В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Тот самый табачок... Назад
Александр Шохин: Тот самый табачок...
Александр Николаевич, на этой неделе состоится встреча Путина и Буша в Братиславе. В последние годы складывается впечатление, что отношения между Россией и США имеют два независимых друг от друга уровня. Президенты заверяют друг друга в крепкой дружбе, не позволяют себе особой критики в адрес друг друга, говорят о совместных проектах, а на деле ничего не меняется, и существенного прогресса нет. Можно ли ожидать каких-то изменений или реальное сотрудничество между Россией и США в ближайшие годы в принципе невозможно?

Поскольку речь идет о предстоящей встрече в верхах, все ждут, что на этой встрече будут подтверждены дружественные отношения двух президентов, а тональность этой встречи будет позитивной, несмотря на то, что президента Буша подталкивают к тому, чтобы он высказал достаточно резкие позиции по поводу демократии в России (дело ЮКОСа и т.д.). Даже если эти высказывания и будут иметь место, они будут представлять некие вопросы о том, как Президент Путин видит завершение дела ЮКОСа, чем мотивирует изменения в политической системе, то есть, вопросы будут подняты именно как вопросы, а не как поучение или осуждение. В этой связи общая конструкция российско-американских отношений, когда президенты постоянно дают импульс, который не проходит на следующем уровне между правительствами, министерствами и т. д., сохранится.

Надо иметь в виду, что со стороны США явно просматривается не только желание, но и успешные действия по вытеснению России из постсоветского пространства - "оранжевая революция" на Украине, "революция роз" в Грузии, ожидания похожих событий в Молдове. Это означает, что дружба дружбой, а тот самый табачок, связанный с геополитическим присутствием на постсоветском пространстве, врозь. Нельзя исключать, что демонстрация позитивного подхода американской администрации может продвинуть ряд проектов, чтобы не складывалось впечатления того, что она вытесняет Россию из зоны ее интересов. Такие проекты могут быть и в энергетической сфере. Но трудно говорить о долгосрочном партнерстве двух стран, у которых интересы достаточно сильно различаются.

США помнят, что Россия вместе с Германией и Францией составила антииракскую коалицию, к которой присоединились многие страны, которые не поддержали усилия США или вяло их поддерживали. Хотя американская администрация почти не заметила того, что Россия участвовала в этой коалиции, а больше заметила усилия Франции и Германии, тем не менее (как в том анекдоте), отношения восстановились, но осадок остался. Поэтому элемент взаимного недоверия к действиям друг друга сейчас присутствует. США подозревают, что России не нравится монополярный мир с гегемонией США, прежде всего, на постсоветском пространстве. Россия тоже понимает, что партнерство с США диктует необходимость в реализации национальных интересов самих США и за ними стоит некий прагматический взгляд. Поэтому я думаю, что надо выходить на прагматические подходы и пытаться получить от партнерства то, что можно получить: и присоединение к ВТО, и отмена поправки Джексона-Веника, и изменение решения тех вопросов, на которых настаивает Россия (типа досрочного погашения долгов). Продвижение этих вопросов на высоком уровне могло бы их сдвинуть на уровне той же финансовой Восьмерки и на других форумах. Надо поставить себе несколько прагматических задач и попытаться их решить, иначе разрыв между демонстрацией партнерства и реальными шагами по реализации партнерства будет только усиливаться.

21 февраля 2005
http://www.shohin.ru/index.htm


Док. 325346
Перв. публик.: 21.02.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 543

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``