В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Целый ряд вопросов, конечно, остается Назад
Александр Шохин: Целый ряд вопросов, конечно, остается
Александр Николаевич, на прошлой неделе, в четверг, премьер-министр Фрадков одобрил подготовленный Минприроды проект нового закона о недрах. Эксперты и аналитики достаточно негативно оценивают последствия принятия этого законопроекта, поскольку, по их мнению, он может оставить российскую нефтянку без инвестиций. Кроме того, законопроект предусматривает возможность фактически в любой момент национализировать продукцию, добытую из недр, и вступает в противоречие с принципами разделения полномочий между центром и регионами. Какова Ваша оценка этого законопроекта, и обоснованы ли эти опасения?

Конечно, в этом законопроекте есть ряд новаторских идей, которые должны быть поддержаны. В частности, переход от административного права к гражданско-правовым отношениям в сфере недропользования, четко прописаны правовые обязанности сторон, включая даже все платежи, которые должны быть в договоре на разведку и добычу полезных ископаемых. Но в то же время целый ряд вопросов, конечно, остается. В частности, совершенно не понятно требование предоставлять право на разработку недр российским юридическим лицам, в том числе, дочерним компаниям иностранных нерезидентов. Но одновременно с этим будет дополнительное правило, которое прямо не прописано в законе, а именно - возможность составления неких списков стратегических месторождений, к которым не будет допуска российским юридическим лицам с контрольным пакетом иностранного капитала. Этот двойной контроль, когда одновременно и нормальное правило, которое существует во многих странах, что только резиденты имеют право на эксплуатацию недр, и одновременно составление неких списков при том понимании, что аукционная форма, которая провозглашена в законе, не исключает проведения аукциона в форме, близкой к конкурсу, когда заранее известны некие требования к компаниям, подающим заявки на аукцион. Эта многоступенчатая защита от иностранного инвестора выглядит, мягко говоря, неразумной. У государства должны быть возможности, которые дают минимальные необходимые права контроля в этой области, и здесь достаточно было, так же, как в банковской системе, обязать создавать российские дочерние юридические лица иностранным компаниям, которые хотят вступить в гражданско-правовые отношения с российским государством. Но все остальное - это, вообще говоря, подыгрывание российским компаниям, которые избавляются от крупных конкурентов в лице транснациональных горнорудных или нефтегазовых компаний. Кроме того, роль субъектов федерации здесь явно занижена. Единственное право субъектов местных властей заключается в праве делегировать представителей конкурсно-аукционной комиссии. Я думаю, что здесь пойдет доработка законопроекта, поскольку многие регионы с концентрацией ресурсов, могут оказаться дотационными после введения этой системы, при том, что сейчас они - одни из самых доходных. И здесь какие-то механизмы доступа субъектов к принятию решений должны быть более продвинутыми в пользу регионов. Баланс должен быть найден.




21 марта 2005
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325313
Перв. публик.: 21.03.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 681

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``