В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В становлении вуза очень помог Ленинград Назад
В становлении вуза очень помог Ленинград

Назначен ректором технологического института в 1988 году. Спустя четыре года - ректор политехнического института, спустя еще два года - ректор АмГУ.

- Борис Алексеевич, когда вас назначили ректором технологического института, какие перспективы вы тогда увидели?

- Технологический институт был узкопрофильным. Он готовил специалистов для текстильной и легкой промышленности и к 1988 г. БТУ исчерпал себя как вуз, так как в области стало много специалистов, не занятых в народном хозяйстве области. Комиссия Министерства высшего образования выступила с резкой критикой руководства вуза. Но, на мой взгляд, не совсем обоснованно, так как оно сделало все возможное. Вуз нельзя быстро построить, для этого необходимо время.

Кроме того, Министерство выступило только с критикой, не предложив своего концептуального видения развития института. Ученый совет вуза принял документ, в котором указывалось, что наш институт, в силу своей узкопрофильности, не отвечает требованиям рыночной экономики. Поэтому мы выработали новую концепцию развития вуза. В нее вошло расширение профиля подготовки специалистов с учетом особенностей региона.

- Чем продиктовано создание университета именно в Амурской области?

- Существует два принципа построения вузов. Первый - когда в государстве возникают элитные центры с университетами и академиями, формируется так называемая элита, при этом все остальное общество остается необразованным. Так было в дореволюционной России, когда элиту составляли дворянство и часть разночинцев. Но есть и другой путь, на который ступила Япония,- это путь всеобщего высшего образования. Образованная нация - вот основная цель высокоразвитой страны, в которой понимают, что плохие знания очень дорого обходятся государству. Для того чтобы образование было всеобщим, оно должно стать доступным на конкурсной основе, бесплатным и качественным. Кроме того, чтобы не было дискриминации, оно должно быть максимально приближено к человеку территориально. Например, жители Дальнего Востока находятся в менее выгодных условиях, чем те, кто живет, допустим, в Москве. Поэтому наша цель - создать университет, который со временем стал бы отвечать всем упомянутым требованиям.

- Какой город сыграл наибольшую роль в создании и становлении нашего вуза?

- Безусловно, Ленинград. Наш технологический институт был подшефным Ленинградского института текстильной и легкой промышленности. Он помогал учебными пособиями, посылал в Амурскую область специалистов. Также большую роль сыграл Хабаровск, ведь наш вуз первоначально существовал как филиал Хабаровского политехнического института.

- Известно, что Благовещенская швейная фабрика обанкротилась. Не поставило ли это под угрозу существование факультета легкой промышленности?

- Во многих странах нет крупных текстильных предприятий. Легкая промышленность там представлена небольшими ателье, центрами высокой моды. Поэтому факультет легкой промышленности модернизируется.

- А как создавалась лазерная лаборатория при нашем вузе? Многие считают, что она спасает финансовое положение университета.

- Оборудование поставили фирмы, с которыми я сотрудничал, занимаясь научной работой еще в Ленинграде. То, что она спасает финансовое положение, - это громко сказано. Тем не менее лазерная лаборатория приносит ощутимые доходы.

- Существуют ли принципиальные различия между студентами вашего поколения и нашего?

- Студенты нынешние не хуже, чем студенты того времени, когда учился я, без сомнения. Различия, конечно, есть. В наше время студенты много занимались наукой, общественной работой, ездили в стройотряды по стране. Но современные студенты тоже достаточно развиты. Стремление к знаниям есть у большинства.

- А чем отличаются, на ваш взгляд, амурские студенты от студентов московских и ленинградских вузов?

- Ленинградских и московских студентов воспитывает сама социокультурная среда. Жизнь их более динамична. Что касается стремления к знаниям, то трудно сказать, у кого оно развито сильнее. Там студенты более прагматичны. Большинство из них стараются выучить иностранный язык, потому что это престижно, выиграть гранты, чтобы поехать на учебу в зарубежные вузы. На западе сильнее развита конкуренция, и у студентов-лидеров больше возможностей проявить себя. Кроме того, студенты там более свободны, раскованны, более самостоятельны.

В центральных вузах лекции читают профессора, по учебникам которых и учатся студенты. Возникает живое общение, которое само по себе многое дает для усвоения знаний. Здесь у нас пока с этим проблема.

Колоссальная беда наших студентов в том, что они очень мало читают литературы, выходящей за пределы учебной программы. Не скажу, чтобы студенты Центральной России были способнее наших, талантливее, но они понимают самоценность хорошего образования.

- Борис Алексеевич, а в каком вузе учились вы?

- Я окончил Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности по специальности инженер-электромеханик. Потом занимался научной работой в различных НИИ. Наукой я стал заниматься, когда был еще студентом третьего курса. На нее уходило много времени, порой приходилось сидеть до 2-3 часов ночи каждый день.

- А время на досуг оставалось?

- Если у человека есть воля, он успевает делать все. Но самое главное, что должен студент сделать за годы учебы - стать образованным человеком.

- Какие студенческие традиции существовали в ваше время? Были стройотряды, которые сейчас стали историей. А еще?

- Каждую субботу проходили встречи с актерами театров, писателями и другими известными людьми. В студенческие годы мне довелось услышать Высоцкого, Товстоногова, Городницкого, Клячкина, Басилашвили. Очень часто проводились вечера отдыха то, что сейчас называется дискотеками. Много было конкурсов самодеятельности, фестивалей студенческих ансамблей. Организацией этих мероприятий занимался студенческий клуб. Сейчас мы стараемся возродить эти традиции. С этой целью был создан студенческий совет. Студенты должны запомнить время учебы в университете, а для этого необходимо общение за рамками университетской образовательной программы.

- Каким вам представляется будущее нашего университета?

- В настоящее время АмГУ входит в Евразийскую ассоциацию университетов. Он также включен в состав участников по выполнению новой программы "Интернет", финансируемой правительством Российской Федерации и фондом Сороса. Станет ли наш университет одним из ведущих или остановится в развитии - покажет будущее. Задача сегодняшнего дня - нарастить "критическую массу" вуза в лице сильных и способных студентов и преподавателей, занимающихся наукой и творчеством.

Сейчас в АмГУ на штатной основе работают двенадцать докторов наук, профессоров и более ста кандидатов наук. Если за два-три года у нас будет тридцать-сорок докторов наук и около двухсот пятидесяти кандидатов наук, то можно говорить о реальном существовании "критической массы". Тогда уже ничто не остановит университет на пути его развития.

"Амурский университет".

http://www.vinba.ru/

Док. 325320
Опублик.: 24.06.07
Число обращений: 479

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``