В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`...И у вуза хорошее будущее` Назад
`...И у вуза хорошее будущее`
Вопрос в лоб

- Борис Алексеевич, теперь, когда в Министерстве образования будет сидеть наш человек, станет ли легче жить хотя бы одному конкретному вузу - АмГУ?

Вот так, заступая на новую должность и сформулировал свою стратегическую задачу заместитель министра образования Б.А.Виноградов. Как полагается в таких случаях, пожелаем Борису Алексеевичу в новом качестве успешно справиться с поставленной целью, тем более, что по своему обыкновению планку он установил высоко. А перед отъездом довелось поговорить с ним не как с заместителем министра, а именно как с ректором АмГУ.

Что думает он о положении и задачах вуза, становлению которого отдал почти одиннадцать лет?

- В октябре прошлого года состоялась конференция коллектива, посвященная очередным выборам ректора. Уже тогда перспектива расставания с университетом просматривалась отчетливо, но текущие дела вуза, необходимость соблюдать легитимность при их решении требовали от меня идти на эти выборы...

Если вы обратили внимание, основной упор в докладе был сделан не на констатации достижений, а именно на задачах, которые университету необходимо решить в ближайшие пять лет - с прежним ли ректором, с новым ли, не суть важно. Сам я в шутку назвал подготовленные к конференции тезисы "политическим завещанием Виноградова". Но шутки шутками, а для меня крайне важно, чтобы коллектив осознал эти задачи как составные части единой политики вуза, реализовывать которую предстоит на очередном этапе его жизни. Как и в прошедшие годы, эта политика основывается на собственных силах АмГУ, его факультетов. В министерстве, кто бы там ни сидел, помогают тому, кто сам умеет активно работать, - эту истину за годы ректорства я усвоил основательно.

Принципиально важно усвоить это и всему коллективу нашего университета. Если вуз работает инициативно, он получит максимальную поддержку, если же будет только и делать, что ходить с протянутой рукой, - протянет ноги. До сих пор мы не обивали пороги министерства в качестве просителей. Просили лишь одного: увеличить число бюджетных мест, чтобы как можно больше амурской молодежи могло получить бесплатное образование. Все остальное делали сами - собственными руками, средствами, силами и нервами. Например, последние четыре года в бюджете не была записана отдельной строкой поддержка капитального строительства АмГУ. Тем не менее мы строились. Может, не так быстро, как хотелось бы, но все-таки строились, росли. Я абсолютно уверен, что этот процесс будет продолжаться и без министерской поддержки, потому что достаточно хороший разбег взяли мы сами.

Уверенность в завтрашнем дне - результат собственной работы. Если в вузе, скажем, не действует аспирантура, если там работают доктора наук, которые не подготовили и не выпустили ни одного кандидата наук, конечно, такому вузу придется тяжко. В этом смысле проблема эффективности аспирантуры актуальна и для АмГУ. Все эти годы мы много и с тревогой говорили, что докторов, которые готовят кадры высшей квалификации, у нас считаные единицы. Руководят аспирантами преимущественно доценты - А.Н.Козлов, А.Д.Плутенко, Н.Ш.Чемборисова, Н.КЩепкина и некоторые другие. А люди, которым в первую очередь это полагалось бы делать в силу их научного звания, находились в стороне. Защищали свои докторские и даже становились профессорами, не выпустив ни одного кандидата наук! Между тем у каждого по-настоящему работающего доктора наук, профессора должно быть, как минимум, пять учеников-кандидатов наук. Лишь при этом условии его научное звание перестает быть формальным... Так что вот в чем проблема, а не в том, чтобы уповать на помощь со стороны.

Я часто вспоминаю Н.Л.Суханова, который много лет своей жизни отдал становлению Благовещенского технологического института, приехав в 1976 году из Ленинграда проректором по учебной и научной работе. Он очень много сделал для того, чтобы БТИ мог в принципе называться вузом. После отъезда в Ленинград в 1981 году он подготовил большую группу кандидатов наук для Благовещенского технологического института и только после этого защитил докторскую диссертацию. И по сей день в АмГУ трудятся его аспиранты - О.Т.Аксенова, А.В.Долгушева, А.С.Молчанов, А.М.Медведев и другие.

Для АмГУ вопрос эффективной работы аспирантуры принципиально важен. Решать его нелегко, но необходимо. В свое время мы помогали людям становиться докторами наук - решали проблемы с защитой диссертаций, жильем и т.д. Сейчас их очередь поработать на вуз. И ссылки на загруженность тут неуместны. У меня, кстати, за время работы в АмГУ защитились 10 кандидатов и 4 доктора наук и в настоящее время готовятся к защите 3 кандидатских и докторская диссертации, авторами которых я продолжаю руководить, несмотря на расстояние. Поэтому в университете работает немало кандидатов наук - те, у кого в свое время я был научным руководителем. Для меня это важно. Важнее даже, чем работа ректора. Ее, в крайнем случае, может выполнить и исполняющий обязанности. А вот у научного руководителя работа уникальная, можно сказать, штучная...

Если университет не будет активно работать в этом направлении, в конце концов может вообще встать вопрос о целесообразности аспирантуры в нашем вузе. А очень не хотелось бы. Ведь в министерстве я отвечаю как раз за науку и послевузовское образование. И эту проблему я знаю изнутри, знаю и уровень эффективности аспирантур в других вузах Дальнего Востока, Сибири, не говоря уже о Москве или Санкт-Петербурге...

Может, и не стоило бы так заострять вопрос, ведь в подготовке специалистов высшей квалификации АмГУ наиболее "продвинутый" среди вузов Благовещенска: здесь есть и аспирантура, и докторантура. И если смотреть реально, по жизни, - вуз крепкий, хорошо работает... Но я привык ставить планку как можно выше. Это будоражит, не позволяет успокаиваться. В противном случае - застой и утрата наработанного.

Да, хотелось бы, чтобы аспирантура, да и докторантура развивались более динамично. Когда вуз выпускает кандидатов и докторов наук, - создаются научные направления, появляется научное лицо именно этого вуза. Для нашего, совсем еще молодого университета это важно как ничто другое. Не случайно я рекомендовал на должность исполняющего обязанности ректора именно Андрея Долиевича Плутенко: уверен, что он сможет продолжить взятый курс. (Разумеется, выбирать будет сам .коллектив). Критериев выбора А.Д.Плутенко было несколько. Во-первых, у нас сейчас получился прорыв в области информационных технологий. Это направление, в котором на фоне вузов Благовещенска, всего Дальнего Востока, Сибири, даже Москвы и Санкт-Петербурга АмГУ выглядит достойно благодаря открытию центра Internet. Дальше надо развивать корпоративные сети, подключать к этому школы, другие вузы, развивать дистанционное обучение, чтобы дать возможность людям, живущим вдалеке от вуза, получить образование, не сильно отрываясь от дома. Это известная форма обучения, которая широко применяется в мире. Здесь, на Дальнем Востоке, она особенно актуальна, т. к. не все имеют равные возможности для получения образования по обычной, дневной форме обучения. Дистанционное обучение - хорошая возможность устранить такую дискриминацию. Во-вторых, в дистанционном обучении сегодня много инноваций, тут можно серьезно заниматься наукой, развиваться.

А. Д. Плутенко - один из лучших специалистов АмГУ как раз в этой области. Окончив наш университет, он продолжил образование в хороших аспирантурах, был на стажировках в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому глубоко знает уровень науки и образования в центре. К тому же молод, а в моих глазах это плюс: чтобы выдерживать нагрузки на ректорской должности, надобно иметь изрядное здоровье. Наконец, он здесь родился, здесь его родители (условие не обязательное, но, на мой взгляд, существенное). Он живет среди людей, которые знают его с детства, со школьной скамьи, и они очень хорошего о нем мнения. Человек сдержанный, воспитанный - это тоже важно. По характеру куда мягче меня... Но в АмГУ сегодня и не нужен жесткий ректор, какой требовался на стадии становления и формирования коллектива, система управления вузом уже изменилась. Об этом чуть подробнее.

Года два назад на ученом совете мы объявили, что начинаем децентрализацию управления вузом, что отныне это становится нашей политикой: все больше самостоятельности будет предоставляться факультетам. С тех пор деканам было делегировано много полномочий, факультеты ощутили преимущества свободы, когда все зависит от их собственных решений и действий, и начали нормально развиваться.

Возьмите таких деканов как Г. Ф. Чечета (ФЭФ), Н.К.Щепкина (ФОН), Л.А.Вилесова (ЭФ)... Не нужен им сегодня жесткий ректор. Или, скажем, филфак, которым руководит Л. М. Шипановская. Да, новый факультет, трудно идет становление, но Людмила Михайловна - опытный работник, знает, как вести дела, и чрезмерная опека ректора ей наверняка была бы излишней. Еще пример. Декан факультета социальных наук Н. К. Щепкина сама ездит в командировки, постоянно ищет возможности развития, заключает договоры, ее не требуется подталкивать. Я, конечно, оказываю помощь. Скажем, встретились в Москве с ректором Алтайского университета, я его попросил: будь добр, приедет наша Щепкина, не тяни с подписанием договора, прозондируй такие-то и такие вопросы заранее. Такую помощь я, конечно, буду оказывать и впредь. Но в первую голову руководитель факультета должен обо всем заботиться сам. Кстати, Нэилэ Каюмовна, когда ездила на Алтай, в Москву, договариваясь о делах факультета, попутно уделила время и своей докторской диссертации: нашла руководителя, обсудила тему - и теперь начинает над ней работать. Так и надо вершить дела, тогда будет движение, придет успех. А если сидеть и ждать, когда тебе все принесут на блюдечке, можешь остаться голодным.

С точки зрения задела по теплоснабжению и прочим хозяйственным делам АмГУ - очень устойчивый вуз. У нас нет долгов. Наоборот, должны нам. Все это сделано и делается для того, чтобы у коллектива была возможность сосредоточиться на учебной и научной работе. Ректор - тот, конечно, должен будет заниматься и стройкой, и информатизацией, и прочими стратегическими направлениями: ведь заделы когда-нибудь иссякнут и надо успеть наработать новые. А всему коллективу на новом этапе придется отчетливо осознать: делай, как Н. К. Щепкина. Делай, как Г Ф. Чечета, которая многих своих сотрудников направила в аспирантуру, многие проходят стажировку в Московской финансовой академии. Делай, как Л. А. Вилесова, которая очень активно работает как декан энергетического факультета: проводит научно-практические конференции всероссийского уровня, взаимодействует с местными энергетиками, разрабатывает совместные с ними научные темы, осуществляет совместные договоры...

В общем, главное - делай!

"Амурский университет", No2/44/



http://www.vinba.ru/

Док. 325335
Перв. публик.: 01.03.99
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 390

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``