В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Виноградов: `Начинать нужно со школы`. Назад
Борис Виноградов: `Начинать нужно со школы`.
Известно, что Б.А.Виноградов, будучи заведующим кафедры физики в Ленинградском институте текстильной и лёгкой промышленности, возглавлял лазерную технологическую лабораторию в этом же ВУЗе и принимал участие в разработке некоторых инновационных проектов. Результаты испытаний этих разработок показали, что их внедрение на предприятиях, с одной стороны, открывало перспективу ускорения производственных процессов, а с другой, самым решительным образом должно было повысить качество труда, воплощённого в ВВП. Но дальше технико-экономических обоснований дело не пошло. Причины этого коренились как в неповоротливости хозяйственного механизма страны, так и в изживших себя методах политического руководства. Оба этих фактора самым пагубным образом сказывались на подготовке кадров специалистов, высокообразованных, компетентных в своих областях знаний, настоящих патриотов, преданных делу прогресса. И сейчас, когда набирает обороты реформирование всех сторон жизни России, кадровая проблема встаёт во всей своей остроте. Об этом Борис Алексеевич пишет в своих последних книгах и говорит в публичных выступлениях, подчёркивая, что без определённой, чёткой инновационной политики страна не выживет в современном мире, не впишется в сообщество развитых стран, внедряющих в производство высокие технологии, что даёт им возможность довольно успешно решать и социально-экономические вопросы. Значит, всё нужно начинать с подготовки кадров, базой для которой является вся система образования. А коль это так, то сам собой напрашивается первый вопрос, который наш корреспондент задал Борису ВИНОГРАДОВУ:

- Борис Алексеевич, что же по-Вашему является главной составляющей инновации в образовании, к примеру, в школе!

- Зарплата школьного учителя. С нею связано решение самых острых наших проблем. Возьмите терроризм и экстремизм в целом: пока в школе - городской или сельской- работает нищий учитель, с этим злом не справиться. От учителя во многом зависит, вырастут ли новые шахиды и скинхеды, или в общество вольётся нормальное поколение. А мы из учителей, которые ни при какой власти не жили богато, сейчас сделали не средний слой, а фактически нищих людей. Поэтому в первую очередь необходимы инновации именно в школьном образовании. Обсуждая проблему зарплаты учителя с точки зрения инноваций, надо чётко выделять две проблемы. Безусловно, надо всем без исключения значительно поднять зарплату, поскольку существующие зарплаты являются несправедливыми. Но помимо этого надо особенно выделять педагогов и школы, которые идут на повышение качества своего труда, осуществляют переход на новый технологический уровень. То есть нужно выделять инновационную составляющую и таким педагогам надо дополнительно платить за эту работу. Тогда у нас будут инновации в школах, а не разговоры о них. Как бы мы ни экономили, надо помнить, что первая и главная социальная задача - воспитание гражданина и патриота. А это делает школьный учитель. Всё остальное вторично: и вузы, и даже Академии наук... у человека должно быть чувство Родины. Если оно отсутствует или размыто, это ненормально...

Я много езжу по глубинке России - во многих местах угнетающая ситуация. Нельзя сегодня учить по таблицам Менделеева, подклеенным скотчем. Требуются электронные таблицы, современная материально-техническая база школы. В том числе школьная мебель, современная школьная форма, школьное питание. Человеку важно ощущение принадлежности к какому-то сообществу, что он "свой среди своих". Воспитательный процесс играет большую социальную роль. Сегодня, метафорически выражаясь, у одного ребёнка золото только из носа не торчит, а другому надеть нечего. В школе должна проводиться отчётливая социальная политика. Ребёнка из бедной семьи следует обеспечить бесплатной школьной формой, ранцем, учебниками, школьными завтраками или обедами, предоставить технику, чтобы он учился. А не просто поставить компьютер и назвать это информатизацией. Роль государства в образовании должна быть определяющей, потому что здесь не работают экономические принципы. Школа вообще не экономическая категория, это категория нравственная. Закройте малокомплектную школу - и деревня умрёт.

- Но перемены-то в образовании происходят...

- Мне кажется, то, что сейчас делается: "егэизация", "гифоизация" - всё это игры пустые. Вот мы сегодня в ЕГЭ вбухиваем огромные ресурсы, говоря при этом: "равный доступ к образованию и борьба с коррупцией...". Скажу, что это полуправда, которая хуже лжи. Страну разорвали тарифы. Мальчику из Амурской области, если у него и родители, и учителя, и сам он семи пядей во лбу, не приехать в Москву, даже если по результатам ЕГЭ он будет зачислен в МГУ. При зарплате родителей 3-4 тысячи рублей у него реально нет таких возможностей! Какие сегодня должны быть финансовые возможности семьи для этого? Как минимум на порядок больше! Говорят о перегрузке при сдаче выпускных и вступительных экзаменов в течение двух месяцев подряд. Не хотите, чтобы у ребёнка была перегрузка при сдаче выпускных и вступительных экзаменов? Так отмените выпускные экзамены в школе. Можно выдать школьнику аттестат по текущей успеваемости, даже золотую медаль тем, кто заслужил, без выпускных экзаменов. Доверьтесь учителю! Или считаете, что его за коробку конфет купят? Не там покупают, не в школах, особенно сельских. Дайте ему аттестат, медаль он повесит на стеночку, и исключите льготы при поступлении, пусть все поступают на равных. Мы же в аспирантуру не обязательно зачисляем выпускников с красными дипломами, зачисляем тех, кто проявил способность к научной работе, пусть у него и тройки были. А другой, может, на одни пятёрки учился, а склонности к научной работе не проявил. Школа в такой ситуации будет рассматриваться не как ступенька в вуз, а как самодостаточный, ответственный этап формирования человека, гражданина и патриота. ЕГЭ абсолютно нивелирует школу, она становится ступенькой в вуз. Это очень опасный подход.

А ГИФО, которое как бы закрепляет финансовое равенство на получение образования? Его бы надо использовать как государственный элемент влияния на переподготовку и повышение квалификации учителей: дать учителю федеральный ваучер, чтобы он не был пожизненно закреплён за свом региональным педагогическим институтом. Чтобы могли ему сказать: "Выбери себе раз в пять лет право пройти переподготовку в Москве, в Питере, в любом городе, где хочешь, мы это оплатим". И в таком подходе есть важнейший элемент сохранения единства страны. Учитель из деревни поехал в Москву или в Санкт-Петербург на четыре месяца на повышение квалификации, посмотрел город, походил по театрам. Раз в пять лет он имеет на это право - федеральный центр оплачивает! Ваучер нужен как обеспечение права, а его превратили в средство ограничения.

- Однако вернёмся к коррупции, она ведь в образовании существует.

- Давайте разберёмся подробнее. Вы согласны с тем, что в сельских школах коррупцию не найдёшь? Вижу, что согласны. Этих школ в стране более 30 тысяч. Вы согласны с тем, что в городских школах коррупцию найти нелегко? Особенно в маленьких городах, ведь там все люди практически на виду. Вижу, что согласны. Остались крупные города. Лично я не нашёл коррупцию в обычных школах Москвы и Питера, где учится мой внук. Если, конечно, не считать букет цветов или коробку конфет учительнице по случаю первого сентября или восьмого марта. Объявлять коррупцией это проявление уважения к человеку, конечно, можно, но это уже, на мой взгляд, - диагноз. А* сборы денег на ремонт, охрану школы и т.п. - характерные приметы нашего полу платного образования.

Перейдём к вузам. Читал я, что коррупцией реформаторы считают репетиторство вузовских преподавателей. Вот уж горе от ума. Я в своё время предлагал в министерстве сделать ассоциацию репетиторов и освободить их от налогов. Почему? Во-первых, чтобы не загонять их в теневую экономику. Во-вторых, как правило, это наиболее квалифицированные педагоги. Ведь не станет человек нанимать плохого преподавателя, платя из своего кармана. Если бы ситуация была легализована, репетиторов не было бы в предметных и приёмных комиссиях. А историю репетиторства в России надо знать. Борцам же рекомендую прочитать книгу Л. Д. Троцкого "Моя жизнь", где он описывает это явление конца позапрошлого столетия. Но это мои мысли о коррупции в бытовом смысле. Философски эту проблему обозначил А.А.Зиновьев. Борцам с коррупцией, желающим построить образовательный остров коммунизма в нашей стране при помощи ЕГЭ, рекомендую изучить его работы. И последнее. Спросите у бывших министров образования, часто ли к ним обращались высокопоставленные или весьма известные люди с просьбами о помощи по вверенному ведомству? В том числе и при поступлении в вузы. Думаю, что если они ответят откровенно, то картина будет интересной. Так что не в сельской школе надо искать забытое слово "блат" или современное более широкое понятие "коррупция".

- А как по-Вашем у можно заставить власть и общество изменить отношение к образованию!

- Я думаю, что система образования должна выдвигать своих лучших людей сегодня, когда идут выборы в законодательные органы власти. На городских уровнях надо выдвигать, например, учителей школ, на региональных -представителей высшей школы. По уровням надо распределиться, потому что источники финансирования имеют разные уровни. Если люди из системы образования не пойдут в законодательные органы, где все места будут заняты предпринимателями, никаких инновационных проектов в образовании мы не дождёмся. Когда у учительства появится опора в законодательных собраниях, никакой губернатор не сможет решить вопрос строительства чего-либо себе в усладу в ущерб ремонту школы.

Система образования - в первую очередь в высшей школе - должна влиять на формирование депутатского корпуса, на формирование властных структур. Это я и называю инновационным социально-политическим проектом. Если человек глух, равнодушен, имеет собственность за границей, то его не должно быть во власти. Жёстко, но правильно. Потому что он будет беспокоиться о своей собственности там, а не о решении проблем людей здесь. Высшая школа должна повысить степень своего влияния на будущее страны. Инновации -это и есть капитализация будущего.

- И как же Вам видятся перспективы инновационного развития нашей страны!

- Перспективы инновационной деятельности абсолютным образом связаны с оплатой труда. Не добьёмся, чтобы в структуре продукта зарплата составляла 40-50% - ничего не достигнем. Высокая зарплата требует высокого качества труда - это возможность выхода на действительно инновационную траекторию развития.

На мой взгляд, есть ещё проблема. Сегодня в России для инновационной деятельности не хватает трёх "К" - Королёв, Келдыш, Курчатов. Или - Крупная идея, Крупная личность, Крупный проект, из которого вырастает новая отрасль. Вчера была Крупная личность Курчатов - мы имеем МИНАТОМ сегодня. Благодаря Королёву родилась ракет-но-космическая отрасль. Отсутствие крупных людей и отсутствие крупных национальных инновационных проектов - это большая беда. Сегодня в научно-инновационной деятельности порою просто идёт делёж бюджетных денег. Даже термин появился: "распиливание". "Распиливают" так, что хватает "на колбасу хорошим людям". Я не против колбасы хорошим людям, но это же люди, которые в большинстве своём не могут ничего создать... И так везде: в политической системе, в экономической жизни, в социальной сфере. А кадры-то действительно решают всё! Сегодня надо начинать долгий процесс их выращивания, начинать со школы.

Интервью провёл С. ПОВНЫЙ

"Амурский дилижанс" No3 19.01.2005
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/ad20050119.shtml

Док. 325291
Перв. публик.: 19.01.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 390

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``