В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Развитие - процесс упрямый (Фрагменты доклада ректора профессора Б.А.Виноградова на конференции АмГУ 08.10.98) Назад
Развитие - процесс упрямый (Фрагменты доклада ректора профессора Б.А.Виноградова на конференции АмГУ 08.10.98)

Становление и развитие. Первый этап становления университета пройден. Есть полнокровный научно-педагогический коллектив, студенты, аспиранты, докторанты. Без больших перебоев и провалов функционируют системы жизнеобеспечения университета. Это сделано в условиях резкого сокращения государственной поддержки высшей школы России, в том числе и нашего университета.

Стратегия и планируемые действия. Наша страна переживает период стремительных перемен, кризисов и новых возможностей. Большинство стран мира открыто для конкуренции в области промышленных и информационных технологий, циклы жизни изделий все более коротки. В этой ситуации возрастает роль хорошо подготовленных, творчески мыслящих специалистов.

Основу нашей стратегии должны составлять ключевые проблемы развития, последовательная работа по разрешению которых становится главной в деятельности университета.

На наш взгляд, к ключевым проблемам дальнейшего развития университета можно отнести следующие:
Полномасштабное развертывание факультетов, значительное повышение их самостоятельности и ответственности за развитие специальностей и направлений подготовки, резкое повышение качества выпускаемых специалистов, обеспечение выпускникам рабочих мест в меняющихся рыночных условиях; определение факультетами и университетом в целом перспективных направлений подготовки, на которых необходимо концентрировать усилия и ресурсы.
Выработка современной образовательной стратегии (особенно в гуманитарном секторе университета), основанной на использовании новейших информационных технологий, междисциплинарной интеграции, использовании инновационных достижений в высшей школе России и за рубежом, серьезные вложения в развитие библиотеки университета.
Дальнейшее формирование новых специальностей и факультетов, внимание развитию вуза как классического университета с сильными, стратегически правильно выбранными направлениями инженерной подготовки, сотрудничество с другими университетами для организации совместной подготовки специалистов, поиск новых форм работы с вузами, заказчиками и потенциальными конкурентами на рынке образовательных услуг.
Развитие международных связей университета, обеспечивающих расширение его международного влияния, создание внешнего окружения университета в регионе из потенциальных работодателей, представителей органов власти и управления, других структур.
Организация экономической, финансовой и хозяйственной деятельности с ориентацией на рост внебюджетных поступлений, развитие материально-технической базы, эффективное использование собственности, поддержка и усиление социальной защиты работающих и обучающихся в университете.
Дальнейшее приведение системы управления университетом в соответствие с задачами нынешнего этапа его становления и развития. Следует свести к минимуму издержки вуза, предупреждать ненужные траты. Избыточная бюрократия в университете должна быть устранена на всех уровнях, а оценка системы управления должна проводиться в сопоставлении с практикой лучших вузов как в стране, так и за рубежом. Такая оценка будет свидетельствовать об эффективности системы управления, т.е. об оптимальности использования интеллектуальных ресурсов университета.
Планируемые действия (1999-2003 гг.). В эти годы необходимо добиться устойчивого высокого конкурса в университет, стабилизировать бюджетный набор на уровне не менее 1000 человек по дневной форме обучения, развернуть на факультетах наборы студентов по сокращенным программам обучения. Дальнейшее развитие должна получить система довузовской подготовки в рамках школ учебного округа. Должна быть создана система постоянной внутривузовской аттестации знаний студентов.

В эти годы предстоит освоить федеральный узел "Интернет" для широкого использования его в научно-образовательном процессе; нужно провести дальнейшую модернизацию учебных программ и планов, увеличить разнообразие образовательных услуг и повысить качество преподавания.

Конечная цель - создать систему, позволяющую непрерывно повышать качество подготовки специалистов.

В гуманитарном секторе университета должно осуществляться его приоритетное развитие, формирование научных направлений, ускоренное наращивание кадрового потенциала гуманитарных факультетов через аспирантуру и докторантуру ведущих вузов страны. В эти годы надо развивать и укреплять межпредметные, межфакультетские научные исследования и связи, расширять возможности издательской деятельности, улучшить комплектование библиотеки для гуманитарных факультетов.

Создать более благоприятные рабочие условия, построив учебный корпус факультетов международных отношений и филологического, приступить к проектированию и строительству корпуса библиотеки с залами для работы в сети Интернет.

Для наших студентов и аспирантов необходимо обеспечить дальнейшее повышение уровня подготовки за счет углубления учебного процесса, расширить выбор лекционных курсов, семинаров, получать на льготных условиях параллельное второе образование. Необходимо более активно привлекать студентов к научной работе, к участию в получении грантов, специальных стипендий и т.д. Расширить участие студентов и аспирантов во всех формах управления университетом, самоуправления. Создать на факультетах более эффективную систему содействия трудоустройству выпускников. Улучшить бытовые условия проживания в общежитиях, построив в эти годы общежитие на 250 мест по соглашению с Зейской ГЭС и администрацией г.Зеи.

Особое внимание следует уделить развитию науки как основы развития университета. При этом изменения в сфере государственного финансирования науки приведут к необходимости резкого усиления нашей работы по получению грантов, участию в государственных программах фундаментальных и прикладных научных исследований. Необходимо обеспечить приоритетную поддержку для опережающего развития исследований в естественно-научных и гуманитарных направлениях. Провести на факультетах последовательную работу по наращиванию кадрового научно-педагогического потенциала. В перспективных направлениях, по которым в университете могут быть сформированы научные школы, необходимо создать благоприятные условия для опережающего развития.

Задачами предстоящего периода являются поиск дополнительных надежных и устойчивых источников внебюджетного финансирования факультетов, которые активно начали реализовываться рядом факультетов, развитие факультета дополнительного образования и расширение учебного округа АмГУ, расширение форм внебюджетной образовательной, научной и другой деятельности факультетов и других структурных подразделений. Необходимо снизить финансовую нагрузку на госбюджетную составляющую финансирования АмГУ за счет перевода на частичный либо полный хозрасчет и самофинансирование ряда структурных подразделений - таких как управление безопасности, научно-исследовательских работ и других.

Необходимо, чтобы конечной целью развития экономики университета стала дальнейшая целенаправленная социальная защита сотрудников и студентов вуза, а также обеспечение развития материально-технической базы университета и вывод его в число передовых вузов Дальнего Востока и всей России.

Для этого необходимо решить задачи:
непрерывного увеличения rocбюджетного финансирования;
расширения источников внебюджетных поступлений;
создания на 1999 год проекта консолидированного бюджета университета и утверждение его ученым советом;
развития экономических отношений внутри университета с усилением адресной социальной поддержки работающих и обучающихся.
Необходимо продолжить активную работу по освоению закрепленной за университетом территории.

Строительство университета должно обеспечить в первую очередь развитие гуманитарных факультетов, находящихся в крайне стесненных условиях, и библиотеки. Необходимо, кроме того, продумать пути освоения территории так называемого технопарка, однако без дополнительных инвестиций университет вряд ли сможет самостоятельно осилить этот проект. Но надо сделать первые реальные шаги к освоению этой территории, если мы не хотим ее потерять.

Необходимо также найти пути рационального и разумного использования собственности университета, изучить пути экономики затрат и возможности получения дополнительного, устойчивого дохода.


http://www.vinba.ru/

Док. 325333
Перв. публик.: 06.10.98
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 387

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``