В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О программе информатизации образования. Назад
О программе информатизации образования.
Одним из пунктов Соглашения между Администрацией Амурской области и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" подписанным на днях в Москве, является участие в реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы." О том, как качественно изменится образование с программой информатизации, рассуждает заместитель руководителя ФГУП Б.А. Виноградов.

Разработку этой программы я курировал, будучи заместителем министра образования РФ. Разрабатывая программу, мы хорошо понимали, что информатизация образования представляет собой процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. Нужно было дать ясный ответ на вопрос, что реально означает использование информационных технологий и Интернет в учебном процессе прежде всего общеобразовательной школы?

Ведь учебный процесс в современной массовой школе спроектирован так, чтобы все необходимое для учебной работы можно было найти в материалах обязательного учебно-методического комплекта. Для каждого учебного предмета ежегодно издаются учебники и задачники, хрестоматии, материалы для дополнительного чтения, справочники, словари. Никакую учебную информацию школьнику искать в Интернете просто не нужно. Да и никому в голову не приходит копировать учебные тексты, которые напечатаны в сотнях тысячах экземплярах и дешевы. Не говоря уже о том, что переложение традиционных учебников в гипертекст - глупая затея. Учебник бессмысленно и вредно читать на экране монитора.

Главной проблемой информатизации образования не только в России, но и во всем мире является разработка контента, то есть таких электронных учебных материалов, которые позволяют решать педагогические задачи, не доступные традиционным методам. В электронных учебных материалах должны реализовываться предпосылки для повышения эффективности обучения, для развития способностей к творческой деятельности, которые создает применение компьютеров и информационных технологий. Разработка таких материалов - серьезная научная проблема, требующая времени и привлечения самых высококвалифицированных кадров. При этом необходимо правильно учесть соотношение традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе опыта работы с информационными технологиями.

Разработку электронных средств поддержки и развития учебного процесса предусматривается организовать в соответствии с уровнями образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Разработка электронных учебных материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами. Включение этих учебных материалов в учебный процесс современной школы должно обеспечить эффективное использование поставляемой в школы компьютерной и телекоммуникационной техники.

Вторая по важности задача - подготовка преподавателей к использованию информационных технологий в учебном процессе. Новые технологии, направленные на повышение эффективности обучения, развитие способностей учащихся, позволяющие выбирать индивидуальные траектории обучения, должны интегрировать электронные и традиционные средства обучения.

Естественно, что информатизация образования требует соответствующего аппаратно-программного обеспечения. Поэтому неудивительно, что реализация Программы началась с поставки компьютеров в сельские школы. Было несколько вариантов такой поставки. Для нас с самого начала было очевидно, что поставлять по одному компьютеру крайне неэффективно. При этом делается чрезвычайно дорогой доставка компьютеров в удаленные сельские школы. Возникают сложные (и дорогостоящие) проблемы, связанные с охраной этих компьютеров и их обслуживанием. А главное - при этом не решается ни одна из педагогических задач, связанных с информатизацией образования. Поэтому мы предлагали на первом этапе идти по пути создания базовых школ и межшкольных компьютерных центров. Но, к сожалению, победила другая точка зрения: поставлять 1-2 компьютера в каждую сельскую школу.

Для успешной реализации Программы необходимо уже на первом этапе информатизации обеспечить максимальное расширение возможностей доступа школьников, включая сельских, и учителей к содержательным и педагогически эффективным сетевым ресурсам и технологиям.

Ни для кого не секрет, что даже в Москве очень немного школ, где компьютерная техника используется эффективно. Далеко не в каждой школе есть учителя, владеющие информационными технологиями. Принятая на заре внедрения компьютеров в советское образование и действующая до наших дней модель (компьютерный класс) далеко не оптимальна по соотношению затрат и полученных результатов. Обычно с таким классом работает только учитель информатики, который прежде всего озабочен не использованием компьютеров другими учителями, а установкой железной двери и организацией охраны.

Далее, существуют различные модели подключения школ к Интернету. Наиболее простой, но очень дорогостоящий способ - асимметричное подключение, предоставляющее техническое решение по "доставке на заказ" мультимедийных учебных материалов, включая учебные видеопрограммы. При этом пользователи могут только получать контент, передаваемый из центра. Такой способ оправдан только для удаленных сельских школ и только на первом этапе информатизации образования. На втором этапе подключение к Интернету должно обеспечивать работу в интерактивном режиме.

Чтобы обеспечить возможность доступа к сетевым ресурсам максимального числа учащихся при минимальных затратах нецелесообразно на первом этапе поставлять компьютеры отдельным школам. Ведь в подавляющем большинстве школ нет хороших линий связи, нет в достаточном количестве кадров, способных обеспечить их эффективное использование, отсутствует надлежащая ремонтная база. Имеет смысл поставлять технику в специально создаваемые в районных центрах и в районах больших городов межшкольные компьютерные центры (центры коллективного пользования). Для обеспечения связи межшкольных компьютеров с узлами доступа предлагается использование наземной радиосвязи. Различные варианты радиодоступа обеспечивают устойчивую скоростную связь при средних начальных капиталовложениях и весьма незначительной ежемесячной плате за радиодоступ. При этом даже учащиеся малокомплектных школ могут получить качественный доступ к сетевым информационным ресурсам по выделенным линиям, так как организация подвоза детей к этим центрам по определенному расписанию недорога и под силу местным органам управления.

Организация межшкольных компьютерных центров позволяет оптимизировать использование человеческих ресурсов. Преподаватели, владеющие информационными образовательными технологиями, могут вести на базе этих центров методическую работу и оказывать помощь другим учителям в овладении информационными технологиями. На базе компьютерных центров будут проходить подготовку и переподготовку педагогические, управленческие и технические кадры, необходимые для реализации программы информатизации образования.

Компьютерные центры будут способствовать формированию активно действующих межшкольных сообществ учителей, станут ячейками формирующегося единого образовательного пространства России как части мирового образовательного пространства.

Компьютерные центры позволяют гораздо легче решать вопросы обслуживания и ремонта компьютеров и периферийного оборудования. В этой модели школы получают выход в Интернет по хорошим выделенным линиям. На базе компьютерных центров могут создаваться медиатеки, где будет собираться вся информация по разным направлениям учебных программ на различных носителях. Фонды педагогических программных средств, аудио- и видеоинформации станут доступны преподавателям и учащимся. Возможна организация проката таких материалов для школ.

В целях создания педагогически эффективной информационно-образовательной среды планируется создание образовательного портала, который должен содержать в электронном виде учебники, задачники, методические материалы, справочники, развивающие игры, материалы для углубленного изучения иностранных языков, тесты, диагностические материалы, модули для высшего педагогического образования и другие материалы. Предусматривается создание электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса с учетом особенностей области.

На базе образовательного портала будут развернуты различные формы дистанционного обучения как важнейшие компоненты складывающейся системы непрерывного образования. Особое внимание будет уделено разработке технологий, позволяющих осуществлять дистанционное обучение в режиме реального времени, дающих возможность живого диалога учителя и ученика в дистанционном образовании.

Использование информационных и коммуникационных технологий позволит:
восстановить и развить систему поиска одаренных детей и организации работы с ними на основе имеющегося отечественного опыта, но на современной технологической основе, использовать возможности новых информационных технологий для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными;
поднять качество обучения в сельской местности путем подключения к огромным информационным массивам и работы в сети самых квалифицированных преподавателей, и тем самым содействовать выравниванию образовательных возможностей населения;
дать возможность детям- инвалидам с ограниченными двигательными возможностями получать полноценное школьное образование, а также начальное профессиональное образование, создать более благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации, расширив их регулярное общение с преподавателями и своими сверстниками через образовательную сеть;
существенно снизить расходы на подготовку и переподготовку учителей в сфере информационных технологий; эту работу можно вести дистанционно, не отрывая учителей от места работы и не затрачивая огромных средств на переезды, гостиницы и т.д.; учитель получает возможность постоянных квалифицированных консультаций, живого общения с ведущими специалистами, доступ к сетевым информационным ресурсам.
"Открытый урок" (приложение к газете "Амурский университет") No3 23.12.2002
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/ou20021223(III).shtml

Док. 325300
Перв. публик.: 23.12.02
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 444

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``