В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Виноградов: `Куда мы обязаны выйти?` Назад
Борис Виноградов: `Куда мы обязаны выйти?`
Непродуманные действия и непонимание того, зачем нашей партией "Единая Россия" проводится то или иное решение и каковы будут его последствия, могут привести к плачевному результату.

Поэтому по принципу "лучше позже, чем никогда" после голосования 2 июля, на котором в первом чтении был принят законопроект о "монетизации" льгот, надо задуматься о том, что же делать дальше.

Мне кажется, что Дума оказалась не готовой к принципиальному обсуждению проблемы. В частности, большинство дискуссий шло вокруг неправильного, на мой взгляд, понятия льгот. Необходимо различать разные типы социальных ситуаций, которые сегодня свалены в кучу и подводятся под единое понятие льгот.

Не претендуя на полноту, попробую провести некоторую классификацию проблемы.

Первый тип. Привилегии (профессиональные или должностные). Касаются чиновников, "депутатов, судей, прокуроров и т. д. Думаю, что это не только весьма немалые суммы. Это сохранение того, что всегда возмущало людей и досталось нам из прежних времен. Мы еще недавно говорили о фактическом статусном расслоении людей, в первую очередь партийных и советских руководителей, с отоваривани-ем в спецмагазинах и т.п. Очевидно, что ситуация здесь должна быть изменена коренным образом.

Второй тип. Условно назову его "долги наши тяжкие". Речь идёт о долгах государства и общества перед теми людьми, которые понесли очевидный ущерб, например, потеряли своё здоровье в ходе выполнения заданий государства. Это, в первую очередь, ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий, ликвидаторы чернобьтьской аварии и т.п. Самая ранимая часть населения, которая уменьшается с каждым годом. Эта категория должна ясно увидеть, что реформирование улучшит их ситуацию.

Третий тип. Государственный патронаж. Относится к частично дееспособным гражданам общества. Это, прежде всего, инвалиды. Здесь государственная поддержка должна быть в двух формах: денежной и материальной. Например, изготовление и ремонт ортопедических изделий и т.п.

Четвертый тип. Льготы. Относятся к тем категориям граждан, которые государство считает необходимым адресно поддерживать. Это льготы ветеранам труда, выплата пособия на ребенка, поддержка одаренных детей и т.д. Предоставлением подобных льгот государство дополнительно стимулирует добросовестный труд, рождаемость и др.

Пятый тип. Невыполненные государственные обещания. В качестве примера приведу "декларируемую и не выполнявшуюся никогда норму из федерального закона "Об образовании". Она гласит о том, что размер заработной платы педагогов должен быть равным размеру средней заработной платы по промышленности. Но это не реализовывалось - то есть миллионам педагогов были невыплачены огромные деньги. То же самое касается прямых или косвенных экспроприации государством сбережений граждан - например, в Сбербанке в 1992 году.

Думаю, что нравственным будет признание этих долгов внутренними долгами государства с четко прописанным механизмом погашения, может быть, путем государственных облигаций и т.п.

Шестой тип. Статусные льготы. Речь идёт об особо заслуженных людях страны, например, Героях Советского Союза и России и др. Если мы хотим, чтобы в стране не исчезли люди, которые "раньше думают о Родине, а потом о себе", мы должны значительно повысить размер этих выплат.

Седьмой тип. Доплаты за ученые степени и звания и т.п. Думаю, что должны быть установлены крупные разовые вознаграждения за значительные научно-технические и другие творческие достижения. А ученая степень в вузах и научных организациях позволяет занять должность с соответствующим окладом. Нынешняя столь массовая статусная рента, да еще и фактически пожизненная, лично у меня вызывает сомнения. А с учетом массовости защит диссертаций начальниками различных уровней в последние годы это еще более настораживает.

Необходимо распространить районные коэффициенты на денежные выплаты, которые заменят часть из действующих льгот.

Предлагаемый подход не является истиной в последней инстанции, но позволяет выработать и без суеты принять правильные решения. Это позволит в итоге реализовать проект нового социального порядка в России.

Очень хорошо понимали эти проблемы китайцы. По Конфуцию главным делом мудрецов является не суета и стремление подстраиваться, а замена слов и вещей, ставших ложными, на правильные.

Стратегически верное желание разрубить запутанный клубок льгот при спешке загонит всю страну в ловушку, из которой сложно будет выбраться без потерь.

"Амурский дилижанс" No31 28.07.2004
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/ad20040728-2.shtml

Док. 325289
Перв. публик.: 28.07.04
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 421

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``