчанами и продолжают по сей день вносить свой вклад в развитие университета. Лучшими своими годами я считаю годы работы в Приамурье. И кто бы не говорил про "наших" и "не наших", всерьез эти разговоры не принимаю. И слово "варяг" применяю только в положительном контексте. Да, я - варяг. Был варягом и С.С.Авраменко. Но кто скажет, что область от этого проиграла? Кстати, на прошлой неделе я был у него в гостях. Он, также как и я, считает годы своей работы в Приамурье лучшими в жизни.

- И все-таки деление на "наших" и "не наших" существует. В прессе нет-нет, да и проскользнет мысль о том, что "не наши" на область работают не просто из интереса...

- Я понимаю, о чем Вы говорите. Делить на наших и не наших - последнее дело. Ведь "нашизм" и национализм, по моему мнению, понятия одного ряда . Только в основе "нашизма" лежит территориальный принцип, в основе национализма - расовый. Исповедование этих принципов может привести к катастрофе. История не знает сослагательного наклонения. Но если бы на выборах в 1993 году я стал губернатором, то сегодня передал бы область в достойном состоянии. Пример - Амурский госуниверситет, который сегодня процветает и развивается. Смена 6 губернаторов привела к тому, нынешнему молодому губернатору приходится прилагать большие усилия, чтобы вытащить ее. Вот в этом суть проблемы. Надо уметь делать, а не говорить. Когда не умеют созидать, начинают развивать теорию "нашизма", разыгрывать эту карту в прессе. Неужели мы так и не сумели понять, что дело не в идеологии и прописке, а в способности делать дело, не тратя время на сладкие слова. Поэтому надо делить не по признаку "нашизма", а на тех, кто может и хочет делать полезные дела и на тех, кто только хорошо говорит об этом. Амурская область, как и АмГУ, за последние 15 лет стала частью моей жизни. Никакие болтуны не в силах разлучить меня с Приамурьем, где бы я не работал и чем бы я не занимался.

"Амурская правда",

http://www.vinba.ru/

Док. 325362
Перв. публик.: 26.04.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 536

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``