В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В жизни я выиграл... Назад
В жизни я выиграл...
"Плох тот первокурсник, который не мечтает окончить университет" - такой плакат висит в вестибюле главного корпуса вчерашнего Благовещенского политехнического института, ныне - Амурского государственного университета.

Когда несколько лет назад Борис Алексеевич Виноградов, только что ставший ректором тогда еще технологического института, бьл у нас в редакции в гостях, он высказался в том духе, что, мол, главная цель его работы - открыть на амурской земле университет. Мне он показался тогда романтиком и мечтателем. Это был 1988 год. А в 1992 году наш технологический стал политехническим. И уже готовил кадры не по четырем специальностям, а по... тридцати трем! В городе заговорили о "модных" профессиях, которые раньше можно было получить только за пределами области: менеджер, юрист, дизайнер...

Заблистал на городских мероприятиях студенческий театр, стали получать призы модели одежды, разработанные студентами в своем собственном доме моделей...

Поступить в политехнический стало престижно.

И вот новость: председателем Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию подписан приказ "О переименовании Благовещенского политехнического института в Амурский государственный университет".

Новость, в которую трудно поверить, но это - реальность. И, принимая поздравления, ректор новоиспеченного университета, профессор, доктор технических наук, член-корреспондент Международной инженерной академии Борис Алексеевич Виноградов сказал: "Знаете, по-моему, общественность еще до конца не осознала, какое огромнейшее значение имеет это событие в жизни Амурской области".

Наверное, и правда, не осознали. Вот почему ректор и пригласил к себе в гости журналистов, и проговорил с нами несколько часов, не пожалев личного времени; хочется ему, чтобы все - от нынешнего школьника до первых лиц области - прониклись этим самым пониманием. А вместе с пониманием пришло бы глубокое осознание того, что университет - возможность изменить лицо нашего общества, приподнять его, это общество, на новую ступень развития. А чтобы это сделать, нужно со своим новоиспеченным детищем сотрудничать, нужно ему помогать.

Поначалу ведь Борис Алексеевич хотел организовать университет на основе партнерского вхождения в него, к примеру, кроме политехнического, - мединститута, культпросветучилища, музыкального училища... Не получилось. А тот же факультет искусств создавать придется, так что без сотрудничества не обойтись.

Вот некоторые ответы на вопросы, заданные нами Б. А. Виноградову.

- Почему ставилась такая цель: непременно "сделать" университет? Обыватель вправе сказать: спрос на людей образованных падает, молодежь не может трудоустроиться, многие "ушли" на рынок...

- Помните рассказы Купера? Индейцы радовались привозимым им безделушкам-побрякушкам. Потом их загнали в резервации. Где они сейчас, коренные жители Америки?

Не напоминает ли это вам нынешнюю ситуацию в Амурской области, когда мы радуемся привозимому из Китая ширпотребу? Разве это путь, по которому нам надо идти?

В области живет всего один миллион человек. Мы должны не только выжить, но и развиваться, а это возможно только при высоком интеллектуальном потенциале населения.

В Японии, как вы знаете, ставится цель: высшее образование каждому. Мы же сейчас скатились на 37-е место в мире по числу имеющих высшее образование на десять тысяч человек.

...Нельзя ориентироваться на разваливающуюся экономику, на остановившуюся промышленность. Это не должно стать нормой. Управлять страной должны люди, которые способны возродить хозяйство, экономику. А уж наша главная забота - вырастить кадры.

Наша же амурская молодежь, лучшие ребята, всегда уезжали из Благовещенска. Я специально анализировал эти факты, когда приехал сюда работать. 1200 выпускников школ (лучших) ежегодно покидали область. Уезжали учиться во Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Томск, Новосибирск, Москву - и уже домой не возвращались...

- Какие первоочередные задачи стоят сейчас перед коллективом вуза?

- Главнейшая из них - создание социально-культурной среды. Будет среда - университет состоится. Но среда, атмосфера не создается мгновенно. Наверно, понадобятся десятки лет. Но я рассчитываю, что из сегодняшних лицеистов вырастут мэры и губернаторы, люди, которые займут ключевые позиции в промышленности, строительстве, науке, культуре.

Знаете, я на 90 процентов удовлетворен студенческой средой. Неудовлетворен отсутствием бытовой культуры, культуры в общежитии.

Интеллектуальный же уровень амурских ребят достаточно высок: не стыдно было посылать наших студентов (а посылали более 200 человек) на "включенное" обучение - в университеты и академии Санкт-Петербурга, Москвы, других городов России... Многие оканчивали эти вузы с "красными" дипломами.

Мы намерены продолжить работу по воспитанию амурской элиты. Взяли в аренду помещение бывшего детсада АО "Домостроитель" и откроем в нем еще один лицей для талантливых ребят со всей области.

В становлении нашего университета обещали помочь университеты Киева, Воронежа, МГУ, ДВО РАН. Это и методическая, концептуальная помощь, и поддержка кадрами. Профессора будут приезжать к нам читать лекции, работать. Будем приглашать на постоянную работу преподавателей фундаментальных дисциплин. Кстати, наш собственный преподавательский корпус очень силен. Не было, говорят, счастья, да несчастье помогло. Многие светлые головы из Баку, Ташкента, Гомеля, Киева, Брянска покинули бывшие союзные республики по известным причинам и нашли пристанище в Благовещенске. Воспитываем мы и своих кандидатов, докторов наук. 56 человек учатся сейчас у аспирантуре, и на 14 имеющихся вакансий подано 17 заявлений. Четверо желают поступить в нашу докторантуру.

Одна из ближайших задач - создание концепции университета. Сейчас каждый преподаватель несет мне свои соображения. Сведем их воедино. Надо бы получить одобрение в МГУ - это наш шеф.

Вообще хотелось бы видеть совместное постановление нашего министерства, главы администрации нашей области и ректора МГУ по этой самой концепции развития.

Почему говорю о подписи губернатора? Да потому, что считаю: соучредителями вуза должны быть правительство и субъект Федерации. Население области должно участвовать в содержании своего вуза и в известной степени управлять им.

Самый простой пример. Конечно, мы уже в ближайшее время будем открывать подготовку по нескольким новым специальностям. По каким? Например, говорите, журналистов надо готовить? Значит, будем. А кого еще? Хотелось бы, чтобы жители области высказали свои соображения на этот счет н прислали их или к нам в университет, или к вам в редакцию. Это очень важно.

- Борис Алексеевич, перспективы у вас соблазнительные. Но всем ли будет доступен университет? Не станет ли обучение платным?

- Наверно, чтобы ответить на этот вопрос, надо начать с формы собственности. Я, как и большинство моих коллег, абсолютно несогласен с идеей приватизации вузов, выдвинутой было г. Чубайсом и его компанией. По-моему, нас в правительстве поняли.

Теперь надо избавиться от планов разгосударствления вузов. Речь может идти только о демонополизации - то самое, о чем я сказал, говоря о соучредительстве правительства и субъекта Федерации.

Отсюда вытекает - образование должно быть бесплатным, но в такой форме: каждый молодой человек может взять образовательный кредит. Законодательством это предусмотрено, но механизма осуществления подобного кредитования нет.

Я представляю его себе так. Берешь в банке кредит - и оплачиваешь учебу. Учишься на 4 и 5 - кредит оплачивает государство. Областной администрации нужно, чтобы ты поехал работать в Селемджинский район? Пусть погасит твой долг она. Или конкретное предприятие, нуждающееся в выпускнике.

Если же студент перебивается с двойки на тройку, пусть расплачивается с банком сам. Но это должно быть посильно.

Сейчас дело обстоит так. Госнабор, утвержденный министерством, проводится бесплатно. Но параллельно идет коммерческий, внебюджетный набор. Причем оплачивается сразу весь срок обучения, а если студент отчисляется за неуспеваемость, деньги не возвращаем. Так в договоре.

Были уже подобные случаи. Пусть в тех же коммерческих структурах думают, кого учить: талантливого ребенка рядового сотрудника или сына директора фирмы?



...Много еще рассказывал нам Борис Алексеевич. О том, что нормой существования вуза должна стать открытость. Преподаватели и студенты должны выезжать в научные культурные центры России, Европы, Америки. Это информационный обмен, не позволяющий вариться в собственном соку, что смерти подобно.

Прежде чем проектировать Шадринский собор, проектная группа выезжала в такую вот интересную командировку - по Золотому Кольцу России, знакомиться с лучшими образцами архитектуры. (Кстати, университет будет проектировать все церкви в области).

Ректор рассказал о планах строительства университетского комплекса с технопарком. Под городок территория отведена, здесь строятся жилой дом (пока заморожен), общежитие, два учебных корпуса. Технопарк - это уже совместное с городом детище: площадки для тенниса, гольфа , волейбола и т.д. и т.п.

Показал нам Виноградов и свою "боль" - теплотрассу, которую город считает институтской, а ректор городской. В конце концов пришлось вузу заплатить за ее ремонт, иначе не подключали к отоплению не только вузовские здания, но и жилой массив.

Похвастал Борис Алексеевич студенческой столовой - одной из немногих сохранившихся в городе. Обед студенту обходится в полторы тысячи рублей(примечание - речь идет о тогдашнем масштабе цен), вуз дотирует часть расходов. Купили за 32 миллиона свою пекарню.

Где берут деньги? Выполняют силами преподавателей и студентов договорные работы. Платные коммерческие наборы. И всякая другая коммерческая деятельность, как сейчас у всех.

Между тем профессор Винонградов продолжает читать лекции, выпустил недавно учебник, подготовил к защите 18 кандидатов наук, двое готовят докторские...

А еще он - вице-президент Российского Союза ректоров, курирует Дальневосточный регион, готовит региональное собрание глав администрации - именно по проблемам высшей школы - и еще - член Евразийской ассоциации университетов...

В общем, когда вникнешь в круг его обязанностей и интересов, подумаешь невольно - в общем-то, нам повезло. Повезло, что этот умный, энергичный человек, покинув в 1988 году Ленинград, приехал в нашу область. Что осуществил свою и нашу мечту: открыл здесь университет.

- Там, в Европе, конечно, шире и разнообразнее круг общения. Там спокойней. Там родственники, друзья.И все-таки в жизни я выиграл, - задумчиво подвел он итог годам, проведенным на амурской земле. - Здесь есть где развернуться, есть над чем работать, есть оперативный простор...

Пожелаем коллективу университета успехов в нелегком, но таком увлекательном деле - становлении качественно нового вуза.

Ирина Цыгуля

"Амурская правда",

http://www.vinba.ru/

Док. 325354
Перв. публик.: 29.10.94
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 354

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``