В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не Москва ль за нами... Назад
Не Москва ль за нами...

Борис Алексеевич Виноградов - человек в Амурской области известный. С 1988 по 1998 год он был ректором Амурского государственного университета. Благодаря его целенаправленной работе в вузе была создана современная материально-техническая база, бывший технологический институт превратился в современный многопрофильный университет. Успехи молодого доктора технических наук не остались незамеченными. В 1998 году Виноградова пригласили на работу в Министерство образования РФ. Будучи заместителем министра, Борис Алексеевич отвечал за научно-техническую, инновационную политику, информатизацию, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. За информатизацию школ России Русским библиографическим институтом был удостоен звания "Человек года - 2001". Работая в настоящее время директором департамента внешних связей ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", продолжает работу по созданию системы, обеспечивающей доступность школ к информационным образовательным ресурсам. В частности, участвует в разработке и реализации федерально-региональной программы "Народное просвещение в информационном веке" в Амурской области с использованием возможностей радио, телевидения, информационных технологий. Все годы работы в Министерстве образования РФ и Российской телерадиосети, считал себя посланцем Приамурья в столице, оказывал помощь не только АмГУ и системе образования области, но и тем амурчанам, которым требовалась помощь. Предлагаемый вниманию читателей материал - глава из книги Б.А.Виноградова "Сделаем Амурскую область процветающей!" В ней автор, анализируя ситуацию в области, предлагает реальные пути и вполне выполнимые задачи по выводу области из числа дотационных в самодостаточную.

Предлагая возможные пути для вывода Амурской области в регион с нормально функционирующим производством, доходной базой областного бюджета, позволяющей не только вовремя выплачивать зарплату и социальные выплаты, но и обеспечивать население всем необходимым для жизни, а не выживания, я отдавал себе отчет в том, что выполнение этих задач станет реальным делом только в сочетании с активной работой всех представителей земли Амурской в федеральных структурах. Вне выстроенной подобным образом системы любые обещания о "выбитых" в Москве деньгах изначально являются пустыми словами. Если собрать все обещания, мы уже давно должны были жить в шоколадном раю у молочных рек с кисельными берегами. А мы все еще пребываем в состоянии сильно дотационного региона, который ходит с протянутой рукой, чтобы не протянуть ноги. Деятельность наших представителей в Москве, судя по их же высказываниям, пока зачастую напоминает какое-то кустарное производство по выбиванию для области отдельных благ за счет встреч знакомых людей и случайных связей с последующим оптимистическим увлеченным рассказом об этом в прессе. Конечно, спасибо за эти встречи, но не должна быть так безалаберно устроена государственная политическая работа по представительству интересов области в федеральных структурах.

Хочу высказать некоторые соображения об основных задачах, стоящих перед всеми представителями амурчан в Москве. Ведь от первых крестьянских ходоков, просивших у Ленина гвоздей, мы пришли к эпохе суперлоббистов, добивавшихся подписания указов на спине, танке и т.д. Избирать депутатов в Государственную думу и других ответственных лиц, да теперь еще и зачастую на альтернативной основе, у нас уже вошло в привычку. Но чтобы выборы окончательно не превратились в проформу, а мы - в автоматически голосующий электорат, пора вспомнить, что депутаты избираются с какой-то целью.

Давайте, восстанавливая смысл демократически избранной власти, зададим себе вопрос: зачем нам вообще нужны депутаты?

Безусловно, в первую очередь для того, чтобы принимать умные законы, а также выполнять наказы населения, своих избирателей. Заметьте, как нам в последние десять лет вместо прекрасного древнего русского понятия "наказов" навязали заморское слово "лоббизм". Вроде бы, на первый взгляд, разницы нет. У нас за последние годы отработана система лоббирования интересов, оказывается прямое давление на чиновников и законодателей, чаще всего в интересах крупных монополий, олигархов, изредка - образования, науки, культуры. "Лоббист" - это, как правило, общественный или политический деятель, умеющий выбивать бюджетные средства, квоты, льготы и прочие ресурсы для различных структур.

Но ведь публичный наказ депутату - это нечто совсем иное, чем лоббизм. Наказ - это то, что люди поручают своему "ходоку во власть", за невыполнение чего будут спрашивать и наказывать. За правильно организованными наказами - общественная система контроля в интересах людей, препятствующая декларированию легких обещаний со стороны народных избранников на всех уровнях власти.

Пора начать рассуждать принципиально по-новому. В основе наших размышлений должен стоять поиск путей сохранения и повышения качества жизни каждого и общего благосостояния всех. В качестве достаточно характерного примера рассмотрим проблему налогов. Если налоги будут зафиксированы на достаточно длительный срок, можно всерьез решать вопросы инвестиций на территории, думать, откуда можно извлечь дополнительные, не только сиюминутные, но и стратегические доходы. Правильное применение налогов как технологии распределения ответственности и выгоды позволяет подойти к решению кардинальных вопросов: как сделать жизнь в регионе достойной и перспективной, как, наконец, четко определить роль и возможности буквально для каждого жителя.

Я бы поставил на одно из первых мест законодательной работы проблему стабильности налоговой системы. Налоги всех уровней и типов должны быть строго определены в долгосрочном договоре между разными уровнями власти. Сегодня доля субъекта Федерации - не 50%, как еще два года назад, а значительно ниже. Но она не должна быть чудовищно низкой, потому что такие федерации долгожителями не бывают. Главное, чтобы эта доля однозначно была определена на период не менее 6-8 лет, чтобы можно было рассчитывать на собственные силы и жизнь на своей земле - как в области, так и на уровне местного самоуправления. Налоги - это инструмент, который предоставляет фиксированные возможности для развития территории.

Один глава района недавно рассказывал: "Заканчивается финансовый год, из него выходим с прибылью. Ее уже виртуально вложили в развитие района на 2003-й год. Вдруг узнаем, что району на будущий год меняют тарифы отчислений. В частности, оставляют нам не 80% подоходного налога, а только 30%. Но это же грабеж среди бела дня! Эта статья доходов - самая регулярная, и она поступает в казну, что называется, при любой погоде. Теперь же районный бюджет недополучит в 2003-м году ни много, ни мало - 190 млн. рублей! А для нас это - конкретные деньги на помощь малоимущим, здравоохранение, строительство дорог... Дальше - больше. В 2002 году нам оставалось 40% от "пивного" акциза. Пивное дело создавали всем миром, десять лет назад каждую копейку вкладывал район, чтобы предприятие развернулось. Теперь налоговые органы сообщают: не 40%, а 30% будет у нас, остальные денежки уйдут в федеральный бюджет. Налог на прибыль: в 2002 году оставляли 8,5%, на 2003 год скорректировали до 6,5% - это тоже миллионы недополученных рублей. В целом только за счет изменения нормативов отчислений район недосчитает в 2003 году 230 млн. рублей".

Вот такие "чудеса в решете". За все время существования столь древней игры как шахматы мы до сих играем по одним и тем же правилам, практически не меняя их в течение столетий. А что бы, если бы их меняли ежегодно? Почему же мы так часто меняем гораздо чаще более важные правила, определяющие нашу жизнь? Нет ничего худшего, на мой взгляд, чем неустойчивость правил нашей жизни, отказ от многих традиций и невозможность создать новое - то, что будет лучше отвергнутого старого. Даже с монголо-татарами Русь сумела договориться о доле отчисления от своих богатств, а наше правительство беспрерывной ломкой налоговой системы ведет себя хуже "незваного гостя".

Стабилизация налоговой системы не менее важна, чем стабилизация системы политической, чем занимается последние годы В.В.Путин. А уж о вреде политической нестабильности амурчане знают не понаслышке. В области в течение достаточно длительного времени практически ежегодно менялись губернаторы. А временные люди, да еще в эпоху переходного периода, не склонны не только реализовывать крупные инвестиционные проекты, но даже задумываться о них.

Думаю, что как минимум четыре обязательные задачи должен решать любой ответственный представитель области в столице: законодательное обеспечение интересов населения области, Дальнего Востока и всей страны, стабильные и справедливые налоги, исполнение наказов избирателей, увеличение доли области в федеральных программах. Их решение свяжет региональные и федеральные интересы, обеспечит единую государственную политику. Выполняя эти задачи, мы вернемся к демократии как практической форме участия каждого гражданина в управлении государством, а не выключения его из политики вследствие закабаления беспросветной разрухой.

Народ будет точно знать, что сделано представителями области за период их работы, а также что должно быть сделано для улучшения жизни амурчан. Выборы превратятся не в состязание избирательных технологий, а в соревнование знаний, умений и воли. Многие из тех, кто превратил суету около выборов в профессию, останутся без работы. Да и избирателям легче будет спросить с депутатов. Жизнь одна, прожить ее надо достойно и в нравственном, и в материальном плане. Власть на всех уровнях должна заботиться о людях, а для этого она не должна быть случайной.


"Амурская правда"



http://www.vinba.ru/

Док. 325360
Перв. публик.: 13.03.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 479

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``