В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ОБЛАСТЬ БЕЗ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - ОБРЕЧЕНА` Назад
`ОБЛАСТЬ БЕЗ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ - ОБРЕЧЕНА`
Темой для разговора с ректором Благовещенского технологического института, зам. председателя областного Совета Борисом Алексеевичем ВИНОГРАДОВЫМ мы избрали проблемы развития вуза, которые начинаются с... абитуриента. В беседе принял участие также зав. кафедрой высшей математики института Анатолий Иванович ЛОБАНОВ.

Корр.: Пожалуй, можно смело сказать, что сейчас большинство вузов страны работает в режиме поиска. Поиска путей выживания в современных условиях. Высшая школа никогда не жила у нас безмятежно, ей неведом "режим наибольшего благоприятствования". Вот и, как сообщила "Амурская правда", наш пединститут переходит к подготовке учителей на договорной основе: заказчик перечисляет институту 5 тысяч рублей в счет частичного возмещения затрат на подготовку специалиста. Пока из 760 первокурсников таких "платных" будет 220. А ваш институт подготовил какие-либо "новшества" для абитуриентов?

Б.А.Виноградов: Наш вуз решил так не делать. А для БГПИ, возможно, это хороший выход, им нужно готовить специалистов целевым набором. Для нас же оптимальнее - не брать предварительную плату, а принимать по типовым правилам. Наш вуз вступает в договорные отношения с предприятиями позднее, когда студенты уже учатся на старших курсах.

Корр.: До приемных экзаменов остается совсем немного времени. Сейчас вы уже можете сказать, какой к вам придет абитуриент?

А. И. Лобанов: 26 марта наш институт проводил для школьников области олимпиаду по физике и математике. Мы ставили условие: в случае успешной сдачи (на "4" и "5") обоих экзаменов конкурсант мог считать себя зачисленным в вуз. В олимпиаде приняли участие около 500 школьников, в основном из Благовещенска. И никто из этих пятисот не достиг успеха. Это и удивляет, и озадачивает, особенно если принять во внимание, что участвовали в олимпиаде ребята из школ с физико-математическим уклоном, а мы, со своей стороны, смягчили условия олимпиады и дали ребятам задачи не олимпиадного цикла, а те, которые бывают на вступительных экзаменах в Киевском и Ленинградском политехнических институтах.

Б.А.Виноградов: Мы вынуждены поднимать планку требований к абитуриентам, чтобы был настоящий конкурсный отбор, поступали в институт самые сильные и способные. Судите сами: ежегодно по ряду специальностей мы отчисляем с I курса до 200 человек. Вот и оказываемся перед дилеммой: либо снижать уровень требований, чтобы осуществить прием в институт, либо школьникам надо задуматься, как получить нормальное образование. Сейчас "ножницы" между уровнем требований современного политехнического вуза и реальным уровнем образования школьников очень велики. А время наступает жесткое - время высокообразованных и, соответственно, высокооплачиваемых специалистов. Неквалифицированные будут искать работу на бирже труда.

Корр.: Как же вам удастся превратиться в серьезный политехнический вуз, если наши выпускники демонстрируют только "сокращенное образование на манер прынца"? Ибо совершенно ясно, что как бы ни был прекрасно оснащен вуз технически, он - ничто без хороших "мозгов".

Б. А. Виноградов: Вопрос риторический. Хотя уже сейчас специальности БТИ представляют структуру политехнического института - это специальности с прогрессивными технологиями (лазеры, плазменно-лучевые методы обработки, ионная имплантация, компьютерное управление), они несомненно диктуют свои требования к студентам, требуют другого уровня исходных знаний от школьников, "мозгов", как вы сказали. Мы не скрываем, что сейчас существует огромная опасность слабой базисной подготовки школьников. Это очень симптоматично. У нас есть прекрасные, способные ребята, но лучшие выпускники школ все-таки уезжают учиться за пределы области. Если ежегодно из школ выпускается около 8 тысяч ребят, то тысяча из них уезжает учиться в другие вузы.

Кроме того, проблема создания сильного вуза тесно связана с проблемами развития области. Область может хорошо "выглядеть" только тогда, когда в ней будет решена проблема высококвалифицированных кадров - инженеров, социологов, юристов, экономистов. Причем кадры нам нужны свои, никакие "варяги" ситуацию радикально не изменят, область не поднимут. Миграция специалистов в области очень сильна. Те же школьники, которые уезжают учиться в другие, престижные вузы, получают там прекрасное образование, домой, как правило, не возвращаются. Поэтому наша стратегическая задача - остановить "утечку мозгов" из области.

Для этого хотя бы в областном центре надо создавать интеллектуальную, социально-культурную среду. Интеллигентность - это же состояние души, ее нужно формировать десятилетиями. Мы долгими годами все исчисляли на "среднюю душу" - теперь наблюдаем результаты. Давно пора готовить студентов индивидуально и "поштучно" продавать. Область, которая не развивает науку, образование, культуру, - обречена.

А. И. Лобанов: В помощь выпускникам школ наша кафедра выпускает пособие по математике для поступающих в вуз. Мы предлагаем школам и частным лицам присылать заявки на пособие по адресу; г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, БТИ, кафедра высшей математики. В начале мая также выйдет пособие по физике. Мы ждем в институт подготовленного абитуриента.

"Амурский комсомолец", 13 апреля 1991



http://www.vinba.ru/

Док. 325341
Перв. публик.: 13.04.91
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 354

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``