В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дорогу осилит идущий. Назад
Дорогу осилит идущий.
Как и в предыдущий свой приезд, почетный профессор Амурского государственного университета, директор департамента внешних связей ФГУП РТРС Борис Виноградов приехал снова в Приамурье не с пустыми руками. Еще одна "тарелка" - приемная антенна для приема учебных телевизионных программ появилась на крыше Благовещенского педагогического университета, был открыт валеологический центр в АмГУ. Вместе с ним в Приамурье побывал генеральный директор ФГУП "Издательство "Просвещение" Александр Кондаков, который привез предложения о сотрудничестве в области приобретения школьных учебников. Мы встретились с Борисом Алексеевичем и попросили прокомментировать итоги поездки.

- Как вы знаете, мною была предложена программа "Народное просвещение на Амуре в информационном веке", которая предусматривает информатизацию образования. Суть ее сводится к получению учебными заведениями области возможности работать в системе Интернет и смотреть образовательные программы канала "Школьник" с помощью приемных спутниковых антенн. Программа эта была согласована с администрацией области и озвучена в областном Совете народных депутатов. Предлагая ее, я рассчитывал на поддержку местных властей этого проекта, как это было в Орловской области. Прежде, чем писать программу стоимостью в 2 миллиона долларов, я ее опробовал в 1999 году в этой области. Тогда мы оснащали 42 школы, силами наших вузов производили оборудование для кабинетов физики, химии, лингафонные кабинеты, информатики. Что сделал губернатор области Егор Строев? Он собрал всех директоров школ и крупных бизнесменов области и сказал буквально следующее: " Сейчас Министерство образования начинает пилотный проект в 42 школах. Я призываю глав администраций сделать ремонт по европейскому стандарту в школах, куда будет поставлено оборудование. И вообще. Ремонт надо сделать во всех школах, чтобы у нас не были дистанционные туалеты. Только после этого зайдут специалисты по монтажу. Если школы не будут подготовлены, информатизации в этих школах не будет". Тут же при мне он поднял представителей бизнеса: "Ты сделаешь 3 школы, ты - 4..." Я был в этих школах, когда мы ставили компьютерное оборудование, и видел слезы на глазах учителей. Потому что кабинеты в школах были отремонтированы так, как иной офис не будет. Что я услышал в Амурской области от одного депутата областного Совета? "В школах нет туалетов, а он "тарелки" предлагает". Если власть не может обеспечить нормальную зарплату учителям, пусть хотя бы обеспечит нормальные условия труда для них. Это вопрос совести власти. Но туалеты и информатизацию не надо путать.

Я работал во власти в Амурской области, был заместителем председателя областного Совета на общественных началах. У нас был отдел по работе Совета. состоящий из 11 человек. И не было ни одного штатного депутата. И никто из депутатов не ставил вопрос: кто будет делать туалеты в школах? Сегодня во власти, могут утверждать, стало на порядок больше чиновников, как и самих видов властей. Но проблем от этого не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Вы задумывались над тем, почему в Амурской области в два раза больше платят за свет и тепло? Может быть, здесь богатые люди живут? Богаче, чем в Москве? А почему школьные учебники в 5-6 раз дороже? Если представительная власть не в силах взять эти вопросы под контроль, пусть их возьмет пресса. Я призываю газету "Открытый урок", "Амурскую правду", другие газеты взять под общественный контроль такую проблему: посредники во всех сферах деятельности. Есть производители, есть посредники. Давайте отделять одно от другого.

Сегодня ФГУП " Издательство "Просвещение" готово подарить в 410 школ области видеотеки - комплект кассет в виде кассет с учебным содержанием. Оно готово поставлять в Амурскую область школьные учебники по реальной цене. Условие одно: издательство будет работать с одним представителем администрации, а не провайдерами. Как это будет сделано, издательство не интересует. Есть же в области государственные унитарные предприятия, наконец. Если власть области будет долго тянуть с этим вопросом, эту функцию возьмет на себя Амурский госуниверситет. Это не свойственная ему функция, но, напомню, в свое время пекарня АмГУ сбила цены на хлеб, начав его выпечку. Я знаю одно: невозможно за два комплекта школьных учебников отдавать месячную зарплату. Либо власть обязана сделать как надо, либо что-то надо делать с властью.

К слову, за "тарелки", установленные уже в области, никто не требовал ни копейки. Это были подарки. Я показал, что все возможно решать даже при отсутствии средств. Я обратился к своим друзьям-приятелям: сегодня нет возможности у БГПУ смотреть программы "Школьник", давайте поможем. И они прислали "тарелку" самолетом. Да, она не последней модификации, но работать позволит. И если "федералы" поставят "тарелки" без обратной связи, область должна думать, как ее обеспечить. В противном случае она должна предложить что-то другое. А просто критиковать нельзя, сделайте что-нибудь сами. А потом критикуйте. Когда я подготовил программу информатизации, я предложил посмотреть источники - бюджетные и внебюджетные, просчитать все. Я готов принять участие в программе инновационных проектов развития области, чтобы она не ходила " с протянутой рукой". Но сначала, чтобы не строить мост вдоль Амура, надо написать бизнес-план. Но делать что-то все равно надо. Область перешла тот Рубикон, который переходить было нельзя. Вместо прежнего миллиона жителей в ней проживают 950 тысяч человек. Если ничего не предпринимать, область обречена.

Здесь, в Благовещенске, я узнаю, что есть прекрасный учебник по географии Амурской области, получивший грамоту. Но нет возможности его издать. Это же как нужно не уважать своих людей, чтобы книги, написанные амурскими ученными, издавались в Москве?!

В 1987 году в Амурской области было всего 3 дотационных совхоза. Сегодня дотационна вся область. Видимо, что-то с властью, эффективностью работы людей. работающих в ней. Я считаю, что на всех уровнях - от областной до поселковой - власть должна задуматься: для кого она живет? Для народа или для себя? Если для себя, пусть скажет: ребята, вы - лишние, не мешайте нам жить. Если для народа , пусть покажет на примере тех же школьных учебников, что она может изменить ситуацию и привезет учебники по цене изготовителя.

В следующий раз я приеду в Приамурье с представителем Минэкономразвития, нужно будет обсудить инвестиционный блок в сфере образования, науки и культуры. И начинать делать. Если будем только болтать - толку не будет. В свое время я прочитал в одной книге такую мысль: "Не бойтесь врага - он только убьет, не бойтесь друзей - они только предадут, бойтесь людей равнодушных. Это с их молчаливого согласия убивают и предают". По моему, лучше не скажешь.

"Амурский открытый урок" No7 23.02.2003
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/ou20030223(VII).shtml

Док. 325302
Перв. публик.: 23.02.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 441

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``