В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ВЛАСТЬ НЕ ДАЮТ, ЕЕ БЕРУТ` Назад
`ВЛАСТЬ НЕ ДАЮТ, ЕЕ БЕРУТ`

Депутат Государственной Думы от Амурской области Борис Виноградов приезжает в область каждый месяц. Он уверен, что без живого общения с амурчанами невозможно эффективно работать в Думе. Вот и в последние дни мая Борис Алексеевич прилетел для участия в слушаниях по проблемам образования, организованных Амурским областным Советом.

График работы депутата чрезвычайно насыщен. Но нашему корреспонденту удалось взять у него интервью.

-Борис Алексеевич, как вы оцениваете прошедшие слушания по образованию?

-Я поддерживаю любую общественную инициативу, которая направлена на хорошее дело. Эта инициатива депутатов областного Совета очень важна, хотя, на мой взгляд, весьма запоздала, чтобы оказать серьезное влияние на ход реформаторских процессов в образовании.

Но будем работать, опираясь, в том числе, и на высказанные на слушаниях предложения.

-Когда же, по вашему мнению, надо было задуматься о развитии образования в области?

-Это уже история с бородой. Отмечу некоторые этапы, которые связаны с моими проектами.

Первый - 1989 - 1991 гг. Именно в то время последовало мое первое предложение о создании Амурского университета путем объединения всех вузов города. Я предлагал главный корпус университета разместить в здании Дворца пионеров. Дворец пионеров и ансамбль "Ровесник" переместить в Дом политпросвещения. Убеждал обком партии сделать этот подарок детям и молодежи. Назвать университет именем Муравьева-Амурского, связаться с его потомками в Париже и перевезти прах графа-патриота России и Дальнего Востока для захоронения на амурской земле, в Благовещенске. Памятник Ленину переместить в областной музей и поставить на этом месте памятник Муравьеву-Амурскому. Предлагал реализовать эту идею с партийными руководителями области, доказывая тогдашнему второму секретарю обкома Шилову, что это поднимет падающий авторитет партии. Идея была отвергнута без обсуждения.

Второй - 1992 - 1993 гг. Приезд в Благовещенск руководителей Госкомвуза России, обсуждение этой же идеи и необходимости разработки программы развития образования области в кабинете Анатолия Белоногова. Результат - полное игнорирование предложений. В то же время я внес предложение о реформировании высшего военного образования путем объединения Уссурийского, Благовещенского танкового и Дальневосточного общевойскового училищ в Дальневосточную военную академию России. Служить в эту академию могли поехать доктора наук, полковники, которым в Москве было тесно и бесперспективно. Думаю, что любой активный и карьерный полковник мечтает стать генералом. У меня было несколько друзей-полковников в Москве, кандидатов и докторов наук, которые работали на кафедрах в московских военных академиях. Все они были готовы ехать на Дальний Восток реализовывать такую идею.

При ее воплощении в жизнь в течение 10-15 лет можно было бы создать военное заведение очень высокого класса с подготовкой в нем кандидатов и докторов наук. Эту идею восприняли генералы -начальник БВТККУ Дегтярев и особенно начальник ДВОКУ генерал Лабушев, который начал ее обсуждение в Москве в высших военных кругах. Однако получил жесткий отказ и совет "не соваться с подобными предложениями". Идея, которая много могла дать для развития не только военного образования, но и региона в целом, умерла. Что потом произошло с Уссурийским и нашим танковым училищами, мы знаем.

Третий - 1994 - 1997 гг. Вспоминаю наши предложения объединиться с педагогическим институтом, переговоры с коммунально-строительным и политехническим техникумами, музыкальным и культпросветучилищами, ПТУ-26 и т, д. Цель объединения - реализация системы качественной многоуровневой подготовки и переход на финансирование из федерального бюджета. Разгрузка областного бюджета. Все предложения были отвергнуты, в ряде случаев с активным негодованием. Сегодня мы знаем, как получают высшее образование учащиеся многих амурских техникумов. Это дело стало прибыльным бизнесом для ряда хабаровских и других вузов, т. к. все происходит на платной основе, да и о хорошем качестве такого высшего образования мечтать не приходится.

Во всяком случае, я вряд ли взял бы такого специалиста к себе в аспирантуру... Говорю об этом с глубоким сожалением, т. к. реализация тех предложений создала бы абсолютно другую ситуацию в профессиональном образовании области. В итоге в 1994 году мы завершили самостоятельно этап перехода в университетский статус. Думаю, что нынешний Амурский госуниверситет развивается неплохо.

-Как вы оцениваете ситуацию сейчас? Традиционные вопросы: кто виноват и что делать?

-Современный этап - время с 2002 года по данный момент. Мои предложения по разработке и реализации инициативной программы "Народное просвещение на Амуре в информационный век". В марте 2003 года я привез в качестве примера некоторые программы информатизации образования, утвержденные региональными Советами депутатов и главами администраций. В частности, Пензенской, Брянской, Тамбовской и ряда других областей. Необходимо было под руководством областных образовательных властей разработать по образцу и подобию свою программу информатизации. Затем,после рассмотрения ее в министерстве, получить на ее реализацию средства и ресурсы из Москвы. Так делало много регионов, в том числе дотационных, превращая этот проект в экспериментальную площадку и т. п. Каков результат на сегодняшний день?

Проект программы нами разработан, реализуется инициативной группой Амурского университета и Благовещенского педагогического университета при активной поддержке Российской телерадиосети. Проект поддержан Министерством образования при абсолютно индифферентном отношении образовательной власти области. Реализуется при поддержке различных внебюджетных источников.

Таким образом, нынешняя ситуация отличается, с одной стороны, кардинальными решениями, которые подготовлены федеральной властью по реформированию образования. С другой - отсутствием концептуальных идей, программных предложений и реальных инициатив со стороны образовательной власти области.

Говорю об этом с горечью, т. к. в результате этой вопиющей бездеятельности страдает учитель, школа, ученик. Я говорю обо всех уровнях образования. Поэтому задуматься надо хотя бы сейчас, чем никогда.

-Что делать?

-Во-первых, нужна концепция и реальная областная программа развития образования, согласованная с Министерством образования и науки и утвержденная областным Советом и губернатором. Со своей стороны, если данное предложение будет принято, готов организовать поддержку этой работы силами специалистов и рассмотрение программы в Министерстве. Лучше позже, чем никогда.

Во-вторых, для реализации программы образовательному сообществу нужно выдвигать на предстоящих выборах во властные структуры области активных и деловых представителей своего сообщества. Надо вспомнить, что "власть не дают, ее берут". Конечно, хорошо жить в обществе и быть свободным от обязательств перед обществом. Но так не получится. До тех пор, пока развитие и само существование образовательных учреждений зависело от федерального центра, влияние областных и муниципальных властей было не столь значительным. Сейчас все начинает меняться. Поэтому и надо активно влиять на власть.

Когда надо было во время распада Советского Союза развивать вуз и создавать нынешний Амурский университет, я был избран депутатом и заместителем председателя областного Совета народных депутатов. Считаю, что установившиеся тогда деловые отношения вуза с промышленностью области крепко помогли ему в развитии, причем не только материально-технической базы. Точно так же надо делать сейчас.

Надо, чтобы законодатели на всех уровнях власти в области стали в хорошем смысле слова лоббистами образования. Так как образование - это будущее области и страны, и этот лоббизм крайне необходим.

Записал Сергей КОЦЮБИНСКИЙ.

"Амурский комсомолец"



http://www.vinba.ru/

Док. 325347
Перв. публик.: 04.06.04
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 544

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``